Социально-экономические реформы в Индии 1950-х – первой половины 1960-х годов. Курс Неру

Достижение Индией независимости. Последствия раздела Индии на два доминиона.

Раздел Британией Индии по религиозному принципу на 2 доминиона сопровождался экономическими проблемами, обостряли индийско-мусульманские розни. В расчет не принимались ни экономич, ни географич., ни национальные, ни культурные связи. Пакистан был образован из 2х частей, отделявших друг от друга территорией индийского союза. От сюда появились проблемы не только для Пакистана, но и для Индии, т.к. 7 северо-восточных провинций оказались соединены с центром только узким коридором шириной в несколько км., они остаются наиболее проблемными территориями Индии. Не смотря на множество беженцев, цель создания однородных по религиозному составу госуд-в не б. достигнута в Индии. Более 30 млн. мусульман, 10-11 млн. в Пакистане индусов, которые оказались в приниженном положении, стали основой для сепаратистских религиозных движений. Раздел сопровождался индо-мусульманскими погромами, жертвой противостояния стал Махатма Ганди, который выступил против разжигания межнациональной розни и голодовкой добиться временного примирения враждующих сторон.

30 янв. 1948г –Махатма Ганди был убит одним из религиозных фанатиков из индуистской организации. (Когда в него выстрелили он показал своему убийце жестами, что прощает его.)

Раздел страны тяжело сказался на экономич. Положении 2х молодых государств. На территории Пакистана оставалось 10% полезных ископаемых, не более 10% предприятий обрабатывающей промышленности, но он оказался в более выгодном положении в отношении сырья и продовольствия, Индия испытывала серьезные проблемы в обеспечении продуктами питания. Индия сохранила большую часть промышленности, т.к. традиционные хоз-ые связи были нарушены: все предприятия джутовой промышленности, хлопчатобумажные остались на территории Индии, а все районы, производившие сырье на территории Пакистана. При натянутых отношениях им пришлось самост-но решать эти проблемы. Остро встал вопрос о разделе имущества, ж\д, казенных предприятий, казны, задолжности, имущества беженцев и т.д.

Наиболее острая проблема- вопрос о вступлении ряда княжеств в тот или иной доминион. (Джунагарх и Хайдарабад) которые находились в рамках индийского союза, но возглавлялись князьями-мусульманами, которые отказались войти в инд. Союз и подчинились только после введения на их территорию индийских войск. Из-за княжества Джамму и Кашмир, находящихся на границе м\д Индией и Пакистаном и управлялось Махараджей индусом уже в 1947г. Начались военные действия, в итоге часть оказалась оккупированной Индией, а часть Пакистаном. Проблема Кашмира до сих пор не решена.

Но все же предоставление Индии статуса доминиона открыло перед ней новые возможности, гос. Власть перешла нац-му правительству, которое получило возможность проводить экон., полит. реформы.

19 ноября 1949г. была учреждена Конституция страны, которая введена в действие 26 янв. 1950г.

Индия провозглашена суверенной республикой во главе с президентом (формально). Вся исполнительная власть в руках премьер-министра и его кабинета, который был ответственным перед Парламентом. Первый п-министр-Дж. Неру.

Высшая з\д власть отдана 2х палатному парламенту, который формируется на основе всеобщего избир. Права. Индия была провозглашена союзом штатов (федерацией). С больщими правами цетр. Правительства в области финансов, обороны, внеш. Политики. Индия окончательно вступила на путь сам-го развития. Госуд. Язык- Хинди, язых м\нац-ый-английский на 15 лет, затем срок продлевался.


После обретения полной независимости пред Индией стала проблема ликвидации культурной и хозяйственной отсталости страны. Она предполагала глубокие реформы. Во многом, благодаря авторитету Неру Индия обращается к построению общества социального образца. Однако, индийский социализм не предполагал ликвидацию частной собственности, а лишь решение экономического неравенства; гос. сектор должен быть ведущим в промышленности страны. Предполагалась активная поддержка государства мелким предприятиям в различных сферах народного хозяйства. Решение о построении социализма было принято на съезде ИНКа в 1954 году и нашло отражение во втором пятилетнем плане (1956 – 1961 года). Ставка была сделана на развитие тяжелой промышленности. По сути, в пятилетнем плане была отражена программа ускорения индустриализации страны за счет государственных капиталовложений. Эта программа была довольно успешной – в конце 1950-х годов более пяти крупных предприятий, а к середине 1960-х годов – 75. Строительство этих предприятий было необходимо для независимого развития страны. Однако, для них была характерна низкая эффективность из-за создания новых рабочих мест и с национализацией убыточных предприятий. В гос. секторе было сосредоточено около 2/3 всех индийских рабочих, и Неру стремился стать образцовым работодателем. Для защиты труда в Индии были приняты всевозможные законы о труде и гос. страховании. Гос. предприятия платили высокую зарплату рабочим появляется рабочая аристократия из числа работников гос. предприятий. Таким образом, все эти социальные реформы принесли выгоду рабочему классу, но в то же время, такая политика гос. предприятий становилась менее эффективной.

Административные преобразования. Цель – предоставление отдельным народностям Индии прав самоуправления в рамках национальных языковых штатов. Осенью 1952 года Неру объявил о создании первого языкового штата – Андхра. Но для Неру эта проблема не была насущной, но после того, как разгорелась борьба по этому вопросу, правительство занялось этим. Самая большая реформа штатов проведена в 1956 году: страна разделена на 14 штатов по языковому принципу с равными правами; создавалось 6 союзных территорий, которые управлялись из центра. Они получили большие права самоуправления, без права отделения от государства. Реформирование системы управления – развитие местного самоуправления. 1957 год на уровне деревни созданы органы самоуправления – панчаяты, избираемые на основе прямых выборов. Ведали строительством школ, больниц, предоставляли работу безземельным крестьянам.

Достижение всеобщей грамотности. Цель – к 1947 году грамотных людей 14%, за годы правления Неру грамотность повысилась на 1% в год. Индия тратила на образование около 3% ВНП. Но эта сумма была недостаточна для ликвидации безграмотности, да и еще развивалось в основном высшее и среднетехническое образование (образование для высших каст).

Аграрные преобразования. Идея – социальная трансформация индийской деревни путем передачи земли тем, кто отрабатывает. На 1 этапе замендарская система (наследственная) землевладения упразднена. Собственнические права на землю получили крестьяне. 2 этап установление предельного мах земельных владений, чтобы гарантировать равномерное распределение земли, так как замендары сохранили до 50% и более земель. Помещики сгоняли крестьян с земли, делили участки между своими родственниками. За потерю земли замендары получали выкупные платежи. Законы о земельном мах оспаривались более 10 лет, и в начале 1970-х годов удалось установить мах в 10 – 20 га земли. Бывшие помещики в деревне сохранили определенное влияние, крупное землевладение не было упразднено, хотя количество земель у крупных землевладельцев снизилось 40% до 10%. Плюсы реформы: 25 млн. бывших арендаторов стали собственниками земли, а уровень ренты снизился. В отдельных районах Индии крестьяне могли выкупить у помещиков почти все земли. Например, в штате Керала крестьяне выкупили 100% земель.

Главный итог – рост валовой продукции с/х с 1951 по 1961 годы увеличилось на 65%. Ослабла острая продовольственная проблема. Индия подтвердила способность к самостоятельному развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: