Исландские саги

Древнеисландское слово saga (от глагола segja - "говорить") означает прозаический рассказ (письменный или устный) о каком-либо событии. В научной литературе собирательный термин "сага" служит для обозначения нескольких групп прозаических повествовательных произведений, которые, за редким исключением, были созданы в Исландии и не имеют аналогий за пределами Скандинавии. Временем начала записи саг считается середина XII в. Подавляющее большинство из них было создано и записано во второй половине XII-XIII в., но сохранилось в значительно более поздних рукописях.

В середине XIX в. началась продолжающаяся и поныне дискуссия о происхождении и характере саги или, иначе, о соотношении устной и письменной традиции в генезисе саг. Были выдвинуты две основные теории: "свободной прозы" и "книжной прозы". Представители первого направления (Финнур Йоунссон, А.Хойслер, Г.Неккель, К.Листёль) полагали, что записи саг предшествовал период высокоразвитой устной саги. Писец, записывавший саги, имел не больше творческой свободы, чем любой из предыдущих рассказчиков. Сказители саг, как и скальды, были полупрофессионалами и, как и скальды, имели свой репертуар. Устная сага выучивалась наизусть. Сторонники теории "книжной прозы" (Э.Могк, С.Нордаль, Эйнар Олавур Свейнссон, издатели серии Islenzk fornrit) считали, что сага - авторское произведение, создававшееся по законам литературного творчества. Они не отрицали полностью использование устной традиции, но полагали, что автор собирал эту традицию, обрабатывал, организовывал, приспосабливал ее к собственным целям и создавал сагу, которая носит отпечаток этой работы и личности автора.

К 1960-м годам установилось известное равновесие между сторонниками обеих теорий, признавших сложность и отсутствие единообразия в происхождении различных видов саг. Работы шведского ученого Л.Лённрута открыли, что и западноевропейская средневековая литература оказала немаловажное влияние на сюжетику, образность, иногда стиль повествования.

"Автор [саги], без сомнения, мог использовать и использовал письменные источники, дополнительные устные источники, свое собственное воображение и, кроме всего прочего, свои собственные слова, но его искусство и, по-видимому, рамки его рассказа были заданы ему традицией. Вдохновляющая идея саги в конечном счете - устная",- писал крупнейший саговед Т.Андерссон, выражая наиболее распространенную ныне точку зрения (Andersson. 1964. Р. 119).

Современные исследователи, основываясь на тематико-хронологическом принципе, выделяют королевские саги, или саги о норвежских конунгах (Konungasogur), посвященные истории Норвегии с древнейших времен до конца XIII в.; родовые саги, или саги об исландцах (Islendingasogur), описывающие историю исландских родов с момента заселения Исландии в конце IX в. и до середины XI в.; саги о древних временах (Fornaldarsogur), включающие несколько групп саг, отличающихся более или менее широким использованием фольклорных, эпических сюжетов и мотивов: собственно саги о древних временах - повествования о событиях в Скандинавии до конца IX в., саги о викингах - рассказы о викингах X-XI вв. и др.; саги о епископах (Biskupasogur), жизнеописания исландских епископов; комплекс саг о событиях в Исландии XII-XIII вв., известный под названием " Сага о Стурлунгах " (" Sturlunga saga ")3.

3 Сагами называется также переводная (или стилизованная под переводную) литература того времени: рыцарские саги (Riddarasogur) - прозаические пересказы рыцарских романов либо аналогичные им поздние собственно скандинавские саги; " Сага о Карле Великом " (" Karlamagnus saga ") - переработка французских chansons de geste; жизнеописания святых (Heilagra manna sogur); переводы исторической и псевдоисторической литературы типа " Мировой саги " (" Veraldar saga "), " Саги о римлянах " (" Romverja saga ") и др.

Все виды саг объединяют некоторые общие особенности композиции, повествовательной формы и, конечно, мировосприятия, но в то же время каждый их вид самостоятелен, самобытен и имеет собственные истоки. Так, королевские саги сближаются с исландско-норвежской историографией XII-XIII вв.; саги о древних временах восходят к героико-эпической сюжетике древних германцев. Учет видового деления саг в историческом исследовании необходим, ибо характер имеющихся в них сведений и достоверность информации во многом определяются их видовой спецификой.

Саги содержат большой объем информации о Восточной Европе и, в частности, о Древней Руси. Это сведения о политических, торговых и культурных связях Руси и скандинавских стран. Пребывание на Руси скандинавских купцов и воинов создавало благоприятные условия для переноса информации в Скандинавию. На существование устных рассказов участников событий указывают сами саги.

"И по прошествии двух зим плывет Свейн из Швеции. А Кетиль остался там, и он слышал, как рассказывали, что Свейн провел зиму в Гардах, а весной собрался оттуда и в разгар лета уплыл из Гардарики, и о нем знали только то, что он поплыл по реке. А Кетиль поплыл в Исландию к своим родичам и остался там насовсем и первым рассказал об этом" (Y.s. 46-47).

Возможно, в передаче информации о Руси в Скандинавию играли роль и двусторонние политические, экономические и культурные контакты. Однако вопрос о "поставщиках" в Исландию информации о Руси до конца не решен.

В силу кажущейся объективности саг их известия нередко воспринимаются как достоверные и широко привлекаются в исторических исследованиях. Между тем специфика саговой литературы делает необходимым учет в историческом исследовании целого ряда факторов (Гуревич. 1972).

Во-первых, саги отличает синтез правды и вымысла, причем понимание того, что такое историческая правда, у составителей саг было принципиально иным, нежели в наше время. Во-вторых, как и большинство традиционных жанров средневековой словесности, саги строятся с широчайшим использованием стереотипов, которыми пронизано все повествование от мировосприятия до языка и которые создают особый мир саги. По-этому нередко сообщение саги оказывается не более чем сюжетным или стилистическим стереотипом. Однако само возникновение стереотипов, особенно ситуативных (сюжетных), предполагает наличие некоей исторической основы, породившей их. Еще более красноречивы и перспективны для исследования отклонения от стереотипных схем. В-третьих, на характере информации саг сказывается тенденциозность их составителей: и "государственная" в сагах, повествующих о современных событиях, и "бытовая" в сагах о прошлом, выражающаяся в стремлении прославить походы и возвеличить героя саги. На-конец, большой хронологический разрыв между описываемыми событиями и временем фиксации саг сказывается в том, что сведения, не менее века бытовавшие в устной традиции, подвергались значительной трансформации и литературной обработке. Это приводило, среди прочего, к модернизации в сагах более ранней истории.

Основанные на генеалогическом принципе, саги не содержат абсолютных дат. Временным стержнем, вокруг которого строится повествование, является жизнь персонажа или правление конунга, и потому время того или иного события определяется относительно его рождения, воцарения, смерти или какого-либо иного события. Иногда точкой отсчета является правление королей Англии, что дает возможность исследователям более точно установить хронологию собственно скандинавской истории. Попытки датировать события и в соответствии с христианским летосчислением (от Рождества Христова), как правило, давали противоречивые результаты.

"В то время, когда Ингвар умер, прошел от Рождества Христова 1041 год, и было ему 25 лет, когда он умер. Это было спустя девять лет после смерти конунга Олава Святого Харальдссона" (Y.s. 30). Автор "Саги об Ингваре Путешественнике" пытается совместить обе системы летосчисления: свойственное ранним обществам измерение времени от общеизвестного события (в данном случае от смерти Олава Харальдссона, имевшей место в 1030 г.) и христианское летосчисление. При этом даты смерти Ингвара не совпадают: в первом - 1039 г., во втором - 1041 г.

Перечисленные особенности саг исключают изолированное использование их фрагментов. Изучение исторической информации в них требует всестороннего учета как контекста всей саги, так и контекста саговой традиции в целом. При этом наибольшего доверия заслуживают те данные саг, которые подтверждаются ссылками на скальдов IX-XI вв.

Королевские саги (Konungasogur) - это вид саг, содержанием которых является история Норвегии, а точнее - история норвежских конунгов, причем каждая отдельная сага, как правило, посвящена правлению одного конунга (см. табл. 2). Они охватывают отрезок времени с IX по конец XIII в., но включают также легендарную предысторию норвежской правящей династии (подробнее см.: Королевские саги 1; Королевские саги 2).

Кроме того, к разряду королевских исследователи относят несколько саг, посвященных истории других североевропейских территорий. "Сага об оркнейцах" ("Orkneyinga saga"), основанная на более ранней саге конца XII в. и переработанная ок. 1230 г., и "Сага о фарёрцах" ("Fareyinga saga") начала XIII в., во многих отношениях близкая к сагам об исландцах, примыкают к королевским сагам, поскольку речь в них идет об отношениях обитателей этих островов с норвежскими конунгами. Сохранилось также несколько саг, освещающих датскую историю. "Сага о Йомсвикингах" ("Jomsvikinga saga"), близкая к сагам о древних временах, посвящена истории Дании X в. Еще более сходна с ними по содержанию *"Сага о Скьёльдунгах" (*"Skjoldunga saga"4), известная по фрагменту на древнеисландском языке и по латиноязычному переложению XVII в. Она излагала историю примерно 20 поколений датских конунгов, от Скьёльда, их легендарного предка, до Горма Старого (середина X в.).

4 Знак * перед названием саги обозначает, что ее текст не сохранился в оригинале и сага известна либо по ее поздним переработкам или переложениям, либо по ее упоминаниям в других источниках.

Таблица 2

Западноскандинавская историография5
Название Автор Время возникновения Примечание
а) Норвежская история
*Краткая история (возможно, перечень) норвежских конунгов Сэмунд Сигфуссон Мудрый (1056-1133 гг.), священник в Одди (Исландия) Нач. XII в. На латинском языке. Предположительно: от Хальвдана Черного (или Харальда Прекрасноволосого) до Магнуса Доброго (сер. IX - сер. XI в.)
*Жизнеописание Конунгов (*Konunga avi), входящее в *Старшую книгу об исландцах Ари Торгильссон Мудрый (1067/68 - 1148 гг.), исландский священник Ок.1120 г. (или раньше) Предположительно: ок. 900 (или раньше) - ок. 1120 гг.
Хрюггьярстюкки (Спинной хребет?) Hryggjarstykki Эйрик Оддссон, священнослужитель в Тингейрарском монастыре (Исландия) Ок.1150 г. Сага не сохранилась, за исключением фрагмента текста в сводах королевских саг
История Норвегии Historia Norwegia Предположительно: норвежский священник Ок. 1170г. С древнейших времен до 1015 г. (вероятно, исходно - до 1177 г.)
История о древних норвежских королях Historia de antiquitate regum Norvagiensium Теодрик, монах Нидар-Хольмского монастыря (около Тронхейма в Норвегии) 1177-1180 гг. От Харальда Прекрасноволосого (с 858 г.) до смерти Сигурда Крестоносца (ИЗО г.)
Сага о Сверрире Sverris saga Карл Йонссон, исландец, аббат Тингейрарского монастыря 1185- 1188 гг. Сага охватывает события с 1177 по 1202 г.
Обзор саг о норвежских конунгах Agrip аf Noregs konunga sogum Предположительно: норвежский клирик Ок.1190 г. От Харальда Прекрасноволосого до 1150 г. (вероятно, исходно - от Хальвдана Черного до 1177 г.)
Сага об Олаве Трюггвасоне Olafs saga Tryggvasonar Одд Сноррасон (ум. в 1200 г.), монах Тингейрарского монастыря Ок. 1190 г. - латинский оригинал. Ок.1200 г. - исландский перевод Сохранились две полные и фрагмент третьей редакции исландского перевода
*Сага об Олаве Трюггвасоне *Olafs saga Tryggvasonar Гуннлауг Лейвссон (ум. в 1218 или 1219 г.), монах Тингейрарского монастыря До 1200 г. Сага не сохранилась; фрагмент реконструирован по "Книге с Плоского острова"
Древнейшая сага об Олаве Святом Olafs saga helga Предположительно: монах Тингейрарского монастыря Ок. 1200 г. Сохранилось шесть фрагментов
*Средняя сага об Олаве Святом Неизвестен Нач. XIII в. Не сохранилась
Легендарная сага об Олаве Святом Olafs saga helga Неизвестен Нач. XIII в.  
*Жизнеописание Олава Святого Стюрмир Карасон Мудрый (ум. в 1245 г.), исландский священник 1210 - 1225 гг. Сохранились лишь части в последующих вариантах саги, в том числе в "Книге с Плоского острова"
Саги о баглерах Bqglunga sogur Неизвестен 1210 - 1220 гг.  
Гнилая кожа Morkinskinna Неизвестен 1220-1230 гг. (младшая редакция) Старшая редакция (до 1200 г.) не сохранилась. События с 1035 по 1157 г. (возможно, по 1177 г.)
Красивая кожа Fagrskinna Предположительно: исландец Ок. 1220 г. Написана в Норвегии. Охватывает время от Хальвдана Черного (перв. пол. IX в.) до 1177 г.
Отдельная сага об Олаве Святом Olafs saga helga Снорри Стурлусон (1179- 1241 гг.), исландский хёвдинг 1220- 1230 гг.  
Круг земной (Хеймскрингла) Heimskringla Снорри Стурлусон Ок. 1230 г. С древнейших времен до 1177 г.
Сага о Хаконе Хаконарсоне Hakonar saga Hakonarsonar Стурла Тордарсон (1214 - 1284 гг.), первый исландский законоговоритель 1264-1265 гг.  
Сага о Магнусе Исправителе Законов Magnuss saga lagabatis Стурла Тордарсон Ок. 1280 г.  
Большая сага об Олаве Трюггвасоне Olafs saga Tryggvasonar en mesta Предположительно: исландец Берг Соккасон Ок. 1300 г.  
б) Датская история
*Сага о Скьёльдунгах *Skjqldunga saga Предположительно: исландец из окружения епископа Скалхольта Палла Йонссона до 1220 г. (возможно, 1180/1200 гг.) Сохранился один фрагмент и переложение Арнгрима Йонссона. Охват событий с древнейших времен до сер. X в.
Сага о Йомсвикингах Jomsvikinga saga Предположительно: исландец Возможно, ок. 1200 г.  
Сага о Кнютлингах Knytlinga saga Предположительно: исландец Олав Тордарсон Хвитаскальд (ум. в 1259 г.) Сер. XIII в. История датских конунгов с XI до нач. XIII в.
в) История других регионов, связанных с Норвегией
Сага об оркнейцах Orkneyinga saga Предположительно: исландец Возможно, ок. 1230 г. (младшая редакция) (Старшая редакция, возможно, ок. 1190 г.) не сохранилась. События с древнейших времён до 1230 г.
Сага о фарёрцах Fareyinga saga Предположительно: исландец Возможно, ок. 1220 г.  

5 О датировках саг подробнее см.: Королевские саги 1. С. 14-40.

"Сага о Кнютлингах" ("Knytlinga saga"), основанная, вероятно, на несохранившейся саге о Кнуте Святом, рисует историю датских конунгов с X до начала XIII в. Саг о шведских правителях, видимо, не существовало6, или они не дошли до нас.

6 Единственная сага, излагающая историю легендарных шведских конунгов, предков конунгов норвежских, это "Сага об Инглингах" ("Ynglinga saga") в "Круге земном" Снорри Стурлусона.

Королевские саги рассматриваются как часть исландсконорвежской (или западноскандинавской) историографии XII-XIII вв. наряду с латиноязычными хрониками.

Наиболее законченной и убедительной представляется периодизация развития королевских саг, предложенная Т.Андерссоном. Он выделяет шесть основных стадий развития королевской саги: 1) ранние несохранившиеся перечни норвежских конунгов Сэмунда Мудрого и Ари Мудрого (начало XII в.); 2) так называемые "норвежские краткие обзоры" (ок. 1170-1190? гг.); 3) формирование собственно исландской королевской саги (ок. 1150-1200 гг.); 4) большие своды саг о норвежских конунгах: "Гнилая кожа", "Красивая кожа", "Круг земной" (1220-1230 гг.); 5) королевские саги второй половины XIII в.; 6) поздние компиляции.

Зарождение королевских саг уверенно датируется временем ок. 1120 г. В 1122-1123 гг. было написано первое сохранившееся древнеисландское историографическое сочинение - "Книгаоб исландцах" ("Islendingabok"), краткая история Исландии со времени ее заселения до 1120 г. Ее автором был исландский священник Ари Торгильссон Мудрый (Ari Porgilsson inn frodi, 1067/68-1148 гг.). Этому труду предшествовали два других: один, латиноязычный, принадлежал Сэмунду Сигфуссону Мудрому (Samundr Sigfusson inn frodi 1056-1133 гг.), другой, на древнеисландском языке, был создан также Ари и являлся первым вариантом "Книги об исландцах". В этой редакции присутствовали генеалогии (attartala) и *"Жизнеописание конунгов" (*"Konunga avi"), которые Ари позднее исключил из "Книги об исландцах". Однако *"Жизнеописание конунгов" сыграло большую роль как общий источник значительного числа произведений исландско-норвежской историографии конца XII - начала XIII в.

Ко второму поколению королевских саг (ок. 1170-1190? гг.) Андерссон относит норвежские краткие обзоры - латиноязычные: анонимную "Историю Норвегии" и "Историю о древних норвежских короля" монаха Теодрика, а также написанный на древненорвежском языке неизвестным автором "Обзор саг о норвежских конунгах".

На третьей стадии, в период, условно обозначенный 1150-1200 гг., были сочинены первые самостоятельные королевские саги:*"Хрюггьярстюкки", многочисленные саги об Олаве Трюггвасоне и Олаве Святом, "Гнилая кожа" и др.

Западноскандинавская историография зародилась и получила развитие в клерикальной среде, причем наиболее видную роль сыграли монахи первого в Исландии монастыря - бенедиктинского Тингейрарского на северо-западе Исландии, основанного в 1133 г. И все же большинство сочинений исландско-норвежской историографии написано на народном, древнеисландском или древненорвежском языке. Это объясняется и особым характером исландской церкви, и задачами политической борьбы в Норвегии (необходимостью в доступной для народа форме обосновать права на власть), но в первую очередь развитостью и глубиной народной устной традиции в Исландии, выступавшей в ряде случаев чуть ли не единственным источником информации о норвежских конунгах и сохранившей, наряду с устными сагами о тех или иных конунгах, стихи исландских и норвежских скальдов IX-XI вв.

1220-1230 гг. - четвертая стадия развития королевской саги - период первых больших компендиумов о норвежских конунгах. К ним Андерссон причисляет "Гнилую кожу", "Красивую кожу" и "Круг земной". Как можно заметить, исследователь включает "Гнилую кожу" и в более раннюю группу королевских саг. Действительно, в историографии существует мнение, что "Гнилая кожа" - оригинальное сочинение, т.е. без вставных Коротких повествований и более поздних интерполяций (входящих в дошедшую до нас редакцию) она представляла собой самостоятельное произведение, основанное на устной традиции и стихах скальдов. В этом, видимо, и кроется ее, еще не исследованное в полной мере, отличие от "Красивой кожи" и "Круга земного".

Под сводами саг понимаются не случайные, механические соединения разнообразного материала, а литературные произведения, подчиненные определенному авторскому замыслу и использующие более раннюю саговую традицию. Сводов саг известно всего четыре. Это "Обзор саг о норвежских конунгах", "Гнилая кожа", "Красивая кожа" и "Круг земной". Они посвящены истории Норвегии с древнейших времен до 1177 г. (того года, с которого начинается изложение в написанной раньше сводов "Саге о Сверрире"), и в них четко выделяется (особенно в "Круге земном") 16 саг, точнее - 16 сюжетов (см. табл. 3).

Королевские саги второй половины XIII в. ("официальная историография", по определению А. Хольтсмарк) создавались с использованием богатых, хорошо организованных архивных материалов из королевской канцелярии и показаний современников-очевидцев. Уступая ранним сагам и сагам классического периода в стиле, они все же вписываются в рамки жанра.

Самостоятельные саги о норвежских конунгах создавались вплоть до конца XIII в. На рубеже XIII-XIV вв. была написана "Большая сага об Олаве Трюггвасоне", отчасти выпадающая из общего ряда королевских саг по той причине, что она почти не носит следов индивидуального авторства. Со второй половины XIII в. появляется ряд рукописей - компиляций более ранних саг. Самая знаменитая из них - "Flateyjarbok" - "Книга с Плоского острова" (1387-1394 гг.).

Таблица 3

Сюжеты сводов королевских саг о истории Норвегии до 1177 г.7
№ п/п Сюжет Годы правления конунгов Agrip Msk. Fask. Hkr.
  0б Инглингах         +
  0 Хальвдане Черном 827-858 +   + +
  0 Харальде Прекрасноволосом 858-928 +   + +
  0 Хаконе Добром 933-960 +   + +
  0 Харальде Серая Шкура 960-975 +   + +
  Об Олаве Трюггвасоне 995-1000 +   + +
  Об Олаве Святом 1014-1028 +   + +
  0 Магнусе Добром 1035-1046 + + + +
  0 Харальде Сигурдарсоне 1046-1066 + + + +
  Об Олаве Тихом 1067-1093 + + + +
  0 Магнусе Босоногом 1093-1103 + + + +
  0 сыновьях Магнуса Босоногого 1103-1130 + + + +
  0 Магнусе Слепом и Харальде Гилли 1130-1135 1135-1136 + + + +
  0 сыновьях Харальда Гилли 1136-1161 + (до 1150) + (до 1157) + +
  0 Хаконе Широкоплечем 1157-1162 ? ? + +
  0 Магнусе Эрлингссоне 1163-1184 ? ? + (до 1177) + (до 1177)

7 Даты правления конунгов условны, как приблизительна и вся хронология истории Норвегии до 1000 г. Сюжеты, включающие "восточную" информации выделены курсивом.

Итак, королевские саги в узком понимании этого термина представлены отдельными сагами - жизнеописаниями того или иного конунга; сводами саг, рисующими историю Норвегии на большом отрезке времени, и рукописями XIV-XV вв. - компиляциями, сохранившими более ранние саги. К королевским сагам также относятся краткие повествования, пряди pattir, мн.ч. от pattr), о норвежских правителях и их дружинниках или о знатных норвежцах. Действие прядей нередко происходит не только в Норвегии, но и в других странах, в частности на Руси.

Повтор и различная обработка сюжетов являются отличительной чертой королевских саг, поскольку интересы церкви и государственной власти требовали зачастую новой интерпретации известного материала. Вероятно, объяснения другого отличительного признака королевских саг - известности их авторов, - тоже следует искать в особых функциях королевских саг: они не были просто рассказом о прошлом, решенным в значительной мере художественными средствами, они писались во многих случаях по заказу и использовались в политической борьбе своего времени.

Четыре отдельные саги являются хронологическим продолжением названных выше сводов, охватывая историю Норвегии с 1177 по 1280 г., образуя тем самым еще четыре сюжета (см. табл. 4).

Таблица 4

Сюжеты королевских саг о истории Норвегии с 1177 по 1280 г.8
№ п/п Сюжет Годы правления конунгов Frissb. Eirsp. Flat. Skhb. Прочие рукописи
  0 Сверрире 1184-1202   + + + АМ 327, 4°
  0 баглерах 1202-1217   +   + P.Clausson
  0 Хаконе Хаконарсоне 1217-1263 + + + + SKB 8, perg., fol.
  0 Магнусе Исправителе Законов 1263-1280         АМ 325 Х, 4°

8 Сюжеты, включающие "восточную" информацию, выделены курсивом.

Таким образом, изложение истории Норвегии с древнейших времен по 1280 г. распадается в королевских сагах на 20 сюжетов, разработанных с разной степенью полноты.

Подавляющее большинство королевских саг (16 сюжетов из 20, № 1, 3-13, 15-17 и 19) содержат восточноевропейскую информацию.

Саги об исландцах (Islendingasogur), или родовые саги - группа из 35-40 саг, описывающих историю исландских родов от заселения Исландии (870-930 гг.) до середины XI в. Столетие с 930 по 1030 г., время расцвета страны, даже принято называть "веком саг". Основное место действия родовых саг - Исландия, но действие многих из них начинается в Норвегии еще до времени заселения, а многие описывают путешествия исландцев в другие скандинавские страны, на Британские острова, на Русь и в Византию. К сагам об исландцах причисляются также пряди, в которых главными действующими лицами выступают исландцы, хотя и находящиеся в Норвегии. Впрочем, часто оказывается затруднительным отнести ту или иную прядь к родовым либо к королевским сагам.

Все саги об исландцах анонимны. Несколько фрагментов рукописей датируются XIII в., но самые ранние рукописи, содержащие полные или почти полные тексты саг, относятся к началу XIV в. Более того, ряд саг дошел до нас в бумажных списках XVI и даже XVII вв. Соответственно, качество текстов и их близость к оригиналу сильно варьируются. Датировка саг об исландцах - вопрос сложный и спорный. Большинство исследователей сходится на том, что значительная часть саг создана в XIII в. Возможно, что "Сага об Эгиле" написана между 1220 и 1240 гг. Есть также основания отнести "Сагу о Ньяле" к 1275-1290 гг. Датировки всех прочих саг не столь очевидны. Исследователи выделяют несколько групп саг по предположительному времени их возникновения: 1) в 1200-1230 гг., 2) в 1230-1280 гг., 3) в 1270-1290 гг., 4) вероятно, ок. 1300 г., переработанные из более ранних саг, 5) возникшие в XIV в. (см. табл. 5).

Саги о древних временах (Fornaldarsogur 9, от forn qld - древнее/мифическое время) появились в конце XII в., бурное их развитие приходится на XIII и XIV вв., хотя отдельные сказания или сюжеты, на основе которых они возникли, существовали и раньше в устной традиции (подробнее см.: Викингские саги). Исследователи также называют эти саги мифологическими, легендарными, фантастическими, лживыми и др. Из всех перечисленных обозначений только последнее принадлежит их современнику.

9 Термин fornaldarsogur не встречается в древнеисландских текстах. Он был создан первым издателем этого вида саг К. Равном для характеристики публикуемых им саг.

Таблица 5

Саги и пряди об исландцах10
Название Время возникновения Примечание
а) Саги об исландцах
Сага о битве на Вересковой Пустоши Heidarviga saga 1200 - 1230 Вероятно, старейшая из сохранившихся родовых саг.
Сага о Бьёрне, герое из Хитдаля Bjarnar saga Hitdalakappa 1200 - 1230 Принадлежит к подгруппе саг о скальдах. Вместе с "Сагой о Кормаке" относится к ранним сагам.
Сага о Кормаке Kormaks saga 1200 - 1230 Принадлежит к подгруппе саг о скальдах. Вместе с "Сагой о Бьёрне" относится к ранним сагам.
Снорри Стурлусон (?) Сага об Эгиле Скаллагримссоне Snorri Sturluson (?) Egils saga Skallagrimssonar 1220 - 1240 Классическая родовая сага. Со-хранилась в трех редакциях XIV в. и позднее. Принадлежит к подгруппе саг о скальдах.
Сага о людях со Светлого Озера Ljosvetninga saga 1230 - 1280 Вероятно, создана ок. 1260 г. Сохранилась в двух редакциях XIV и XV вв. В саге много литературных заимствований и традиционных мотивов, хотя некоторые персонажи имеют исторические прототипы.
Сага о Гисли Сурссоне Gisla saga Surssonar 1230 - 1280 Существует в двух редакциях - краткой и пространной. Первая считается более ранней.
Сага о людях из Лососьей Долины Laxdala saga 1230 - 1280 Дошла в шести рукописях и фрагментах (старший - посл. четв. XIII в.). Автор использовал письменные источники.
Сага о Ньяле Njals saga 1275 - 1290 Старшие рукописи и фрагменты рукописей датируются ок. 1300 г. Сохранилось ок. 20 средневековых рукописей саги и более поздние бумажные списки.
Сага о Торде Пугало Pordar saga hredu XIV в. Небольшая постклассическая сага, практически не имеющая исторической основы
б) Пряди об исландцах
Прядь об Аудуне с Западных Фьордов Audunar pattr vestfirzka Нач. XIII в. В "Гнилой коже" и в "Книге с Плоского острова"
Прядь о Халльдоре Сноррасоне Halldors pattr Snorrasonar inn sidari Нач. XIII в. В "Гнилой коже" и в "Хульде"
Прядь о скальде Сигвате Sighvats pattr skalds Нач. XIII в. Прядь не является единым текстом, а представляет собой ряд рассказов о скальде в "Отдельной саге об Олаве Святом" и в "Саге о Магнусе Добром"
Прядь о Торстейне Сиду-Хальссоне Porsteins pattr Sidu-Hallssonar Нач. XIII в. В "Гнилой коже" и в "Книге с Плоского острова"
Прядь о Свади и Арноре Нос-Старухи Svada pattr ok Arnors kerlingarnefs   Восходит к латинскому тексту Гуннлауга Лейвссона (ум. в 1218 или 1219 г.). В "Книге с Плоского острова"
Прядь о Торвальде Путешественнике Porvalds pattr vidforla Нач. XIII в. Не исключена вероятность, что была сочинена Гуннлаугом Лейвссоном ок. 1200 г. В "Книге с Плоского острова"
Прядь о Хеминге Аслакссоне Hemings pattr Aslakssonar Кон. XIII в. В "Книге Хаука" и в "Книге с Плоского острова"
Прядь о Торлейве, Скальде Ярла Porleifs pattr jarlsskalds Ок. 1300 г. Первая часть - в "Книге с Плоского острова" (почерк XV в.), вторая часть - в "Книге Хаука" (почерк XIV в.)
Прядь о Торарине Невьольвссоне Porarins pattr Nefjolfssonar inn sidari ? В рукописи ок. 1400 г.

10 В таблицу включены только те родовые саги и пряди об исландцах, которые содержат информацию о Восточной Европе.

Согласно первой части "Саги о Стурлунгах", в 1119 г. на свадебном пире в Рейкьяхоларе исполнялся ряд саг, среди которых была *"Сага о Хромунде Грипссоне" (типичная сага о древних временах). Именно эту сагу, по свидетельству "Саги о Стурлунгах", слушал умирающий от ран норвежский конунг Сверрир, "и он говорил, что такие лживые саги всего забавнее. Однако есть люди, которые могут возвести свой род к Хромунду Грипссону". Как следует из самого названия данного вида саг, в основе его выделения лежит в первую очередь хронологический признак. По определению Равна, это "саги, рассказывающие о тех событиях, которые произошли в северных странах, прежде чем в IX в. была заселена Исландия, или, другими словами, ранее того времени, когда появляются достоверные рассказы" (Раз. I. 8. V). Исходя из сюжетики публикуемых саг, Равн различает саги, основанные на древних северных сказаниях, саги, построенные на рассказах исландцев о заморских приключениях, и "приукрашенные сказания", т.е. саги, сюжет которых включает большое количество сказочно-фантастических элементов. Анализ структурных, художественных и лексико-стилистических особенностей саг о древних временах показал, что они действительно имеют общие черты, в первую очередь четкую структуру повествования, отличную от других видов саг.

В современном саговедении саги о древних временах (см. табл. 6) делят на несколько групп, исходя из их сюжетики (Schier. 1970. 8. 72-78.). К первой группе относятся героические саги (или собственно саги о древних временах), сюжеты которых восходят к героическому эпосу германцев. Число этих саг невелико. Долгое время они рассматривались как начальная стадия жанра исландской саги в целом. В них рассказывается о судьбах знатных древнегерманских или древнескандинавских родов в эпоху Великого переселения народов (IV-VI вв.). Таковы, например, "Сага о Хервёр и конунге Хейдреке", повествующая о борьбе готов и гуннов, или "Сага о Вёлсунгах", посвященная истории рода Нифлунгов (Нибелунгов). Условно к этой группе может быть отнесено переложение германских эпических сказаний - "Сага о Тидреке Бернском".

Вторую группу саг составляют викингские саги (vikinga sogur), повествующие о странствиях героев в чужих странах в поисках славы, богатства и приключений. Время действия в них обычно отнесено к эпохе викингов. Географический фон, на котором развиваются события саги, - территории, часто посещавшиеся викингами: Британия, Франция, Италия, Византия, Русь. Многие персонажи имеют реальные прототипы, а описываемые эпизоды зачастую могут быть соотнесены с известными историческими событиями.

Наиболее многочисленна третья группа - приключенческие саги (avintyra sogur) - рассказы о путешествиях, во время которых герои попадают как в реальные, так и вымышленные страны, где они встречаются с необычными, часто сверхъестественными существами и испытывают волшебные превращения. В сюжетике саг доминируют сказочные мотивы.

Границы между этими группами саг, в особенности между второй и третьей, весьма зыбки. Некоторые саги (например, "Сага о Рагнаре Кожаные Штаны") обладают чертами разных групп, что не позволяет однозначно классифицировать их.

По своим художественным особенностям эти саги значительно отличаются от родовых и королевских. Все саги о древних временах анонимны. Это сближает их в первую очередь с сагами об исландцах, авторы которых неизвестны, и отличает от королевских саг, имена авторов которых в ряде случаев засвидетельствованы.

При кажущемся разнообразии повествований композиция большинства саг о древних временах строится по общей схеме: введение, обычно сообщающее генеалогию героев и описывающее отношения между ними; рассказ о юности героя; объяснение причин его отъезда из страны; рассказ о приключениях в чужой стране; заключительная часть, чаще всего описание успешного возвращения героя домой.

Таблица 6

Саги о древних временах11
Название Время составления Группа
Сага о Тидреке Бернском Pidreks saga af Bern Ок.1250 г. Г
Сага о Вёлсунгах Volsunga saga Не ранее сер. XIII в. Г
Сага о Хервёр и конунге Хейдреке Hervarar saga ok Heidreks konungs XIII в. Г (В)
Сага о Гаутреке Gautreks saga XIII в. П (В, Г)
Фрагмент о некоторых древних конунгах в мире данов и свеев Sogubrot af nokkrum fornkonungum i Dana ok Svia veldi XIII в. Г
Сага о Рагнаре Кожаные Штаны Ragnars saga lodbrokar Втор. пол. XIII в. В (Г, П)
Сага об Одде Стреле Qrvar-Odds saga Втор. пол. XIII в. В
Сага о Хальви и дружинниках Хальви Halfs saga ok Halfsrekka Кон. XIII в. В (Г, П)
Сага о Хрольве Гаутрекссоне Hrolfs saga Gautrekssonar Кон. XIII в. П
Сага о Хальвдане, приемном сыне Брани Halfdanar saga Bronufostra Ок. 1300 г. П
Сага о Стурлауге Трудолюбивом Sturlaugs saga starfsamma Ок. 1300 г. П
Сага о Торстейне, сыне викинга Porsteins saga Vikingasonar Ок.1300 г. П
Сага о Фритьофе Прекрасном (Fridpjofs saga Frakna) Кон. XIII - нач. XIV в. В
Сага об Асмунде Убийце Победителей Asmundar saga kappabana Кон. XIII - нач. XIV в. Г (В)
Сага о Хальвдане Эйстейнссоне Halfdanar saga Eysteinssonar Нач. XIV в. П
Прядь о Госте норн Norna-Gests pattr Нач. XIV в. Г
Сага об Ингваре Путешественнике Yngvars saga vidforla Нач. XIV в. -
Сага о Финнбоги Сильном Finnboga saga ramma Нач. XIV в. -
Сага о Хрольве Пешеходе Gongu-Hrolfs saga Нач. XIV в. Г
Сага о Гриме Мохнатая Щека Grims saga lodinkinna XIV в. В(П)
Сага о Кетиле Лососе Ketils saga hangs XIV в. В(П)
Сага о Боси Bosa saga XIV в. П
Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков Egils saga einhenda ok Asmundar berserkjabana XIV в. П
Прядь о Сёрли Sorla pattr XIV в. П(В)
Сага о Хрольве Жердинке Hrolfs saga kraka XIV в. Г
Сага об Ан, сгибающем лук Ans saga bogsveigis XV в. В(П)
Сага о Хьялмтере и Элверс Hjalmpers saga ok Qlvers XV в. П
Сага о Сёрли Сильном Sorla saga sterka XV в. -
Сага об Иллуги, приемном сыне Грид Illuga saga Gridarfostra XV в. П
Сага о Хромунде Гриппссоне Hromundar saga Gripssonar XV в. В

11 Время создания саг указано по кн.: Simek & Pallsson. 1987. Классификация саг принадлежит К.Ширу (Schier. 1970). Условные обозначения: Г - героическая сага, В - викингская сага, П - приключенческая сага. Прочерк означает, что групповая принадлежность саги Широм не определена.

Содержание сводится к крайне ограниченному набору сюжетных мотивов, общих для фольклора разных стран: путешествия в отдаленные земли, военные походы, сватовство, битвы с великанами, оборотнями, драконами. Сюжетные особенности определяют образную систему саг о древних временах. Центральный персонаж большинства из них - конунг или сын конунга, известный викинг, нередко имеющий исторический прототип. Сложное переплетение реалистических и сказочно-фантастических элементов является одним из основных отличительных признаков этой группы саг, хотя оно присуще не только сагам о древних временах. Сверхъестественное выступает в сагах как само собой разумеющееся, равноценное реальным событиям. Маршрут героев саг о древних временах, отправляющихся на Русь из Скандинавии, пролегает как по достоверно локализуемым местностям (Восточной Швеции, Восточной Прибалтике, Карелии, Кольскому полуострову и др.), так и по вымышленным странам, населенным великанами, колдунами, песьеглавцами, амазонками, циклопами, информация о которых черпалась как в собственной традиции, так и в античной и западноевропейской ученой литературе. В то же время рассказы о событиях, вызывавших особый интерес, в частности, описания подготовки к бою и самих морских и сухопутных сражений, обстоятельны, насыщены множеством правдоподобных деталей.

Несмотря на легендарно-фантастический характер саг о древних временах, в основе сюжета большинства из них выделяется историческое ядро, вокруг которого строится повествование. Так, в "Саге об Ингваре" - это поход хёвдинга Ингвара на восток, в "Саге об Одде Стреле" - путешествие Одда в Бьярмаланд. Некоторые многослойные произведения используют несколько исторических сюжетов разного времени как, например, походы гуннов во главе с Аттилой и деяния короля остготов Теодориха Великого в "Саге о Тидреке Бернском".

В сагах о древних временах присутствует большое количество исторически достоверных реалий, в первую очередь личных имен, а также действительно существовавших топонимов. Все эти элементы создают условный квазиисторический фон, отражающий представления составителей саг об исторической обстановке, географической локализации и хронологической привязке сюжета произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: