Византийское право. 2. кодификация римского права

1. источники права Византии

2. кодификация римского права

· свод Юстиниана. Эклога

· прохирон

· Василики

3. судопроизводство

1.Византийское право характеризуется высокой степенью стабильности, внутренней цельностью, способностью приспосабливаться. Особое значение играла сильная центральная императорская власть, римское правовое наследство, христианская церковь. Все эти факторы оказывали объединяющее влияние на право. Уже на первых стадиях развития государства сложилась своя правовая система, они выросла из римского права, но испытала на себе влияние времени, местных условий (многонациональность, разные правовые обычаи). Как основной источник права использовалось императорское законодательство. Первым официальным сводом римских законов был кодекс Феодосия (5в.), куда вошли все императорские конституции со времени правления Константина.

2.Византийские юристы не просто сохранили античные традиции, они их адаптировали к новым потребностям общества. С середине 6 в. была осуществлена систематизация римского права – свод законов Юстиниана. До 9в. это был важнейший источник действующего права Византии, это фундамент правовой системы Византии. Он представлял собой переложение римского права со специфическими чертами византийского права: упрощение и вульгаризация римского права. Византийские юристы стремились к упрощениям, прояснениям терминов, понятий.

Значительное влияние оказали правовые обычаи восточных провинций, которые подрывали логическую стройность римской системы, но зато отражали реальные общественные отношения: общинные и феодальные. Из античного права был взят антитезис (длительное держание заплату), новые формы усыновления, под влиянием восточного права введено письменное делопроизводство. Огромное влияние оказало христианство, некоторые институты начинают трактоваться в религиозном духе. Применение кодификации Юстиниана на практике имело несколько трудностей: слишком трудное и недоступное для населения, большинство положений быстро устаревали, т.к. императоры издавали законы, основанные на обычных правах, поэтому для практических целей составляются упрощенные комментарии законодательства Юстиниана. В 7-8вв. наблюдается превращение античного права в средневековое. В 8 в. была издана эклога (избранные законы), сокращение и исправление в духе «большого человеколюбия» законодательства Юстиниана, состояло из 18 небольших титулов. Плод работы иконоборцев, основной упор на способы и формы освобождения рабов. Христианские идеи отражены в брачно-семейном праве.

Широкую разработку получил эмфитевзис (типичный для феодализма институт). Устанавливался как вечная или ограниченная аренда с обязанностью арендатора ежегодно выплачивать собственнику взнос и заботиться о сохранении недвижимости. Наиболее обширным был 17 титул, посвященный преступлениям и наказаниям, который отразил усиление государственных репрессий, разработана тяжелая система наказаний. По некоторым преступлениям характер наказания определялся в зависимости от социального положения, но в целом уголовная ответственность не ставилась в зависимость от социального положения виновного лица. В большей степени социальное неравенство закрепляется в тех положениях, которые посвящены доказательствам: свидетели, имюещие звание, должность, считаются приемлемыми. В ряде своих списков эклога дополнилась морскими, военными, земледельческими законами.

Земледельческий закон – частная компиляция из 85 статей, который дополнялись, группировались и не имели четко выраженной внутренней структуры (свойственно обычному праву), направленные на урегулирование типичных конфликтов в сельских общинах.

Императоры македонской династии отменили эклогу, т.к. она была составлена их политическими противниками – иконоборцами. Василий 1 предписал переработать свод Юстиниана, в результате в 9в. появляется прохирон – более полный чем эклога сборник, но по юридической технике сильно уступал эклоге. Изменения в целом были незначительными: более подробно излагалось договорное, семейное право, но чтобы облегчить пользование им была составлена эпаногога, т.е. обработанное повторение – она более подробно формулировала взаимодействие церкви и государства, но эти краткие своды не могли удовлетворить судебную практику, в итоге начинается новая переработка законов Юстиниан. В 890г. были составлены Василики (базилики) – царские законы, которые должны были заменить сборники права Юстиниана. Правовой материал расположен более компактно и последовательно, чем в своде Юстиниана, включал в себя 60 книг, которые делились на титулы и фрагменты. Не вошли те положения Юстиниана, которые не имели практического значения (происхождение права), т.е. те законы, которые были пересмотрены последующим законодательством. Переработка шла постепенно, сохранялось огромное количество устаревших норм. С конца 12в. Василики стали единственным действующим сводом византийского права, но до нас не дошли, сохранились только отрывки.

После составления Василиков византийское право развивалось с помощью законодательных актов императоров – новеллы. Наиболее яркими были новеллы Льва Мудрого, который разрешил государственным чиновникам бесконтрольно приобретать земли в подведомственных округах, снял запрет с взимания процентов, отменил комбининат (сожительство, брак без венчания). Составной частью правовой системы Византии было церковное право, которое складывалось из постановлений вселенских соборов и патриархов. Наибольшее значение имеют решения вселенского трульского собора к.7в., где были утверждены каноны христианства, на их основе возникают номоканоны – особые сборники. Заметное влияние на развитие византийского права оказали частные компиляции. Самым известным является шестикнижье Арменопула (14в.)

3.Высший судебный орган – императорский суд, который рассматривал тяжкие преступления, являлся апелляционной инстанцией.

Дальше шел государственный совет, ему были подсудны дела о государственных преступлениях и преступлениях должностных лиц.

Константинопольскому префекту подсудны дела членов ремесленных и торговых корпораций. Земельные споры и дела о завещаниях рассматривал квестор.

На местах в фемах и провинциях высшей судебной властью был претор.

Отдельную разветвленную систему судов имела церковь, таким образом сложилась уникальная система судопроизводства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: