Правительственный аппарат

Важную роль в текущей работе прави­тельства приобрели его специальные органы и комитеты. Их значение в особенности определилось тем, что Кабинет работал, по сути, тайно и решения принимались пре­мьером от имени всего правительства. Первый комитет — импер­ской обороны — был учрежден в 1904 г. он представлял собой кон­сультативный совет премьера, действующий на основании его пору­чения и era властью. Особо важное значение получил комитет по атомной энергии (1954). Всего к 1979 г. при Кабинете (по сути, при премьере) существовало 25 постоянных комитетов (в составе 5-7 чи­новников и специалистов) и до 130 общеконсультативных по разных вопросам. Постоянными были комитеты чрезвычайных дел, внут­ренней и социальной политики, госбюджета, иностранных дел, ра­диовещательный, парламентский, сельскохозяйственный и др. Их решения переоформлялись постановлениями Кабинета и стали, практически, самостоятельной правительственной деятельностью. На совершенно особом положении находился Центральный штаб анализа и политики (1970), где обосновались общие политические рекомендации (упразднен в 1983 г.). Начиная с 1916 г. функциони­рует самостоятельный Секретариат Кабинета, в 1930-е гг. в нем по­явился Экономический отдел, другие специализированные органы.

Центральная администрация существенно разрослась на протя­жении XX в. Принципиально новые министерства транспорта, сель­ского хозяйства, пенсий, здравоохранения, труда появились в 1916-1919 гг. в связи с общим расширением экономической и социально-регулирующей функции государства. Значительные реорганизации системы министерств пришлись на 1940-е и 1960-е гг., когда в итоге их сложилось более 40. На конец века в Великобритании насчитыва­лось до полутора десятка крупных министерств: внутренних дел, обо­роны, иностранных дел и по делам Содружества, гражданской служ­бы (ликвидировано в 1981 г. с передачей контроля за служащими в Казначейство), финансов, торговли и промышленности, занятости, образования и науки, здравоохранения и социального обеспечения и др. Ряд из них, например по делам окружающей среды или торговли и промышленности представляли, по сути, суперминистерства с большими полномочиями и разветвленным аппаратом на местах. Важные реорганизации коснулись и самих традиционных областей управления — ведомств иностранных дел и военных: в 1918 г. собст­венно ведомство иностранных дел объединилось с дипломатическими представительствами, в 1964 г. из ряда военных ведомств и мини­стерств сформировалось общее Министерство обороны.

Помимо собственно исполнительных органов в Великобритании возник целый ряд ведомств с экономически регулирующими функ­циями, как правило, связанных с максимально национализирован­ными отраслями: Центральное управление энергоснабжения (1926), Департамент по гарантиям экспортных кредитов (1919), Аэрокосми­ческая корпорация (1947), Нефтяная корпорация (1976) и др. Их возникновение свидетельствовало о возрастании доли прямого эко­номического и хозяйственного управления в системе функций за­падного государства. Многие из таких органов подчинялись соответ­ствующим министерствам, располагали местным аппаратом управ­ления (с параллельным сокращением полномочий местного самоуп­равления — в делах здравоохранения, автотранспорта, газо- и энер­госнабжения и др.).

Порядок государственной службы чиновников определен специ­альными законами. Важная реформа по разделению должностных лиц на руководящий, административный, научный и технический персонал была проведена в 1970 г. Положение чиновничества в большой степени независимо от правительства и от смены парламентско-партийных руководителей. Однако такая независимость обеспечивается так же и тем, что офицерам вооруженных сил, судьям, гражданским чиновникам запрещено активно и открыто участ­вовать в политических партиях.

Развитие государственно-политической системы Великобритании на протяжении XX в. в наибольшей степени засвидетельствовало общую тенденцию государственной организации западного типа — к возобладанию роли и политического веса правительственных ин­ститутов, исполнительной власти, даже при сохранении и укрепле­нии основных принципов парламентской демократии и свободной системы партийно-политического представительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: