Правительство. Среди государственных институтов Новейшего времени совершенно исключи­тельное значение продолжало занимать правительство. В реальной политике оно даже

Среди государственных институтов Новейшего времени совершенно исключи­тельное значение продолжало занимать правительство. В реальной политике оно даже превосходило влияние парламента. По-видимо­му, в таком приоритете правительства проявлялась обратная сторо­на традиционной двухпартийной системы[36].

Новейшее время характеризовалось дальнейшим сокращением влияния монарха на государственные дела и, напротив, возрастани­ем власти премьер-министра. За монархом номинально сохранились существенные конституционные права: право советовать правитель­ству, право поощрять к действиям в каком-либо направлении, право предостерегать. Однако реальные рычаги влияния все более и более попадали в ограничения конституционных обычаев (монарх воздер­живается от прямого участия, от политических заявлений и т. п.). Выбор премьер-министра конституционно остался за монархом, и бывали случаи, когда этот выбор не находился в точном соответст­вии с пожеланиями парламентских фракций.

В Новейшее время должность премьер-министра приобрела самостоятельный конституционный статус, (Вплоть до конца XIX в. это был во многом условный пост, взаимосвязанный с руководством финансам.) В законе 1917 г. впервые была отдельно упомянута должность премьера, самостоятельное значение признано Законом о министрах короны (1937). К середине XX в. уже было общепризнано, что премьер представляет главу правительства и не возглавляет конкретных ведомств. С другой стороны, закрепился конституционный обычай (с 1920-х гг.), что премьер выбирается только из членов Палаты общин, хотя не менее половину членов правительства по должности составляют лорды. Премьеру как лидеру преобладающей в Палате общин партии принадлежит право решать вопрос о роспуске парламента, и по обычаю монарх должен в этом следовать его просьбе. Также по личному представлению премьера производятся монаршие назначения в пожизненное пэрство по закону 1958 г., награждения большинством британских орденов, титулами и т. п. Премьер определяет и персональный состав правительства (разумеется, в соответствии с пожеланиями партий).

Состав правительства на протяжении XX в. количественно вырос. В начале века кабинет составляли 20-23 министров и традиционных высших должностных лиц. Закон о министрах короны (1937) допу­скал наличие постов 8 государственных секретарей, 33 парламент­ских секретарей. В дальнейшем, однако, государственная практика пошла по пути численного роста правительства, и к концу века оно достигало 90-100 чел. В составе правительства выделяются, как ми­нимум, четыре категории членов: 1) главы ведомств, т. е. государст­венные секретари и лорды, 2) министры «без портфеля», которые по­явились с 1915 г., и лорды специальных поручений, 3) государствен­ные министры — заместители первых, должности которых были уч­реждены в 1969 г., 4) младшие министры, или парламентские секре­тари. 20-22 важнейших из них традиционно и составляют Кабинет. В 1962 г. была сделана попытка учредить пост 1-го госсекретаря (заме­стителя премьера), но позднее должность как-то забылась.

Основные права Кабинета были установлены специальным до­кладом в 1918 г. В соответствии с ним на Кабинет возлагались полномочия по (1) окончательному определению политики, (2) руко­водству всем исполнительным аппаратом, (3) постоянной координа­ции работы министерств и ведомств. Самостоятельная роль Кабине­та возросла сравнительно с XIX в. еще и потому, что практически перестал функционировать Тайный совет монарха (последний раз в полном составе он собирался лишь в 1835 году —!). Полномочия правительства, Кабинета, расширились еще более в связи с институ­том делегированного законодательства.

Делегированное законодательство (т. е. право правительства из­давать конкретные законоположения на основании общего законода­тельного поручения парламента) — не новый для британского пар­ламентаризма институт, оно имело место еще в XVI — XVIII вв. В Новейшее время оно приобрело особое значение, практически за­крепив постоянные и неограниченные в большинстве вопросов полномочия за правительством. Законами об обороне 1914 — 1915 гг. парламент предоставил правительству право запре­щать любую коммерческую или общественную деятельность «в ин­тересах государственной безопасности». На основании Закона о чрезвычайных полномочиях 1920 г. (принятого вслед широким об­щественным волнениям) правительство получило право вводить чрезвычайное положение в стране, если наличествует угроза препятствования группой лиц снабжению населения. Серией актов 1931 г. о финансах, о золотом стандарте, о пищевых продуктах и т. п. правительству были предоставлены законодательные права в важнейших экономических областях. Законом об обороне 1939 г. правительство получило право принудительно выкупать любое иму­щество у частных лиц и корпораций (кроме земли), вступать во владение любым имуществом. Наконец, специальным законом 1946 г. делегированное законодательство из временного было преоб­разовано в постоянный конституционный институт; вопросы госу­дарственной безопасности, обеспечения «жизненно важных функ­ций» государства были признаны постоянным предметом законода­тельных распоряжений правительства. Позднее эти права неодно­кратно расширялись по специальным поводам: например, по вопро­сам борьбы с терроризмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: