Преобразование территориального устройства

Другим направлением разрушения конституционного строя Ваймарской республики и более — всей традицион­ной системы государственно-политических связей в общегерманском государстве стала ликвидация самостоятельности земель и местно­го самоуправления.

Ликвидация автономии земель и перестройка начал самоуправ­ления была проведена в два условных этапа. (1) В течение 1933 г. при формальном сохранении прежней территориально-общинной си­стемы местные власти были подчинены напрямую центральной ад­министрации во всех вопросах. (2) В течение 1934 — 1935 гг. были изданы основные законы о полной ликвидации прежних институтов автономии и самоуправления.

Сохранение собственных полномочий землями и местной адми­нистрацией (даже в урезанных формах по Ваймарской конститу­ции) противоречило доктрине государственной централизации на­цистов. Поэтому реорганизация началась уже в первый месяц при­хода к власти. По т. н. Временному закону об уравнении земель (31 марта 1933 г.) правительства земель теряли свои полномочия, распускались все земельные и краевые представительные собрания. Ландтаги и собрания формально сохранялись, но закон определил твердые количественные нормы представительства (от 9 до 77 чел., сообразно значимости). Все местные собрания следовало сформиро­вать на началах пропорционального представительства, следуя итогам выборов 5 марта 1933 г., и этот процесс был поставлен контроль министра внутренних дел. Вторым законом об уравнен! земель (7 апреля 1933 г.) во все земли, исключая Пруссию, назна­чались особые наместники — штатгальтеры с полной адми­нистративной властью; назначение их осуществлялось президентом. Штатгальтеры уполномочивались назначать земельные правительства, распускать ландтаги и назначать выборы, председательство­вать в земельных собраниях. Только Пруссия, в силу особого свое­го статуса в империи вообще и важности для НСДАП, сохранила свое правительство во главе с министром-президентом Г. Герингом.

Второй этап завершился новым административно-территориаль­ным переустройством. Законом о новом строении империи (30 янва­ря 1934 г.), ссылаясь на то, что выборы в ноябре 1933 г. утверди­тельно показали «полное единство народа» и сделали бессмыслен­ным какое-либо пропорциональное представительство интересов, зе­мельные представительные органы упразднялись, вся высшая прави­тельственная власть переходила к райху. Вследствие этого законом 14 февраля 1934 г. был распущен и райхсрат, права законодательст­ва передавались правительственным властям полностью. Одновре­менно по-новому (законом 30 января 1935 г.) была конституирована власть штатгальтеров: они считались полноправными представите­лями центрального правительства и выразителями его воли, с их представления фюрер назначал членов земельных (областных) уп­равлений.

Важнейшим актом о новом местном управлении стал Немец­кий общинный устав 30 января 1935 г. По сути, это был второй из основополагающих законов нового уклада. В самом тексте он провозглашался фундаментальным, на котором создается новое строение райха. По уставу местное самоуправление (в подлинном смысле слова) упразднялось. Общины провозглашались местными публичными корпорациями, которые управляются сообразно с зако­нами и целями государственного руководства. Возглавляет общину (любого уровня) бургомистр (в городе — обер-бургомистр), назна­чаемый «по доверию партии и государства». При нем действует со­вет общины, но это только подчиненные для бургомистров. Все важные вопросы могут впредь решаться только с согласия орга­нов НСДАП. Полномочия общин обеспечивает своей властью госу­дарство, собственных принудительных прав у них нет.

В период нацистской диктатуры территория Германии значи­тельно увеличилась. В результате внешнеполитических акций, под­держанных недальновидной политикой западноевропейских госу­дарств и СССР, к империи были присоединены Австрия (1938), Су-детская область Чехии (1939), прибалтийские области (1939). В них устанавливалось унифицированное управление. К июню 1941 г. к империи были присоединены еще до 12 европейских стран на пра­вах оккупированных областей, для управления которыми сформировано Министерство оккупированных земель (1941). Однако в даль­нейшем, с разгоранием войны, управление тесно переплелось с во­енной администрацией и носило особый характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: