Государственная и правовая система Германии в период национал-социалистической диктатуры

Государственно-политическая эволюция республики

Реальная государственно-политическая жизнь Германии 1920 — начала 1930-х гг. оказалась, однако, далекой от принципов парламентской демократии Ваймарской конституции. Этому способствовали как многочисленные внешние обстоятельства (последствия поражения в войне, захват победителями наиболее экономически значимых районов, длительный финансовый кризис, непрекращающиеся попытки право-реакционных и лево-коммуни­стических мятежей и т. п.), так и проявившиеся несоответствия в правовых началах самой конституции.

Государственный уклад республики характеризовался возраста­нием чисто президентской власти. Причем этот процесс в одина­ковой мере был присущ и периоду политического господства соци­алистов (с первых выборов в 1920 г.), и периоду господства цент­ристов-республиканцев (с 1924 г.). Закон о порядке выборов прези­дента республики был принят только в мае 1920 г. Однако выборы не состоялись: социал-демократы настояли на том, чтобы райхстаг легализировал статус президента Эберта, до истечения полного срока полномочий в 7 лет, что и было сделано подавляю­щим большинством голосов (314:76). Второй закон о выборах пре­зидента (1925 г.) еще более усложнил выдвижение кандидатов и позволял предположить стремление социал-демократов прибегнуть к повторной легализации продления власти Эберта. Только его не­ожиданная смерть привела к реальным выборам, на которых (1925 г.) победу одержал кандидат националистических и правых партий престарелый фельдмаршал П. Гинденбург. Его победа озна­чала, по сути, поражение парламентаризма, поскольку он был сто­ронником иных взаимоотношений с правительством, нежели пре­дусматривалось в Конституции.

Право президента распустить райхстаг в реальной политической жизни преобразовалось в, по сути, президентское правление. Все семь выбранных в период Ваймарской республики райхстагов были распущены до истечения законного срока их полномочий, причем последние под предлогом «невыполнения воли народа» (мо­тив, никак не соответствующий конституционным началам). Прави­тельство, особенно в годы господства социал-демократов, было пре­имущественно президентским: президент Эберт председательствовал в большинстве заседаний. Им было издано около 150 указов в по­рядке 48 ст. Конституции, чем сформировано совершенно особое в неконституционное законодательное «поле». В годы нового поли­тического кризиса 1931-1932 гг. число этих указов необычно возрос­ло. Практически государственные дела в большей степени контроли­ровались президентской властью.

Политическая жизнь Германии характеризовалась необычайным, никак не соответствующим социальным реалиям возрастанием зна­чения левых партий. Причем политика некоторых крупных партий кренилась в сторону крайнего политического радикализма. Это вы­зывало беспокойство промышленных и финансовых кругов и, в свою очередь, способствовало возникновению массовых националистиче­ских правых организаций.

Из отколовшейся от социал-демократов группы «Спартак» в де­кабре 1918 г. образовалась Коммунистическая партия Германии, которая поставила себе задачи совершения социалистической рево­люции и установления диктатуры пролетариата под лозунгами мар­ксизма. Под влиянием Коммунистического Интернационала и эмис­саров из Советской России партия начала готовить открытое воору­женное восстание, пользуясь финансовым и экономическим кризи­сом и незатухающим рабочим движением. После раскола НСДПГ, в КПГ влилась значительная часть ее сторонников, партию возглавил Э. Тельман, отличавшийся крайним радикализмом. В 1923 г. Тель­ман возглавил спровоцированное КПГ Гамбургское восстание, после чего партия была запрещена. После легализации она быстро восста­новила значение радикальной рабочей партии, и в начале 1930-х гг. пользовалась стабильной поддержкой примерно 15-20% рабочего населения. О стремлениях КПГ к крайнему радикализму свидетель­ствовало и то, что при партии были созданы вооруженные отряды под вывеской «Союза красных фронтовиков» (т. е. ветеранов); в 1926 г. в нем насчитывалось свыше 100 тыс. бойцов.

Социал-демократическая партия Германии, оставаясь крупней­шей и самой массовой партией страны, видоизменила свою поли­тическую платформу, отойдя (с 1925 г.) от марксизма на позиции утверждения «хозяйственной демократии» и социальных реформ. Это предопределило нарастание противоречий с коммунистами. Длительное нахождение у власти также послужило поводом для по­тери прочной национальной поддержки.

К концу 1920-х гг. политическим успехом стали пользоваться националистические партии и организации, в особенности т. н. «Стальной шлем» (к 1929 г. он насчитывал до 1 млн. приверженцев, главным образом военных, ветеранов и т. п.). Националисты выдви­гали концепцию сильной президентской власти, пресечения партий­ного либерализма, военного возрождения Германии.

Националистические и леворадикальные устремления одновре­менно дали толчок к появлению влиятельной партии фашистского типа — Национал-социалистической рабочей партии Германии (National-sozialistische Deutschlands Arbeiter Partei). Партия зароди­лась в Мюнхене в виде народного движения в январе 1919 г., кото­рое в 1920 г. преобразовалось в Рабочую партию, возглавленную А. Дракслером и журналистом К. Харрером. Однако вскоре поли­тическое лидерство перешло к ветеранам Первой мировой войны А. Гитлеру и Э. Рэму. В программе партии (1920) многие проблемы германского государства были увязаны с необходимостью расового очищения, социализации экономики на национальной почве. НСДАП попыталась придти к власти в Баварии, организовав воен­ный путч. Путч был подавлен, партия запрещена. Вскоре запрет был снят (1925), и партия начала быстро набирать популярность. С учетом написанной Гитлером в заключении (после путча) книги «Моя борьба» была обновлена программа НСДАП (1926). Она пред­полагала существенную социализацию экономики: уничтожение не­трудовых доходов, огосударствление крупных монополий, укрепле­ние государственного регулирования, конфискацию военных прибы­лей, создание «корпоративного производства». Важную роль в про­грамме занимала аграрная реформа, которая предусматривала наде­ление крестьян землей за счет безвозмездных конфискаций у дво­рянства и, главным образом, богатых евреев-собственников. Тех, кто не желал поддерживать нацию, следовало высылать из страны под лозунгом национального «единства». Программа НСДАП нега­тивно относилась к либеральным парламентским институтам. По­следнее, наряду с социально-экономической программой, вызывало особую поддержку рабочей массы (по своему социальному составу НСДАП на 45% была рабочей партией).

Успеху НСДАП способствовала четкая организационная струк­тура, установленная с 1921 г. Руководители ячеек назначались гауляйтерами (руководителями областных организаций), пар­тия проводила ежегодные съезды, которые превращались в массовые политические манифестации. С 1921 г. в партии стали формиро­ваться особые «охранные отряды» (СА), с 1925 г. — параллельная военная структура «охранные эскадроны» (СС). После бунта СА, вызванного внутрипартийной коррупцией, появился еще один вид военизированно-полицейских подразделений — «служба безопасно­сти» (СД). Ориентирование на военные методы вызывало широкую поддержку (с 1928 г.) НСДАП у военных. Охранные службы партии стали использоваться правительствами земель в полицейских целях. Идейный отказ от парламентаризма вызвал интерес у ряда финан­совых групп Германии, которые оказали НСДАП денежную по­мощь. К началу 1930-х гг. партия сложилась в мощную самостоя­тельную политическую силу, за которую голосовали не менее трети избирателей, «очарованных» социализированной программой.

Очевидное ослабление позиций центристских, либеральных пар­тий в 1920-е гг. (вызванное многими кризисными явлениями) опре­делило возможность перерастания политического радикализма в особый уклад военно-государственной диктатуры, быстро поставив­шей страну на порог буквально национальной гибели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: