Преобразования конституционного строя

В период государственно-политической диктатуры собственно единого нового конституционного закона выработано не было. Но это была в принципе другая государствен­ная организация, в основании которой лежали совершенно иные, чем прежде в Германии и вообще в западном конституциона­лизме, право-государственные принципы. Новый уклад характери­зовался абсолютизмом исполнительной власти. Основополагающим для диктатуры стал закон 24 марта 1933 г. «Об устране­нии бедственного положения народа и империи». Согласно закону за имперским правительством закреплялось впредь неограниченное право издания законов, включая те, которые «могут уклоняться от имперской конституции» (не затрагивая правового положения райхстага, райхсрата и президента). По оценке виднейшего нацистского правоведа К. Шмитта, этот закон «в сущности и есть конституция современной германской революции». Закон первоначально был принят на 5 лет — до 1937 г., но затем был продлен, последний раз — 10 мая 1943 г. и стал одним из наиболее стабильных поста­новлений. В дальнейшем громадное большинство законов в Герма­нии были приняты именно как правительственные постановления, либо как указы главы правительства.

Важнейшей чертой нового уклада была персонализация прави­тельственной власти — вначале главы правительства вообще, затем конкретно А. Гитлера. После кончины 1 апреля 1934 г. президента Гинденбурга, правительство приняло закон об объединении постов канцлера и президента (с подразумеваемой ликвидацией последнего). В силу особой значимости закон был утвержден на общенародном референдуме, тем самым приобретя высшую конституционную силу. В итоге с августа 1934 г. Гитлер со­средоточил у себя не только полномочия главы правительства, но и внешнеполитическое представительство, командование армией, об­народование законов, назначение министров, чиновников и офице­ров, право вводить исключительное положение, осуществлять помилование. Все эти полномочия были пожизненными, и по за­кону Гитлер был вправе лично определить своего преемника. Госу­дарственный уклад обрел черты вождевого государства («Современная Германия, — заявлял министр внутренних дел Фрик, — не монархия, и не республика, она — вождевое государст­во»). В силу особого соотношения собственно государственной вла­сти и партийной диктатуры (см. ниже), вождь Партии и Государст­ва приобретал совершенно исключительные полномочия: формули­ровать основы мировоззрения партии и народа, определять форму реализации партийно-государственной программы, полагать свои предписания в качестве непосредственных законов. Практически аб­солютный характер полномочий Гитлера как вождя был закреп­лен постановлением райхстага 26 апреля 1942 г., которым он был определен «вождем Нации, верховным главнокомандующим вермах­та, главой правительства и высшим обладателем правительственной власти, верховным судьей и фюрером Партии единовременно». (Признание Гитлера верховным главнокомандующим было провозг­лашено еще в 1938 г.)

В государстве формально продолжало существовать народовла­стие — и не только продолжало, но и приобрело новые формы. Ос­новной формой стал плебисцит, с помощью которого решались крупные политические вопросы поворотного характера: о выходе из Лиги Наций (1933 г.), о президентских полномочиях райхсканцлера (1934 г.), об объединении с Австрией (1938 г.). Сохранялся и райхстаг. Однако, согласно программному заявлению Гитлера, прави­тельство вправе само определять, спрашивать или нет согласия у райхстага, а во-вторых, состав парламента определялся по-новому: в ходе плебисцита народное «голосование» одобряло около 2 тыс. официальных кандидатов, из которых Гитлер по собственному ус­мотрению выделял 810 депутатов. Значение райхстага было еще бо­лее сужено укреплением начал партийного государства и ролью съездов НСДАП.

Вся административная деятельность характеризовалась ликвида­цией коллегиальности и введением особой бюрократический дис­циплины. В течение ближайших лет после прихода нацистов к вла­сти практически прекратил свое существование кабинет министров (в 1933 г. он провел 31 зас., в 1937 г. — 6 зас., последнее — 5 фев­раля 1938 т.). Кабинет превратился только во вспомогательный со­вет при фюрере, причем наряду с общим возникли особые советы, например, Тайный кабинет по внешней политике (1938 г.), Совет министров по обороне (1939 г.). Сами министерства значи­тельно увеличили размах своей деятельности, появились такие ад­министративные монстры как Министерство пропаганды (1933), ох­ватившее всю сферу идеологии, культуры, а также часть внутрен­них дел, Министерство вооружений и боеприпасов (1940), Мини­стерство экономики и др.

Государственная служба была централизована и политизирована. По закону 7 апреля 1933 г. все чиновники (в т.ч. земель, общин) были объявлены единой корпорацией государственных служащих. В 3 мес. предписывалось уволить несоответствующих должности по политическим мотивам, а также неарийцев — с почетных должно­стей. Новые административные нормы были сформированы особым уставом -• Законом о чиновничестве (26 января 1937 г.)- Чиновничество определялось как состоящее в публично-правовых отношениях к империи и фюреру, назначение всех госс­лужащих производилось только фюрером, перед ним они несли от­ветственность и в любое время могли быть отозваны. Повиновение было объявлено смыслом бюрократической службы. Но это обеспе­чивает чиновнику достойное положение в жизни. Он всего лишь ис­полнитель воли государства, установленной НСДАП. Чиновнику предписывалось быть «готовому к жертвам, любящему отечество, повинующемуся законам и фюреру до самой смерти». Государствен­ный чиновник не только должен был быть арийцем, ему запреща­лись браки с неарийками. Вступление Германии во Вторую мировую войну привело к еще большей централизации администрации: ука­зом 28 августа 1939 г. все руководители высших учреждений были признаны ответственными непосредственно перед фюрером (без партийной и ведомственной иерархии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: