double arrow

Скальдическая поэзия

Древнейшие памятники словесности на древнескандинавских языках принадлежат скальдической поэзии (от др.-исл. skald -"поэт, скальд"), получившей распространение в Норвегии и Исландии IX-XII вв. Принято считать, что скальдический стих уже вполне оформился к IX в. и до своего отмирания в конце XIII в. не претерпел сколько-нибудь существенных изменений.

Значительная часть скальдических стихов сохранилась в ви-де цитат в прозаических произведениях XII-XIV вв., по преиму-ществу в сагах. Стихотворные вставки, как правило, представ-ляют собой не стихи целиком, а отдельные строфы, или висы (visur). До момента записи скальдическая поэзия передавалась устно.

Основной вид скальдики - хвалебная песнь: драпа (drapa), разбитая на части своего рода припевом. Она может быть посвящена одному лицу или роду (генеалогическая хвалебная песнь). Другими видами скальдики являются нид (nid) - хулительная песнь и так называемые отдельные висы (lausavisur) - стихи самого разнообразного содержания.

Скальдическое стихосложение восходит к германскому аллитерационному стиху, но существенно развивает и усложняет его. В нем более строго регламентированы аллитерации, число слогов в строке и строк в строфе, вводятся внутренние рифмы. Наиболее распространенным размером был дротткветт, строфа которого состояла из четырех трехтактных двустиший, объединенных тремя аллитерирующими слогами и внутренними рифмами.

П ьяной п ены волны
п ью из зуба зубра

Важнейшие стилистические элементы скальдического стиха - хейти и кеннинги. Хейти - это поэтические синонимы. Например, к хейти "моря" относятся "волна", "пучина", "прибой", "залив", "устье", "река", "ручей", "водопад", "пруд", "лужа", "болото" и т.д. Кеннинги - это поэтические фигуры, где одно существительное заменяется двумя, второе из которых выступает определением к первому. Так, в "Младшей Эдде" приводятся такие кеннинги моря: "земля кораблей", "земля киля, носа, борта или шва корабля", "земля рыб и льдин", "дом песка, водорослей и шхер". В приведенном двустишии присутствуют два кеннинга: "пена волны" - пиво и "зуб зубра" - питьевой рог.

Содержание скальдических стихов было весьма ограниченным, оно предопределялось требованиями жанра, а цель их сочинения вела к тенденциозности в отборе отображаемых фактов. В хвалебных песнях воспевались действительно происходившие события, но далеко не все, а лишь те, которые служили прославлению лица, в честь которого они слагались. Созданные по свежим следам очевидцами или современниками событий, хвалебные песни сообщали имя и род прославляемого, рассказывали о выигранных им битвах, о его отваге и щедрости. В этом контексте упоминаются имена реально существовавших людей, названия конкретных местностей.

Стихи скальдов признавались составителями саг вполне достоверным историческим источником и часто цитировались для подтверждения рассказываемого2. В Прологе к "Кругу земному" исландский историк и политический деятель Снорри Стурлусон сформулировал отношение авторов саг к скальдическим стихам:

"В этой книге я велел записать древние рассказы о правителях, которые были в Северных Странах и говорили на датском языке, как я их слышал от мудрых людей, а также некоторые из родословных, как они были мне рассказаны. Кое-что взято из перечней, в которых конунги и другие знатные люди перечисляют своих предков, а кое-что из древних стихов и песней, которые исполнялись людям на забаву. То, что говорится в этих песнях, исполнявшихся перед самими правителями или их сыновьями, мы признаем за вполне достоверные свидетельства. Мы признаем за правду все, что говорится в этих песнях об их походах или битвах. Ибо, хотя у скальдов в обычае всего больше хвалить того правителя, перед лицом которого они находятся, ни один скальд не решился бы приписать ему такие деяния, о которых все, кто слушает, да и сам правитель знают, что это явная ложь и небылицы. Это было бы насмешкой, а не хвалой... А песни скальдов, как мне кажется, всего меньше искажены, если они правильно сложены и разумно истолкованы" (Круг земной. С. 9-10).

2 В родовые саги скальдические стихи включались чаще для украшения повествования и развлечения слушателей. Они являются частью текста и должны рассматриваться как один из элементов художественной структуры саги.

Достоверность скальдических стихов в глазах исландцев XII-XIII вв. вытекала из понимания ими скальдической поэзии как особого способа передачи информации и - одновременно - из их веры в магическую силу слова: лживое слово - посягательство на благополучие того, кому льстят.

Современные исследователи видят в скальдических стихах источник саг, если стихи цитируются для подтверждения рассказываемого, и относятся к поэтическим вставкам с большим доверием, нежели к самим сагам. Это объясняется в первую очередь тем, что трудный стихотворный размер, своеобразный порядок слов и сложный поэтический язык практически исключали возможность искажений, дополнений и переработок в процессе бытования стихов в устной традиции и в момент их письменной фиксации. Кроме того, в скальдических стихах не изображаются типические ситуации и потому отсутствует сознательное обобщение фактов действительности.

Около 40 скальдических вис, принадлежащих 20 скальдам IX-XII вв., сообщают о путешествиях (военных и мирных) скан-динавских ярлов или конунгов в земли, лежащие за Балтийским морем, и/или содержат восточноевропейские топонимы.

О походах в Восточную Прибалтику говорит Тьодольв из Хвинира (Pjodolfr or Hvini, вторая половина IX в.), создавший "Перечень Инглингов" (Ynglingatal) - поэму, прославляющую некоего конунга Рёгнвальда и перечисляющую его предков из династии шведских и норвежских конунгов - Инглингов в 30 поколениях, начиная от Одина. Глум Гейрасон (Glumr Geirason, ок. 940-985 гг.) повествует о походах в Восточные земли и в Бьярмаланд норвежского конунга Харальда Серая Шкура ("Grafeldardrapa"). В висе Халльфреда Трудного Скальда (Hallfrodr vandradaskald, ум. ок. 1007 г.) впервые упомянуто название Древней Руси Gardar. Дружинник и скальд Олава Харальдссона, побывавший с ним на Руси и сложивший несколько хвалебных песней в его честь ("Vikingavisur", "Erfidrapa" и др.), Сигват Тордарсон (Sighvatr Pordarson, ок. 995-1045 гг.) оставил упоминания о походах юного Олава в Восточную Прибалтику, о его бегстве на Русь и пребывании там. Арнор Скальд Ярлов (Arnorr Pordarson jarlaskald, род. ок. 1012 г.) был скальдом сына Олава Харальдссона Магнуса и посвятил ему хвалебную песнь ("Hrynhenda"), в которой рассказывается о возвращении Магнуса в Норвегию из Руси и о деятельности на Руси ярла Рёгнвальда. Воспоминания о "восточных" поездках норвежских конунгов вдохновляли скальдов и в XII в. Так, исландец Халлар-Стейн (Hallar-Steinn) в трех строфах поэмы "Rekstefja" говорит о пребывании на Руси конунга Олава Трюггвасона. Скальдические стихи слагали и некоторые из норвежских конунгов, находивших на Руси убежище: Олав Харальдссон посвятил вису Ингигерд, жене Ярослава Мудрого, а Харальд Суровый Правитель сочинил Отдельные висы (Lausavisur) о "девушке в Гардах", которая "не хочет чувствовать склонность" к нему, - о Елизавете Ярославне, которая позднее вышла за него замуж.

В своей совокупности скальдические стихи, упоминающие поездки на восток, дают ценную информацию о характере русско-скандинавских связей IX-XI вв. В "Круге земном" из приведенной Снорри 601 скальдической строфы 23 посвящены путешествиям на восток; их малое число, очевидно, является результатом того, что, как следует и из самих саг, скандинавы далеко не всегда ездили сюда с целью грабежа и не всегда их поездки приводили к кровопролитным сражениям, о чем обычно слагали стихи скальды. Более того, только 6 строф (ок. 25%) говорят о нападении скандинавов на "восточные" земли (в "Круге земном" в целом ок. 75% вис посвящено военным действиям). Все эти стихи принадлежат скальдам IX - первой четверти XI в., а описываемые в них события происходили не позднее первого десятилетия XI в. Скальдические стихи, таким образом, позволяют рассматривать 1010-е годы как рубеж викингской активности на востоке. Лишь одна из 23 вис посвящена нападению на Русь - разрушению Альдейгьи (Ладоги) ярлом Эйриком, датируемому 997 г. Основным объектом грабительских походов до XI в. предстают в скальдических стихах восточноприбалтийские земли. "Мирные" висы, относящиеся к первой половине XI в., напротив, содержат сведения только о Руси, что указывает на мирные по преимуществу отношения между Русью и Скандинавией в данное время. Более того, скальдические стихи, посвященные жившим на Руси норвежским конунгам, отчасти подтверждают, что в конце X - первой половине XI в. отношения Руси и скандинавских стран перестают быть результатом деятельности отдельных лиц, а приобретают характер межгосударственных связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: