Президент Республики
Высший законодательный орган Индии
Высший законодательный орган Индии состоит из Президента Республики и двух палат Парламента – Совета штатов и Народной палаты.
Совет штатов представляет интересы субъектов федерации. 238 членов Совета избираются законодательными органами штатов сроком на 5 лет с ротацией 1/3 состава каждые 2 года. Остальные 12 сенаторов назначаются Президентом Республики за особые заслуги перед государством и обществом. Совет штатов может быть распущен. Обладая правом отлагательного вето, Совет может задержать законопроект, принятый Народной палатой (кроме финансовых) на 6 месяцев. Спикером Совета штатов является Вице-президент Индии, избираемый на совместном заседании палат.
Народная палата, выражающая интересы федерации в целом состоит из 525 депутатов от штатов, 20 депутатов от союзных территорий и 2 представителей англо-индийской общины, назначаемых Президентом Республики. Выборы проводятся раз в 5 лет по одномандатным округам. Применяется мажоритарная система относительного большинства. Народная палата может быть распущена Президентом по «совету» правительства, как правило, из-за распада правительственной коалиции.
|
|
Кворум в обеих палатах составляет 1/10 их численности. Законопроект проходит в каждой палате 3 чтения, после чего направляется для промульгации Президенту. В случае разногласий между палатами по законопроекту, по решению Президента обе палаты голосуют по нему на совместном заседании. Финансовые законопроекты рассматриваются сначала Народной палатой, а затем в течение 14 дней Советом штатов. После чего с рекомендациями Совета штатов, которые не носят обязательного характера, финансовый билль возвращается в нижнюю палату.
Народная палата осуществляет контроль над Правительством, несущим коллективную ответственность перед ней. Народная палата может выразить недоверие Правительству, которое должно или уйти в отставку или обратиться к Президенту Республики с просьбой о роспуске палаты и назначении выборов. Обе палаты обсуждают доклад Генерального аудитора Индии о проверке финансовых отчетов Союза. Депутаты имеют право запроса в Правительство и обсуждения его политики.
Любая палата Парламента может возбудить вопрос об импичменте Президента Индии (1/4 голосов). За импичмент должны проголосовать не менее 2/3 членов обеих палат.
Президент Индии избирается на 5 лет коллегией, состоящей из равного числа выборных членов Союзного Парламента и Парламентов штатов. Количество сроков избрания не ограниченно. В соответствии с Конституцией Президент является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим и неотъемлемой составной частью парламента. Он промульгирует законы, вносит законопроекты в Парламент и налагает вето на принятые законы, назначает Премьер-министра из числа лидера партии или коалиции, имеющих большинство мандатов в Народной палате, по представлению Премьер-министра назначает членов Правительства, созывает и распускает Народную палату. Президент назначает судей Верховного суда Индии, а также судей Высших судов штатов, назначает Генерального прокурора, Генерального аудитора, Генерального атторнея (юридического советника высших органов государственной власти Индии), губернаторов штатов.
|
|
Президент обладает правом помилования, вправе объявить чрезвычайное положение, президентское правление в штатах. Указы Президента, издаваемые между сессиями парламента, имеют силу закона, но если в течение 5 недель с начала ближайшей сессии парламента эти указы не будут утверждены, они теряют силу. Акты Президента Индии не требуют контрасигнатуры, как в других парламентских республиках, в качестве условия их действительности, поскольку согласно 42–й и 44-й поправкам к Конституции все обширные полномочия Президента осуществляются им по совету Правительства, либо самим Правительством от имени Президента.
Высшая исполнительная власть в Индии сосредоточена в руках Совета Министров, состоящего из 40-60 членов и персонально Премьер-министра.
По конституционному обычаю Президент назначает Премьер-министром лидера парламентского большинства, который и формирует правительство. Члены правительства должны быть обязательно членами парламента. После назначения президентом министров, правительство представляется парламенту и просит о доверии. Совет министров в полном составе собирается крайне редко. Все вопросы руководства страной решаются на заседаниях Кабинета состоящего из премьер-министра и 17-19 министров. Конституция Индии не определяет функции и полномочия Совета министров. Политическая практика в Индии состоит в том, что правительство осуществляет полномочия, принадлежащие по Конституции Президенту республики. В правительстве чрезвычайно велика роль Премьер-министра, который с формального одобрения Президента может изменять состав правительства, увольнять министров, руководит заседаниями Совета министров и Кабинета, решения на которых принимаются не голосованием, а на основе общего согласия. Правительство фактически направляет законодательную деятельность парламента, издает нормативные акты в форме Президентских указов или в порядке делегированного законодательства.
В связи с персонализацией власти в руках Премьер-министра в Индии по мнению известных государствоведов (Х. Радж и др.) сложилась «премьер-министерская форма правления».