double arrow

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ


Функциональная структура дошкольных учреждений

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ

Функциональную структуру ДОУ определяет принятая в учреждении Программа воспитания и обучения. В сегодняшних условиях педагогическим коллективам предоставлена свобода выбора программ. Это может быть Программа, разработанная как в государственных системах образования, так и собственная, авторская. Однако при проектировании ДОУ следует учитывать ряд особенностей режима, дня в детских группах и санитарно-гигиенических требований, имеющих общее значение,

Кормление детей в ДОУ осуществляется одновременно во всех группах 3-4 раза в день. Как правило, в одно и то же время во всех группах проводятся фронтальные занятия со всей группой детей одновременно (в первой половине дня, сразу после завтрака). После этих занятий все группы выводятся на прогулку (на групповые площадки земельного участка).

В разновозрастных группах или в группах детей младшего возраста (до 3-4 лет) дневной сон детей может быть для одних детей двухразовым, для других - одноразовым. В этой связи целесообразно проектирование спальни в виде двух сообщающихся пространств, с сохранением общей визуальной связи между ними. Также в разных режимах могут проходить занятия по подгруппам детей. При этом, если в составе групповой ячейки не предусматривается специальное помещение для занятий по подгруппам, следует организовать соответствующее зонирование площади групповой, чтобы с помощью столиков с защитными кранами, ширм, барьеров-перегородок, стульев с высокими спинками и т.п. выделить автономные зоны, предназначенные для занятий по подгруппам.




В компенсирующих ДОУ (компенсирующих группах в ДУ общего типа) программы общеразвивающие и общеоздоровительные сочетаются с лечебно-восстановительными мероприятиями, коррегирующими основной дефект развития или компенсирующими утраченные способности.

Компенсирующие ДОУ следует проектировать с учетом создания необходимых условий для:

обучения и воспитания детей с аномалиями развития по специальным программам и учебным планам;

коррекции недостатков физического, психического и интеллектуального развития в процессе специальных занятий по исправлению дефектов развития, а также лечебно-профилактических мероприятий,

Следует иметь ввиду, что в компенсирующих ДОУ или в компенсирующих группах специальные занятия проводятся с каждым ребенком по очереди непрерывно в течение дня и независимо от остальных мероприятий в группе; ребенка на занятия могут пригласить с обеда или с прогулки. Это обстоятельство обусловливает определенные требования к размещению и планировочному решению компенсирующих групповых ячеек: их целесообразно проектировать в одном уровне, компактными, с удобной связью с комнатой коррекции и с групповой площадкой на участке.



Если комната коррекции предусматривается не в составе групповой ячейки, при комнате коррекции следует предусматривать детскую раздевальную верхней одежды на 4-6 мест.

Классическая функциональная модель ДОУ общего типа состоит из набора групповых ячеек, одного или двух залов музыкальных и гимнастических занятий, возможно, иных специализированных помещений для работы с детьми, а также сопутствующих групп помещений (медицинские, пищеблок, построчная) и служебно-бытовых помещений (администрации, персонала, туалеты, кладовые).

В ДОУ общего типа степень групповой изоляции должна быть достаточно высокой. В функциональном отношении каждая групповая ячейка в здании автономна. Детские группы поочередно и организованно выводятся в залы для музыкальных и гимнастических занятий, иные специализированные помещения или на участок для прогулок или занятий на общей физкультурной площадке. Готовую пищу из пищеблока персонал поставляет непосредственно в групповую ячейку (в буфетную), где происходит порционирование с использованием комплекта столовой посуды. Каждая группа имеет собственный комплект столовой посуды, мытье и хранение которой осуществляется в буфетной.

Для детей старшего возраста (4-7 лет) могут применяться так называемые сдвоенные групповые ячейки, которые характеризуются наличием общих помещений служебно-бытового назначения (комната персонала, туалет персонала, помещение для сушки одежды), а также помещений для детей, которые двумя группами используются поочередно (комната для занятий по подгруппам, комната коррекции, комната психологической разгрузки, функциональные игровые модули - "Модуль-мастер", "Модуль-театр", "Модуль-гладиатор" - физкультурно-игрового оборудования), а также холлы, открытые террасы или остекленные веранды, входящие в планировочную структуру сдвоенных групповых ячеек.



Принципиальная модель функциональной структуры ДОУ заключается в том, что групповые ячейки распределяются по периферии здания, имея хороший фронт естественного освещения, а специализированные и сопутствующие помещения, для удобства пользования, размещаются в центре здания, при сохранении удобных и коротких связей с каждой групповой ячейкой.

Медицинские помещения в ДОУ на 4-7 групп представлены медицинской комнатой (12 м2), совмещающей функции медицинского кабинета (педиатра) и процедурного (прививочного) кабинета. В ДОУ на 8-10 групп предусматриваются два помещения: медицинская комната (10 м2) и процедурный кабинет (8 м2). В состав медицинских помещений входит изолятор, содержащий 1-2 палаты на 1-2 места каждая, приемную изолятора, оборудуемую мойкой и навесным шкафом для хранения посуды, а также туалет, который, как правило, в том числе используется для приготовления дезрастворов.

Пищеблоки в ДОУ общего типа предполагаются работающими на сырье и содержат загрузочную, кладовые продуктов, кухню и раздаточную, моечную кухонной посуды. В зданиях крупной вместимости (8-10 групп) в составе кухни выделяется холодный цех.

Построчная в ДОУ работает из расчета старки 1/3 общего объема стираемого белья, при стирке остального белья в городских прачечных.

Укрупнение зданий (увеличение числа детских групп) в определенной степени повышает эффективность использования его специализированных и сопутствующих помещений.

В малых ДОУ нет зальных помещений (их включение не предусмотрено МГСН 4.07-96 как обязательное). Составы и площади специализированных и сопутствующих помещений могут быть сведены к минимуму: медицинская комната используется для временного размещения заболевшего ребенка, комната персонала (общая), кабинет-оффис для заведующего (как правило, совмещающего обязанности воспитателя) и приема посетителей, кладовая.

Комплексы дошкольного воспитания преследуют цель сохранить психологический комфорт малых ДОУ одновременно с эффективностью централизованного использования помещений для работы с детьми, бассейна, зала-арены, и пр. а также сопутствующих помещений - пищеблока, прачечной, медицинского блока, помещений коррекции, которые, могут быть лучше оснащены и иметь более развитый состав.

Если в КДВ предусматривается централизованный пищеблок, он работает на основе автотранспортной доставки готовой пищи (например, в специальных термоконтейнерах); централизованная прачечная - на основе автотранспортной доставки белья.

По части компенсирующей деятельности, коррекции и медицинского обслуживания в групповых отделениях КДВ - медперсонал и узкие специалисты осуществляют работу с детьми непосредственно в групповых отделениях - в медицинской комнате и комнате коррекции.

По статусу дошкольное образовательное учреждение, размещаемое непосредственно в здании ЦДВ - это может быть ДОУ общего типа с одним или несколькими приоритетными направлениями развития детей, а также Центром развитии ребенка с оказанием педагогических, медицинских услуг, услуг по коррекции и психологической помощи в развитии, поддержке и оздоровлении всех воспитанников.

Достаточно эффективными в экономическом отношении являются прогулочные группы, не содержащие пищеблока, постирочной, не имеющих спален в групповых ячейках. В их составе предусматривается помещение для подстирки и функциональная зона кухни, где можно разогреть чай. Если для размещения прогулочных групп используется специально выделенная незаселенная жилая квартира, для этих целей используются санитарный узел и кухня жилой квартиры.

В дежурных группах кратковременного присмотра дети могут находиться от нескольких часов до нескольких суток (группы могут быть дневные и круглосуточные). Дети в них образуют разновозрастные - детские группы с постоянно меняющимся составом и численностью детей.

Организация питания и стирки белья в дежурных группах кратковременного присмотра должна строиться на основе договоров с предприятиями общественного питания или продовольственных торговых предприятий по поставкам полуфабрикатов или готовых блюд. Эти условия на стадии разработки задания на проектирование должны быть предварительно согласованы с органами Госсанэпиднадзора. Стирка белья может осуществляться в городских прачечных, а также своими силами в бытовых стиральных машинах.

Размещение и взаимосвязь помещений осуществляется в соответствии с функциональной схемой:

- групповая ячейка

- ученический класс школы

- общие помещения компенсирующей и коррекционной деятельности

____ - связи для детей

- - - - - связи для персонала

- сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, прачечная и др.)

- специализированные помещения для работы с детьми

Рис. 2 Функциональная структура ДУ (состав и взаимосвязь функциональных элементов)

а - Малые ДУ; б - ДУ общего типа; в - компенсирующие ДУ; г - КДВ; д – УВК

Рис. 3 Примеры планировочных решений зданий дошкольных учреждений общего типа на 4-6 групп

а - ДУ общего типа на 4 группы

Арх. Н. Согомонян. ЦНИИЭП жилища

1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - спальня; 4 - туалетная; 5 - буфетная; 6 - помещение для занятий по подгруппам; 7 - ванна-бассейн; 8 - остекленная веранда; 9 - открытая терраса; 10 - зал для музыкальных и гимнастических занятий; 11 - служебно-бытовые помещения

Рис. 4 Пример проектного решения Центра дошкольного воспитания на 6 групп

Арх. Л. Смывина. Институт общественных зданий

1 - групповая; 2 - спальня; 3 - зал-арена; 4 - бассейн; 5 - изостудия; 6 - компьютерный класс; 7 - физкультурный зал; 8 - гардероб для приходящих групп детей из других ДУ; 9 - медицинские помещения; 10 - прачечная; 12 - гараж; 13 - служебно-бытовые помещения







Сейчас читают про: