Семинар 9: конституция США 1787 г

Вопросы:

1. Становление американского конституционализма. Конституционное развитие США до 1945 г.

2. Источники конституции США 1787 г.

3. Концепция американского федерализма.

4. Разделение властей по-американски.

5. Штат как субъект федерации.

Ответ на первый вопрос следует начать с краткого описания истории колоний в Новом Свете. Необходимо выявить при этом причины американской революции. Затем следует кратко остановиться на ходе войны за независимость, истории конфедерации, указав на ее недостатки, побудившие американцев изменить концепцию государственного устройства. Последняя часть ответа должна быть посвящена истории принятия текста конституции 1878 года и поправкам к ней до 1945 г.

Второй вопрос. Ответ следует начинать с перечисления и краткой характеристики актов, повлиявших на содержание конституции США 1787 года. Далее необходимо провести краткий сравнительный анализ текста источников с текстом конституции, указав при этом на те места конституции, содержание которых опосредовано тем или иным источником.

Ответ на третий вопрос целесообразно начать с краткой характеристики такого фундаментального труда как «Федералист». Необходимо при этом использовать сам текст этой работы. Затем следует провести анализ статей конституции, в которых воплотились идеи «Федералиста». Следует подобно проанализировать вопросы представительства штатов в федеральных органах власти, при этом необходимо провести четкую разграничительную линию между компетенцией федеральных органов власти и компетенцией штатов. При этом следует опираться на доктринальные положения, выработанные конституционной практикой США: доктрину горизонтального и вертикального федерализма. Необходимо также в этой связи проанализировать доктрину «подразумеваемых полномочий» (implied powers) федеральных органов власти и доктрину «федерального вопроса» (federal question). Закончить ответ на вопрос следует кратким рассказом и анализом причин возникновения Гражданской войны в США. Необходимо рассказать, как исход войны сказался на устройстве страны.

Ответ на четвертый вопрос следует начать с анализа такого конституционного принципа как checks and balances. Необходимо указать те статьи конституции, в которых проявляется действие этого принципа. Затем следует охарактеризовать систему организации и компетенцию каждой из ветвей власти по отдельности. Особо следует рассмотреть вопрос о становлении системы органов исполнительной власти США до 1945 года.

При ответе на вопрос следует исходить из таких доктринальных концепций как «enumerated powers», «enlisted powers», «implied powers». Характеризуя судебную ветвь власти, необходимо указать на то значение, которое приобрел прецедент Верховного суда США Marbury v. Madison от 1803 года для усиления его позиций в государственном механизме страны.

При ответе на пятый вопрос следует использовать текст конституции штата Нью-Йорк 1822 года как наиболее доступный для студента. Впрочем, дозволяется использоваться тексты других конституций штатов. При ответе сразу же необходимо четко определить понятие штата, раскрыв его природу. Затем следует проанализировать содержание статей конституции штата, те ее статьи, которые регулируют создание органов власти штата, определяют взаимоотношение между ними и федерацией. Необходимо отдельно остановится на вопросах компетенции штата. Закончить ответ следует указанием на способы взаимодействия штатов с федеральным правительством, выработанными за период XVIII – XIX веков.

Памятники:

Декларация независимости. Статьи конфедерации. Конституция США. Конституция штата Нью-Йорк// Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. М., 1957

Пособия:

Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. Л., 1982

Брайс Д. Американская республика. Ч. 1-3. М., 1889-90

Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М., 1987

гр. Токвиль А. О демократии в Америке. М., 1897

Федералист. М., 2000


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: