Александр III был вторым сыном Александра II, не являлся прямым наследником престола и его не готовили как будущего правителя страны[465]. Он получил обычное для великих князей военное образование, особенными способностями и успехами в учебе не отличался. Педагоги называли его старательным тугодумом. Александр III имел мужиковатую внешность, был невысоким, широкоплечим, физически сильным, носил бороду, ходил в простой рубахе, любил чарку, не лез в карман за бранным словом. Любимым занятием царя были военные парады, рыбная ловля[466] и пешие прогулки. А. Ф. Кони придумал ему элегантное прозвище «бегемот в эполетах», соответствующее как физической мощи, так и умственной ограниченности Александра III. Однако император был не глуп, но мышление его было слишком приземленным, отсутствовала фантазия и умение видеть перспективу. Он отличался осторожностью, проявлял сдержанность во внутренней политике, мудро избегал войн. По своим взглядам Александр III был консерватором, крепостником, уваровцем. Убийство отца еще больше утвердило его убеждение во вредности либерализма и необходимости сохранения старых традиций.
Применительно к политике Александра III в 80‑е гг. XIX в. возникла теория «реформы и контрреформы», которая в 1990‑е гг. трансформировалась в теорию «реформы и корректировка реформ». Авторы последнего подхода считали, что во все времена царизм, проводя реформы, не просчитывал их последствий, не учитывал национальных особенностей, что, как правило, приводило к социальным взрывам. И, как следствие, возникала необходимость в корректировке реформ, чтобы сгладить возникшие в обществе противоречия. Реформы Петра I корректировались «верховниками» и Анной Иоанновной, преобразования Екатерины II – Павлом I, реформы Александра I – Николаем I, Александра II – Александром III. Другие исследователи объясняют отход от политики царей-реформаторов элементарным страхом вновь воцарившихся правителей и дворянства потерять власть над обществом.
Однако в политике Александра III необходимо выделить две составляющие: контрреформы в политической сфере и продолжение либеральных преобразований – в экономической.
Консервативный курс в политической сфере начал проводиться не сразу. Вступив на престол, Александр III некоторое время колебался между продолжением прогрессивной политики отца и поворотом в сторону реакции. Все зависело от влияния окружения. После цареубийства правящие верхи переживали растерянность и страх[467], власть была дезорганизована. Либеральные бюрократы, занимавшие ключевые посты в правительстве[468], также впали в панику и не смогли оказать энергичного давления на колеблющегося Александра III.
Зато консерваторы К. П. Победоносцев[469], известный публицист и общественный деятель М. Н. Катков и др. это сделать сумели, убедив царя отказаться от демократических преобразований и ужесточить политику. Свою роль сыграло и общественное мнение. Цареубийство ударило по монархическим чувствам русских. Настроение большинства повернулось к «сильной руке». Под напором этих сил Александр III склонился к консервативно-охранительному курсу. Идеологи этого курса считали, что возникший политический кризис коренится не в принципах и организации власти, а во вредном влиянии западноевропейских идей, заимствованных Александром II. Они способствовали ослаблению государственных устоев и обусловили рост революционного движения. С целью ликвидации кризиса следует искоренить крамолу, подавить революционное движение, откорректировать реформы и тем самым укрепить пошатнувшийся авторитет самодержавия.
Первым сигналом поворота к реакции была казнь пяти народовольцев 3 апреля 1881 г. Далее Александр III 29 апреля 1881 г. подписал, составленный К. П. Победоносцевым и М. Н. Катковым Манифест о незыблемости самодержавия и об отказе от введения конституции[470]. После обнародования Манифеста М. Т. Лорис-Меликов и его единомышленники в знак протеста подали в отставку[471], а на их место пришли министры-консерваторы. Наиболее реакционными из них были министры внутренних дел Д. А. Толстой, И. Н. Дурново, министр просвещения И. Д. Делянов, министр финансов И. А. Вышнеградский. С утверждением этих людей у власти с мая 1882 г. консервативный курс окончательно восторжествовал. Начались последовательные «реформы наизнанку», ограничившие и исказившие либеральные преобразования 1860–70‑х гг. в политической сфере.
14 августа 1881 г. было утверждено Положение об усиленной и чрезвычайной охране. В соответствии с этим документом правительству давалось право вводить чрезвычайное положение в любой неблагонадежной местности, высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, передавать судебные дела гражданских лиц на рассмотрение военного суда, закрывать торгово-промышленные предприятия, приостанавливать выпуск газет и журналов. Несмотря на временный характер данного закона, он действовал до конца правления династии Романовых, так как власти не хотели расставаться с дополнительными полномочиями. Кроме того, при Министерстве внутренних дел было образовано Особое совещание, которое могло без суда ссылать людей на срок до пяти лет за «вредный образ мыслей», «сомнительные знакомства», хранение и распространение запрещенной литературы, укрывательство, «вредное влияние на окружающих» и т. п.
В 1882 г. были введены Временные правила о печати, усилившие карательную цензуру. Согласно новым правилам, было запрещено публиковать что‑либо отличное от взглядов правительства по любому важному вопросу. После третьего предупреждения выпуск издания приостанавливался. Через два года в России не осталось ни одного радикального журнала[472].
Были осуществлены контрреформы и в сфере образования. В 1884 г. пересмотрели университетский устав. Была ликвидирована автономия университетов, их деятельность поставлена под полный контроль попечителя учебного округа. Выборные должности ректора, декана, профессора заменялись назначением с учетом политической благонадежности. Создавалась особая инстанция, осуществляющая надзор за студентами. Плата за обучение возросла в два раза. Сеть вузов при Александре III практически не выросла, за исключением учреждения университета в Томске и технологического института в Харькове. В 1886 г. были закрыты Высшие женские курсы, в 1887 г. вышел печально известный циркуляр И. Д. Делянова о «кухаркиных детях», рекомендовавший закрыть двери гимназии для детей из малообеспеченных семей, что затрудняло возможность получения образования выходцами из низов.
Сторонникам неограниченной монархии была ненавистна судебная реформа Александра II. Но наступление реакции на нее велось постепенно и осторожно в силу популярности нового судопроизводства в обществе. Поле деятельности судов последовательно ограничили, сначала изъяв из их ведения ряд важных дел, затем введя закрытые суды и упразднив мировой суд и, наконец, повысив имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что было прямо направлено против демократизации их состава и увеличивало дворянское представительство. Таким образом, были ущемлены важнейшие демократические принципы судопроизводства, включая бессословность, независимость, несменяемость, гласность, что было шагом назад в развитии правовых отношений в стране.
Сердцевиной борьбы правительства с реформами предшествующего царствования стали два закона, касающиеся земств, и закон о городском самоуправлении, изданные на излете правления Александра III и давшие основание всю деятельность этого императора в политической сфере называть контрреформами. Целью этих законов было возвращение дворянству его былого положения в обществе и государстве. По закону от 12 июля 1889 г. вводился институт земских начальников, ставший эквивалентом помещичьей власти в деревне. Они назначались губернатором и имели право отменить любое решение сельского схода. Закон от 12 июня 1890 г. ввел новые правила выборов в земские курии, дававшие преимущества дворянам и сведшие на нет крестьянское представительство. Немногочисленные крестьяне попадали в земские собрания не путем выборов, а в результате назначения губернатором. По закону от 11 июня 1892 г. основными избирателями в органы городского самоуправления оказались владельцы имущества стоимостью от 300 до 3 000 р., а мелкие торговцы, приказчики, рабочие были лишены избирательных прав. Таким образом, начавшийся при Александре II процесс ликвидации деления общества на сословия был остановлен. Новая власть повернула вспять, возвращая привилегии дворянству и вновь углубляя различия между сословиями.
Однако контрреформаторы не поняли, что повернуть вспять историческое развитие нельзя. Невозможно было возродить крепостное право. Властям не удалось до конца осуществить задуманную судебную контрреформу. Местное самоуправление, хотя и в ограниченном виде, также функционировало. При этом земства не стали оплотом самодержавия, в них сохранилось влияние либералов. Несмотря на то что правительство смогло добиться определенной политической стабильности, полностью подавить освободительное движение не удалось. Более того, реакционный курс Александра III в политической сфере посеял в России семена будущих революционных бурь.
Приостановив реформирование политической сферы, Александр III продолжил преобразования в социально-экономической области. Правительство было не против модернизации, но, с точки зрения представителей консервативно-охранительного направления, она должна была проводиться силами государства и при его активном вмешательстве в экономику. Поэтому в годы правления Александра III шло форсированное насаждение капитализма сверху.
Был предпринят ряд протекционистских мер, способствующих развитию промышленности и торговли; введено новое налогообложение рыночного типа. Под руководством министра финансов Н. Х. Бунге началась подготовка денежной реформы, обусловленной необходимостью привлечения в экономику иностранного капитала. Накапливался золотой запас, были введены западноевропейские стандарты проб золотых и серебряных монет, изъята из обращения часть кредитных билетов.
Государство стало одним из ведущих субъектов железнодорожного строительства, вытесняя частные компании[473]. В начале 1880‑х гг. ему принадлежало только 4% железных дорог, а в начале 1890‑х гг. – уже больше трети[474]. Государственные капиталовложения являлись одной из главных причин промышленного развития. В 1880‑е гг. начинается бурное развитие новых районов промышленности, включая Донецкий угольный, Криворожский железно-рудный, Бакинский нефтяной, Ленский золотодобывающий. Выросли новые промышленные города, такие как Лодзь, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево. Поощрялось развитие горнодобывающей, металлургической, военной отраслей промышленности, в которых было заинтересовано государство. Развитию отечественной промышленности способствовал покровительственный таможенный тариф 1891 г., а также разнообразные льготы и пособия от казны, предоставлявшиеся капиталистам-предпринимателям. Меры, предпринятые в экономической сфере, обусловили завершение промышленного переворота, подготовили переход к индустриализации и подъем 90‑х гг. XIX в.
Развитие крупной фабрично-заводской промышленности на начальных стадиях сопровождалось в России, как и в других европейских странах, усиленной эксплуатацией рабочих, что вызывало их недовольство и протест[475]. Правительство Александра III вынуждено было признать наличие рабочего вопроса и необходимость регулирования государством взаимоотношений предпринимателей и наемных работников. В годы правления этого императора зародилось рабочее законодательство. В 1882–1886 гг. вышел ряд законов, несколько смягчивших остроту рабочего вопроса, регламентировавших вопросы найма, увольнения, условия труда детей, подростков и женщин, нормы заработной платы и штрафов. Для надзора за выполнением фабричного законодательства была учреждена заводская инспекция.
Правительство Александра III занималось и крестьянской проблемой. Реформа 1861 г. за 20 лет исчерпала свой положительный потенциал. Требовались новые меры, которые помогли бы крестьянину адаптироваться к развивающимся рыночным отношениям. В 1882 г. начал действовать Крестьянский банк, выдававший ссуды для покупки земли в частную личную собственность. В 1883 г. все категории крестьян перевели на обязательный выкуп земли. Были понижены выкупные платежи. В 1883–1885 гг. была сначала уменьшена, а затем и полностью отменена подушная подать с крестьян. В 1889 г. были изданы правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал.
В целом, как справедливо отмечает Л. И. Семенникова, реформирование России при Александре III, выражаясь современным языком, шло по «китайскому варианту»[476]. С одной стороны, делалось все для укрепления политического самодержавия, с другой – внедрялись рыночные отношения в экономику. Однако консервативная политическая система была все же препятствием для действительного буржуазного прогресса. Правительство, сохраняя и укрепляя общину[477], экономически поддерживая помещичье хозяйство и поощряя крепостнические формы эксплуатации крестьян, тем самым создавало препятствия для развития рыночных отношений в деревне. Форсирование государством промышленного переворота без завершения аграрного приводило к «напластованию» новых противоречий в стране, порождало взрывоопасную обстановку. Бюрократия, сосредоточившая политическую власть в своих руках, становилась все более косной и инертной. По образному выражению П. П. Черкасова и Д. В. Чернышевского, «империя каменела, и разрыв между застывшей политической структурой и неугомонной динамичной страной делался все опаснее»[478].
8. Раскройте суть экономической политики Александра III.