Реформирование юстиции

Милитаризация государства

Установление нового право-государст­венного уклада нацистской диктатуры шло параллельно с усилением милитаристских черт всего государст­ва. Это было не только предопределено идейными лозунгами наци­стской партии: требованием пересмотра Версальского договора, ан­нулирования итогов Первой мировой войны, создание собственных вооруженных сил. Военная структура в наилучшей степени соот­ветствовала антидемократическим, антипарламентарным принципам нового государства вообще.

В 1935 г. правительство Гитлера восстановило в стране всеобщую воинскую повинность — для мужчин от 18 до 45 лет. Срок воинской службы был определен в 1, затем в 2 года. Ко времени Второй миро­вой войны Германия сформировала одну из самых мощных и много­численных армий, содержание и подготовка которой отнимала до 1/2 государственных финансов и национального продукта.

Армия была для нацистского государства не только инструмен­том внешней политики. Согласно принятому в 1936 г. особому указу Гитлера допускалось использование армией оружия во внутренних конфликтах (однако оговаривалась очередность применения видов оружия и конкретные условия такого применения).

Милитаризация государства была тесно взаимосвязана с измене­нием характера внешнеполитических действий Германии. Ориента­ция на постоянную войну, подготовка армии и населения к войне предопределили сравнительно безболезненное и даже воспринятое внутри страны с воодушевлением развязывание Германией Второй мировой войны. На первом этапе войны (1939-1941 гг.) после ус­пешных военных действий в состав империи были включены 12 ев­ропейских государств, где проживали более 260 млн. чел. Стремле­ние отстоять господство в Европе, распространить доминирование Германии за пределы европейского континента подтолкнуло прави­тельство Гитлера к войне сначала с Великобританией, затем с СССР (1941-1945 гг.), которая завершилась колоссальными человеческими жертвами как для германского народа, так и для вовлеченных в войну народов 61 государства.

Преобладание чрезвычайных, внеправовых принципов деятельности распространилось и на сферу юстиции. Судебная система была также пе­рестроена, во-первых, соответственно идеям национал-социализма, во-вторых, следуя принципу безусловного подчинения всех государ­ственных функций единой власти фюрера партии в «вождевом госу­дарстве». Подобно любому социалистическому государству XX в., официальная доктрина рассматривала понятия закона и за­конности как подчиненные — более высоким социальным целям государства и нации: «Фундамент всех основных законов, — говорил глава юстиции райха Г. Франк в речи перед съездом юри­стов, — это национал-социалистическая идеология, в особенности же ее истолкование в партийной программе и в речах фюрера».

Чрезвычайные органы юстиции начали создаваться уже в самый начальный период после установления политической диктатуры НСДАП. В марте 1933 г. были организованы специальные суды, которые должны были рассматривать дела «о вероломных нападках на правительство». Суд составлялся из трех членов партии, заседал без присяжных, разбирал дела в упрощенной процедуре. Куда на­правлять дело — в обычный или в специальный суд — определял единолично прокурор. Кандидатуры защитников для специального суда утверждались руководством партийных организаций. Законом 18 апреля 1936 г. был учрежден т. н. народный суд. Этот суд, создаваемый из числа профессиональных судей, заседателей и советников пожизненно, считался высшей инстанцией по наиболее тяжким делам, главным образом о государственной измене. Суд также разбирал дела по упрощенной процедуре, основываясь не столько на законе, сколько на принципах «национального правосознания» и «идеологии национал-социализма». С 1934 г. существовала также система партийных судов (высшего — областных — окружных), где рассматривались дела членов НСДАП. В 1943 г. были дополнительно учреждены чрезвычайные военно-полевые суды, которым! было поручено разбирать и преступления «подрывающие доверие к| партии».

Отступления от принципов законности были распространены и на судопроизводство. Постановлением 1935 г. всем судьям предписывалось определять на основе собственного правосознания, надлежит или нет наказывать обвиняемого, если в законах не было точных предписаний по данному случаю. В разгар Второй мировой войны был принят особый указ об упрощенном судопроизводстве (1942): суду следовало знакомиться с документами и с доказательств вами в сокращении, и только в силу «необходимости», права заседателей были ограничены, приговор почти полностью определялся усмотрением председательствующего по делу.

Установившийся с 1933 г. в Германии государственный уклад был законченным воплощением тоталитарной однопартийной диктатуры, но в рамках этой диктатуры сформировался еще особого рода цезаризм — личная власть, опирающаяся на миталиризацию государства и предельную централизацию всей административной и полицейской системы.

81.2. Правовая политика

В период национал-социалистической диктатуры кардинально преобразовалась правовая система Германии. Преобразования выра­жались не только в потоке нового по своим правовым началам зако­нодательства, но и в директивных предписаниях об изменении практики применения прежней системы кодексов. Эта практика поддерживалась новой системой отбора юридических кад­ров, реализация которой началась почти сразу же после поли­тического оформления диктатуры. Такой подход не был неожидан­ным, а опирался на заранее декларированную идею слома все­го старого права, которая заключалась в п. 19 Программы НСДАП: «Мы требуем немецкого народного права для замены им римского права, которое служит материальному общественному строю». Тезисы о «римском» и «немецком» праве имели мало отно­шения к реальности, а были лишь подразумением права органиче­ского, выражающего общественное развитие, и идеального права, подчиненного новой политической идее «блага немецкого народа».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: