Парламент. Британский парламент Новейшего времени в главном сохранил традицион­ное положение и формы деятельности (см. § 53). Эволюция вырази­лась, во-первых, в

Британский парламент Новейшего времени в главном сохранил традицион­ное положение и формы деятельности (см. § 53). Эволюция вырази­лась, во-первых, в переменах в значении палат по отношению друг к другу, во-вторых — в изменении взаимоотношений с правительст­вом.

Палата общин в начале века насчитывала более 700 депутатов. После полного обособления от королевства Ирландии и провозгла­шения ее независимости в 1922 г. состав сократился (до 615 деп.) и только к концу века стал постоянным — 650 депутатов (523 от Анг­лии, 72 от Шотландии, 38 от Уэльса, 17 от Северной Ирландии). Большинство депутатов принадлежали к двум основным поли­тическим партиям, и только в 1920-е гг. партийный состав был бо­лее сложным (примерно до 200 консерваторов, по 120-150 — лейбо­ристов и либералов). Деятельность депутатов стала чисто професси­ональной. Начиная с 1911 г. они стали получать постоянное жало­ванье и, кроме того, суммы на секретариат и должностные дела.

Палата лордов — номинально более многочисленный орган. К началу 1990-х гг. в ее составе было 1195 пэров. Важную особенность палаты составило резкое увеличение числа т. н. назначенных, или пожизненных, пэров (пожалованных по представлению правитель­ства, которому в этом случае, по традиции, монарх не может отка­зать). Пожизненные пэры впервые были назначены еще в 1876 г. в качестве специалистов-судей палаты. В первой половине XX в. их число невелико (6 в 1913 г., 9 в 1947 г.). После принятия закона о пожизненном пэрстве (1958) такие назначения стали частыми, при­чем используемыми правительством для усиления своих позиций (особенно лейбористами),число пожизненных пэров достигло трети в палате. Палата лордов и в XX в. оставалась оплотом Консерватив­ной партии (до 500 лордов заявляли о себе как о «тори»), свыше 100 членов причисляли себя к лейбористам, были либералы, даже соци­алисты. Значительная часть лордов были независимыми в партий­ном отношении. Несмотря на требования закона о действительном участии в работах палаты, присутствие большинства лордов в ней оставалось эпизодическим: рекордным за весь век осталось число го­лосовавших по вопросу об отмене смертной казни (1969 г.) — 394. Законом 1963 г. — Актом о пэрстве — было установлено право отказаться от титула, с тем чтобы иметь возможность стать членом Палаты общин.

Эволюция парламента в главном характеризовалась возрастани­ем значения Палаты общин в сравнении с Палатой лордов. Это возрастание было как объективным процессом повышения веса де­мократически избранных депутатов, отражающих позиции массо­вых партий, так и следствием специально принятых по этому пово­ду законов. Законом о парламенте 1911 г. установился законода­тельный приоритет Палаты общин: любой, признанный фи­нансовым законопроект Палаты общин впредь не требовал одобре­ния лордов (проблема квалификации как финансового закона ре­шалась на основании конституционных обычаев XIX в. и в главном зависела от волеизъявления самих Общин). По этому же закону не требовалось согласия лордов и на любой другой законопроект, если он был одобрен Палатой общин на трех сессиях подряд. Было от­менено право полного законодательного вето со стороны Палаты лордов, и за нею сохранилось лишь право отсрочить введение зако­на на 2 года. После Второй мировой войны законодательные полно­мочия лордов стали еще более регламентированными. С 1945 г. ус­тановилось правило, что Палата лордов обязана утверждать любой билль, принятый Общинами во исполнение предвыборной программы победившей партии (что до известной степени отразило принципиальный поворот: от признания парламентского суверени­тета к приоритету национального, народного). Правда, сохранялась возможность отклонять акты делегированного законодательства. Наконец, с реформы 1949 г. право отлагательного вето за Палатой лордов сохранялось лишь на 1 год. Закон о пэрстве (1963) подтвер­дил сложившуюся подчиненность Палаты лордов. Такое очевидное снижение веса лордов вызвало в обществе (особенно в конце 60-х -70-е гг.) стремления вообще преобразовать Палату, сократить вде­сятеро число наследственных лордов и т. д. Такой псевдолибераль­ный уклон, к счастью, не нашел законодательного завершения, и столь существенный институт британской конституции сохранился вполне.

Развитие избирательного права на протяжении XX в. было от­мечено демократизацией и установлением всеобщего изби­рательного права. Согласно Акту о парламенте 1911 г. срок полномочий Палаты общин был сокращен до 5 лет, и выборы стали проходить чаще. (Однако обстоятельства времени не всегда этому благоприятствовали: так, парламент 1910 г. 5 раз продлевал свои полномочия, парламент 1935 г. также 5 раз возобновлял полномо­чия депутатов.) Согласно новому избирательному закону 1918 г. из­бирательные права предоставлялись практически всем мужчи­нам (старше 21 года, с соответствующим цензом оседлости или владения каким-либо коммерческим строением) и частично женщинам (старше 30 лет и владеющим недвижимостью с дохо­дом в 5 фунтов в год). Только в 1928 г. избирательное право муж­чин и женщин было уравнено: к выборам допускались все по­данные Короны (при условиях оседлости в 3 мес., владения недви­жимостью или предприятием, либо окончания университета; из прежних ограничений отпала оговорка о получении пособия по бед­ности как условии недопущения к выборам). Наконец, в 1945 г. ос­нования ограничений избирательных прав были еще раз сокращены и упрощены. По-прежнему лишаются избирательных прав несовер­шеннолетние, пэры, шерифы-уполномоченные по выборам, душев­нобольные, осужденные и не отбывшие наказания, а также осуж­денные за избирательные преступления. Ограничения пассивного избирательного права более подробны и включают также лиц, полу­чающих пенсии от короны, банкротов и некоторых др. В 1969 г. из­бирательный возраст был установлен в 18 лет (для пассивного пра­ва — 21 год).

Изменения параллельно коснулись и избирательной системы, изживанию последних остатков корпоративного представительства и введению территориального равенства. Закон 1918 г. одновременно с расширением избирательного права уравнял системы выборов в го­родах и в графствах, число округов с двумя депутатскими местами сократилось до 12 (с 1885 г. таким оставались лондонское Сити, университеты и 23 крохотных городка). В 1948 г. двойные округа были полностью уничтожены, исчезли и прочие архаизмы избира­тельной системы. От избирательного округа (с зарегистрированным числом избирателей в 70 тыс.) выдвигается 1 депутат, определяе­мый на основании относительного большинства поданных голосов. Однако реально на выборах конца XX в. сохранились округа и по 18 тыс., и по 125 тыс. избирателей. Порядок регистрации был введен в 1944 г. С 1985 г. получили право участвовать в выборах и британ­цы, проживающие заграницей. Перераспределение округов произво­дится специальными 4 комиссиями раз в 5-7 лет на основании зако­нов 1944 и, последнего по времени, 1983 гг.

Взаимоотношения парламента и правительства характеризова­лись постепенным сокращением влияния парламента на министров в текущей деятельности. За весь век лишь дважды (1924 и 1979 гг.) и при специфических обстоятельствах парламент выносил вотум не­доверия кабинету. Парламент практически ограничил свою деятель­ность только законодательством. Причем и здесь влияние прави­тельства было определяющим: из ежегодно вносимых 60-70 законо­проектов от правительства одобрялось до 90%, тогда как из 90-100 частных биллей депутатов — не более 15%. На основании Закона о борьбе с терроризмом 1974 г. в практику вошло требование «спеш­ности» обсуждения правительственного проекта — т.е. практически без прений. Более частым стало «закрытие прений» по тому или иному вопросу (хотя давнее правило «гильотины» применялось ре­дко).

В 1967 г. появился новый конституционный институт, важный для взаимоотношений парламента и правительства — парламент­ского уполномоченного по делам администрации, или омбудсме­на[35]. Он назначался правительством по согласованию с парламентом (который мог его отстранить) и занимался проверкой деятельности министерств в отношении соблюдения гражданских прав (ведомство омбудсмена не могло распространять свой контроль ни на полицию, ни на органы самоуправления, ни на промышленные предприятия). Институт уполномоченного несколько восполнил сокращение собст­венной парламентской контролирующей деятельности и сделал бо­лее непосредственной связь парламента как целостного органа с из­бирателями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: