double arrow

Общие положения. 1. 1. Высшие учебные заведения должны представлять среду, оптимальную для сложных процессов формирования молодых специалистов: воспитания, учебы, быта,

1.1. Высшие учебные заведения должны представлять среду, оптимальную для сложных процессов формирования молодых специалистов: воспитания, учебы, быта, общественной деятельности, творчества, физического развития, культурного совершенствования.

1.2. Прогрессивными направлениями в проектировании и строительстве высших учебных заведений являются:

укрупнениевузов и созданий крупных вузовских, комплексов, кооперирование вузов с небольшим контингентом студентов в вуз-городки;

создание системы зданий и корпусов, учитывающих динамику учебного процесса и позволяющих развивать вуз путем внедрения универсальных архитектурно-планировочных решений, менять технологию и оборудование в процессе эксплуатации;

кооперирование высших учебных заведений с объектами приложения труда - создание единых комплексов, включавших учебу -науку - производство: вузов-НИИ, совхозов - вузов, учебно - научно - лечебных комплексов и вузов - культурных центров городов и др.;

развитие научных подразделений в вузах (здания, корпуса) на базе внедрения научных исследований в учебный процесс и становление учебно-научного процесса;

совершенствование технической оснащенности лабораторий и аудиторий - применение ЭВМ, технических средств обучения (ТСО), телевидения, кинофикации и др.;

. Высшие учебные заведения классифицируются по типам вузов, группами и подгруппами в соответствии с их архитектурно -планировочной, организационной структурой и профилем, табл.1.

Таблица 1

Группы и подгруппы вузов Тип вузов
   
Университеты  
Технические -
Политехнические (многоотраслевые) Политехнические: индустриальные
Отраслевые:  
разведки и разработки полезных ископаемых Геологоразведочные, горные, нефтяные, нефти и газа, металлургические, стали и сплавов, цветных металлов, горнорудные и др.
энергетические Энергетические, электротехнические, радиотехнические, физико- технические, радиоэлектроники, инженерно-физические, связи и др.
машиностроительные и приборостроительные Машиностроительные и приборостроительные, станкоинструментальные, механические и автомеханические, кораблестроительные, полиграфические, киноинженеров и др.
химические Химико-технологические, тонкой химической технологии, целлюлозно-бумажной промышленности, лесотехнические и др.
легкой и пищевой промышленности Легкой промышленности, текстильные, мясной и молочной промышленности, пищевые, рыбной промышленности, холодильной промышленности и др.
инженерно-строительные Инженерно-строительные, инженеров городского хозяйства, строительно-дорожные, автодорожные, геодезические, инженеров землеустройства и др.
транспортные Инженеров железнодорожного транспорта, инженеров водного транспорта, инженеров гражданской авиации, гидрометеорологические и др.
Сельскохозяйственные Зональные (многоотраслевые) Сельскохозяйственные
Отраслевые:  
технические сельскохозяйственные Механизации и электрификации сельского хозяйства, гидромелиорации и ирригации и др.
растениеводческие Агрономические, зерновые, плодоовощные, хлопководства и др.
животноводческие Зооветеринарные, мясо молочные в др.
Педагогические  
Многопрофильные Педагогические
Специализированные Иностранных языков и др.
Экономические  
Многопрофильные Институты управления, народного хозяйства, кооперативные и др.
Специализированные Финансовые, планово-экономические финансово-экономические, инженерно-экономические, экономико-статистические, советской торговли и др.
Здравоохранения  
Многопрофильные Медицинские, медико-фармацевтические (или институты здравоохранения)
Специализированные Медицинские педиатрические, фармацевтические
Культуры, искусства и архитектуры Многопрофильные Академии художеств, институты культуры, институты искусства
Специализированные Архитектурные, высшие художественно-промышленные училища, художественные, театральные, музыкальные (консерватории).литературные и др.
Физической культуры Физической культуры и спорта

Функционально-планировочная структура вузов, объемно-планировочное решение, размещение в городе, принципы построения генерального плана в значительной степени определяются величиной контингентов высшего учебного заведения, в зависимости от которого вузы подразделяются на:

малые - с контингентом дневного обучения до 2 тыс. студентов;

средние - более 2 до 5 тыс. студентов;

крупные - более 5 до 10 тыс. студентов;

крупнейшие - более 10 тыс. студентов.

Рис.5. Принципиальная схема размещениявузов в города. Архитекторы Г.Цытович, Г.Кретова

1 - университет; институты; 2 - сельскохозяйственный; 3 - технический; 4 - экономический; 5 - медицинский; 6 - политехнический; 7 - физической культуры; 8 - институт культуры и искусства; 9 - крупный вузовский комплекс; 10 - центр города; 11 - жилая застройка; 12 - промышленная зова; 13 - парковая зова; 14 -зона больниц и клиник города; 15 - академгородок; 16 - совхозныеземли спортивную, включаязону отдыха; хозяйственную.

Кроме того, часто в составе комплексов высших учебных заведений выделяются специальные участки для научно-опытных производств (и отдельных зон), если они не могут войти в состав учебно-научной зоны по требованиям к своему размещению или по величине.

Размер участка вуза следует принимать как сумму площадей функциональных зон в соответствии со СНиП 2.07.01-89.

Создание самостоятельных вузовских городков обусловливает необходимость строительства: общежитии для студентов почти на полный их контингент, зоны жилых домов преподавателей и служащих, развитого подсобного хозяйства, развитой сети медицинского обслуживания в культурно-воспитательных учреждений.

Рис. 6. Принципиальные схемы зонирования и развития территории вузов. Архитектор Г. Цытович

а - веерная, б - центричная, в - многоцентровая, г - линейная, 1 - учебно-научная зона, 2 - спортивная зона, 3 - жилая зона студентов, 4 - жилая зона преподавателей, 5 - административно-общественный центр, 6 - культурно-бытовой центр, 7 - общественно - торговый центр, 8 - границы поэтапного роста вуза, 9 - медицинский центр, 10 - научный центр

Для крупных вузовских комплексов, решенных как самостоятельный городок, рекомендуется создавать развитые планировочные зоны;

Рис. 7. Генеральный план Московского инженерно-строительного институтаим. Куйбышева, Архитекторы В.Степанов, Р.Мелкудян, Д.Ольбинский, Я.Студвеков

1 - корпус младших курсов; 2 - столовая; 3 - библиотека; 4 - актовый зал; 5 - ректорат; 6 - аудиторные блок; 7 - факультеты; 8 - хозяйственные корпуса; 9 - дворец спорта, бассейн, манеж. стадион; 10 - культурно-битовой центр; 11 - профилакторий; 12 – общежития


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: