В России 5 страница

Военное устройство

Важную особенность Киевской Руси, сложившуюся вследст-
вие постоянной внешней опасности, прежде всего со стороны
степных кочевников, составляло всеобщее вооружение наро-
да — народное ополчение, организованное по десятичной сис-
теме (сотни, тысячи). В городских центрах существовали тысяц-
кие — предводители военного городского ополчения. Именно
многочисленное народное ополчение, подчинявшееся не князю,
а вече, зачастую решало исход сражений.

Оборонительные и наступательные войны, сплачивавшие ела-
вян в племенные союзы, выдвигавшие талантливых и смелых
племенных вождей и князей, способствовали формированию
княжеских дружин. Они составляли основу военной органи-
зации государства. Выделяясь из массы рядовых воинов, срав-
нительно небольшая в количественном отношении дружина
представляла собой вооруженный конный отряд. Она разделяла
с князем все житейские тяготы, всегда была готова к походам,
стремилась своими ратными подвигами прославить князя, а се-
бе — добыть чести и богатства. Дружинники жили на княжеском
дворе или вокруг него. В IX—X вв. существовали компактные по-
селения дружинников.

Дружина, возглавляемая князем, состояла из опытных вои-
нов (мужей) и составляла старшую, «большую», «переднюю»


дружину, порою в значительной степени определявшую полити-
ку князя. Младшая дружина была представлена отроками, деть-
ми боярскими. Известно, что боярских и княжеских сыновей
у же в трехлетнем возрасте сажали на коня, а с 12 лет отцы бра-
ли своих сыновей в походы. Старшая и младшая дружины
нишчались возрастом ее членов, их знатностью, богатством,
влиянием на князя. Из аристократической верхушки дружины
выделялись категории бояр.

Взаимные обязательства, связывавшие князя и дружину, фак-
тически составляли основу Древнерусского государства. Князь
Совещался («думал») с дружиной, принимая важнейшие реше-
мим о военных походах, сборе дани, строительстве городов
И крепостей и т. д. Старшим дружинникам отводились наиболее
почетные и ответственные должности: воевод, тысяцких, сот-
ских и т. д. Князь заботился о содержании — «кормлении» дру-
жины, которая существовала за счет добычи от завоевательных
походов, отчислений от дани, судебных сборов и т. д.

Налоги

Военные походы, управление государством, личные потреб-
ности княжеского двора и его дружины требовали значительных
средств. Существенный вклад в эти поступления вносила сис-
тема дани, налогов. Ключом к пониманию социально-эконо-
мического и общественного строя Древнерусского государства
Может служить полюдье — сбор дани со всего свободного на-
селения («людей»), хронологически охватывающее конец VIII —
Первую половину X вв., а на ряде территорий и до XII в.

Полюдье было наиболее яркой формой выражения господства
и подчинения, осуществления верховного права на землю, ус-

тановления понятия подданства. «Призванные» князья стали

«володеть», т. е. управлять и собирать дань уже не в виде гра-
бежа, а «по праву», по условию, не оставляя, однако, завоева-
ния и грабежей других племен, расширяя тем самым арсенал
своих владений.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольст-
вие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности
князя и его дружины. Оно составляло довольно весомую долю
древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись
рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу лю-
дей. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспеди-
ции, проходившие в летнее время, доставляли экспортную часть


полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий.
Русские сухопутные караваны достигали и Багдада по пути
в Индию.

В дальнейшем внеэкономические формы эксплуатации (дань,
полюдье) начали уступать место экономическим, основанным на
праве собственности. Складывалась система разнообразных на-
логов, торговых, судебных и других пошлин. При этом налоги
собирались в основном мехами. А мех куницы или белки соот-
ветствовал определенной денежной единице. Интересно, что
если мех терял свой товарный вид, а княжеский знак на нем
сохранялся, то платежеспособность его оставалась неизменно!

Как вид дани появляется феодальная рента — плата за про
живание на земле князя. Она имела фиксированный разме
и была регулярна.

Сложившееся таким образом государство можно характеризо-
вать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял князь, во многом зависимый от дружины (нет дружины —
нет дани, нет власти). Наследование княжеской власти еще тесно
переплетается с избранием: без поддержки дружины и призна-
ния княжеского рода ни один князь княжить не сможет. Аппа-1
рат управления не развит, его зачастую заменяет та же дружина
князя и его родственники. Дружинники творят суд от имени
князя, собирают дань. Им князь раздает земли в управление от
своего имени.

Раннефеодальная монархия существует еще параллельно
с институтами общинного самоуправления. Власть внутри общи-,
ны принадлежит совету старейшин, и княжеская власть —
власть государственная — носит по отношению к общине внеш-
ний характер, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь общины.

Государственная власть по отношению к общине выполняет ог- раниченное число функций: обороняет от внешних врагов, раз- бирает наиболее важные споры и конфликты, т. е. творит суд, и в качестве вознаграждения за это взимает дань.

Власть князя еще сильно зависит от общины: община призы

вает и изгоняет князя, община формирует ополчение для отпора
внешним врагам (сами княжеские дружины были немногочис-
ленны). К тому же многочисленная военная дружина требовала
большой дани. Призывая князя, общинники прежде всего рас-
считывали не на количество воинов, с ним приходящих, а на его
полководческий талант. Князь постоянно нуждался в помощи
общинного ополчения и при совершении походов на соседние


земли или на богатую Византию. С малочисленной княжеской
пружиной без общинного ополчения (воевавшего за часть воен-
ной добычи) добиться успеха было невозможно.

Вера на Руси

Верили славяне в добрых и злых духов, духов лесов, рек, жи-
лищ. Позднее сложился языческий пантеон богов.
Главными богами были:

• Перун — бог грома, покровитель воинов;

• Сварог — бог огня;

• Белее — бог богатства, покровитель купцов;

• Мокошь — женское божество-покровитель;

• Симаргл — бог подземного мира;

• Даждьбог, Ярило, Хорос — бог Солнца.

Князь Владимир Святославич предпринял попытку реформи-
ровать язычество и создать из множества языческих божеств
в разных концах государства единый пантеон. В Киеве были по-
ставлены статуи этих богов: верховного божества Перуна,
Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. Состоялись
жертвоприношения, в том числе и человеческие. Однако попыт-
ка объединить различные верования и божества и превратить
язычество в государственную религию была неудачна. Язычест-
во регулировало отношения человека с природой, но не чело-
Века с властью, и поэтому начало утрачивать свою привлека-
тельность.

В целях укрепления своей власти Владимир в 988—989 гг.
провел вторую религиозную реформу.

Перед этим русские посольства посетили разные государства
и Познакомились с различными вероисповеданиями: иудейством
и Хазарии, мусульманством в Волжской Болгарии, католичест-
ком у немцев и православием в Византии. Рассказ летописи
и посольствах, видимо, легендарен, но, несомненно, русские
Лили знакомы с основными религиозными культами своих сосе-
ди в качестве новой государственной религии было избрано
Православие.

До сих пор нет единого мнения историков в вопросе о том,
как когда и откуда Русь приняла христианство. Христиане на
Руси были и раньше, хотя годом крещения считается 988 г.,
когда Владимир в Киеве приказал убрать старых богов и зало-
ми I. Десятинную церковь. В летописях содержится три версии
о крещении самого Владимира. По одной из них, после осады


греческого города Корсуни Владимир потребовал у византийских
императоров их сестру Анну себе в жены. Однако христиане
Анна не захотела идти за язычника, Владимир согласился кре-
ститься, и был крещен в Корсуни. По другим версиям, место
крещения Владимира названы Киев и село Васильеве Само рус
ское христианство сохранило в себе влияние не только визан-
тийское, но и некоторых других вариантов христианства.

Принятие христианства, усилившее великокняжескую власть,
способствовало развитию государственности, феодальной идео-
логии, культуры. Княжеская власть обретала божественное про-
исхождение. Христианская мораль семьи создавала условия для
поддержания общественного мира, покорности народа. Феодаль-
ная собственность и подчиненность властям освещалась цер-
ковью. Тесно связанная с государством церковь все более ста-
новилась важным элементом политической системы.

Во главе православной церкви стоял митрополит, перво-
начально назначавшийся из Византии. Князь Ярослав Мудрый
способствовал избранию первого митрополита из русских. На,
соборе церковных деятелей митрополитом был избран Иларион.
Все население страны было обязано платить в пользу церкви
налог — десятину (десятую часть своих доходов).

Законодательная система Древнерусского государства Формированию государственности в Киевской Руси сопутст- вовало становление и развитие законодательной системы. Ис- ходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, сон хранившиеся со времен первобытности. Среди наиболее известных ранних памятников русского права: • Закон русский (видимо, свод устных норм обычного права); • договоры Руси с Византией 911, 944, 971 гг., относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву, главным образом в дружинно-купеческой среде; • церковные уставы X—XI вв., содержащие нормы брачно- семейных отношений, преступлений против нравственности, и церкви и др. Наиболее крупным памятником, подлинным сводом древне- русского права, широко отразившим особенности политического

Принятие христианства способствовало укреплению власти князя, созданию церковной организации, развитию церковно- го просвещения и культуры на Руси.


И социально-экономического строя Древнерусского государства,
Является Русская Правда. Поражающий высоким уровнем за-
конотворчества, развитой для своего времени правовой культу-
рой, этот документ действовал до XV в. и состоял из:

• отдельных норм Закона русского;

• Древнейшей Правды, или Правды Ярослава;

• Дополнения к Правде Ярослава (положения о сборщиках
судебных штрафов) и пр.;

• Правды Ярославичей (Правды Русской земли, утвержден-
ной сыновьями Ярослава Мудрого);

• Устава Владимира Мономаха, включавшего Устав о резах
(процентах), Устав о закупах и др.;

• Пространной Русской Правды.

Первоначальный текст Русской Правды не сохранился, и до
нас дошло более ста списков этого документа, включающего три
осовные редакции; Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая редакция (Краткая Правда), подготовленная не позд-
нее 1054 г., представляет собой древнейшую редакцию и состо-
ит изПравды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного,
Урока мостников.

С именем Владимира Мономаха связана Пространная редак-
ции, возникшая не ранее 1113 г. и включившая Суд Ярослава
и Устав Владимира Мономаха.

11среработанная Пространная Правда в середине XV в. по-
мушла наименование Сокращенной редакции.

Закон предусматривал неравноправие людей, относящихся
К разным социальным группам (дружинники, феодалы, сельские
Общинники, челядь).

Определенные юридические привилегии предусматривались
и для таких групп населения, как князья, бояре, княжьи мужи,
княжеские тиуны, огнищане (управляющие вотчиной) и т. п. За
убийство представителя привилегированного слоя устанавлива-
лась и более высокая уголовная ответственность.

К юридически и экономически независимым категориям от-
носились посадские люди (термин появился позже) и смерды-
общинники, которые платили налоги и несли определенные по-

винности в пользу государства. Так, свободный смерд-общинник

имел право завещать имущество своим детям, но землю — толь-
ко сыновьям. При отсутствии наследников собственность посту-
пала и в общинное владение. Смерд обладал также юридическим
Правом на защиту своей личности и имущества и нес опреде-
ленную ответственность за совершенные преступления или проступки.

 
 


Наряду со свободными смердами Русская Правда упоминает зависимых людей — закупов, рядовичей и др., обладавших своим
хозяйством, но попавших по тем или иным причинам в частичную
зависимость от феодала и работавших на вотчинных землях. Так,
в Пространной Правде содержится Устав о закупах. Закуп -человек, взявший у феодала какую-либо ценную «купу» (заем)
в виде земли или денег, зерна или скота и пр. При этом объем
долговой отработки определял сам кредитор. Зачастую закуп рабо-
тал на феодала лишь за проценты, а взятую в свое время «купу»
следовало вернуть полностью. Определенный предел этой кабаль-
ной зависимости был положен Владимиром Мономахом.

После восстания 1113 г. устанавливаются пределы допусти-
мых размеров процентов за «купу». Этим законом охранялась
личность и имущество закупа. Однако за преступление закуп
мог быть обращен в холопа (раба). Подобная участь его ожи-
дала и в случае неуплаты долга или побега. Так была открыта
страница закабаления, постепенного закрепощения бывших сво-
бодных общинников.

Полный холоп, или «невольничья челядь», не обладал ника-
кой собственностью: все, чем он пользовался, принадлежало
господину. Между тем жизнь холопов, составляющих особый
обслуживающий персонал княжеского или боярского двора (слу-
ги, воспитатели детей, ремесленники и др.), защищалась более
высокими наказаниями.

Русская Правда вносила определенную регламентацию в ис-
точники холопства. Среди них — самопродажа в рабство одна-
го человека или всей семьи, женитьба на рабе или рождение от
раба, утеря статуса свободного человека при поступлении в ус-
лужение без специальной оговорки, совершение тяжкого прес-
тупления, бегство закупа от господина и др.

И все же для Древнерусского государства закрепощение кре- стьян, прикрепление их к земле и феодалу пока не было ха- рактерно.

Весьма дифференцировалась вира (штраф) за убийство или
нанесение увечий. Ее размер зависел от категории пострадавше-
го. 80 гривен (гривна — единица денежного счета, соответст-
вовавшая 50 г серебра) за «лучших людей», 40 — за простого
свободного человека, 20 — за нанесение тяжких увечий и т. д.
При этом вира поступала в казну, а пострадавший получал
денежное вознаграждение. Жизнь -зависимых людей ценилась
низко: 12 или даже 5 гривен, что и вирой не считалось.


При Ярославе Мудром в его «Церковный устав» был введен законодательный акт, регулировавший взаимоотношения княже-
ской власти и церкви, а также права в области суда, сбора дани и пр. В начале XI в. им утверждается Русская Правда. Самого
князя называли царем. Легенда повествует, что митрополит

Неофит, вручая греческие дары Константина Мономаха, деда ве-
ликого князя, венчал Ярослава Мудрого в Киевском соборном
храме имперским венцом, назвав царем русским.

Сыновья Ярослава Мудрого в XI в. существенно дополнили
и изменили текст Русской Правды, создав так называемую
Правду Ярославичей. В Правде Ярославичей нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее.центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных. В статьях упоминаются клети, конюшни, хлева, пашни, луга, орудия труда земледельца и охотника, скотный двор и т. д. Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий). Княжий подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся и труд ремесленников. Есть упоминаниеи о торге (рынке), и о купеческой торговле.

«Ряд Ярославов» не прекратил княжеских усобиц. Одной из
причин были городские общины, достаточно сильные, чтобы вли-
ять на выбор князя. Так, в 1068 г., когда братья Ярославичи —

Изяслав, Святослав и Всеволод — потерпели поражение от по-
ловцев, народное вече потребовало от князей выдать оружие для
защиты города. Князья отказали, и вече избрало князем киев-
ским их пленника — полоцкого князя Всеслава. Великий князь
Изяслав бежал в Польшу и только с помощью поляков смог вер-
ну п. себе киевский стол.

В 1097 г. в Любече князья собрались на съезд, желая пре-
кратить междоусобицы и принять меры к охране русской зем-
ли от набегов половцев. Вводились новые правила организации
власти на Руси. Каждый князь «держал отчину свою». Однако
юн принцип не стал непреложным законом, усобицы продол-
жались.

Князь Владимир Мономах, выделяясь государственностью
ума, силой воли и энергичной деятельностью, провел крупную
переработку Русской Правды. Были внесены дополнения и из-
менения, в частности, ограничивавшие произвол ростовщи-
ков, определены три случая обращения бедняка в холопа, вво-
пимись меры по охране имущественных прав купечества. Ранее


отмечалось, что им был введен Устав о закупах, регламентиро-
вавший кабально долговые и заемные отношения, отчасти ог-
раждавший личные и имущественные интересы закупов, не -сколько снижены проценты, взимаемые ростовщиками с бедных
горожан и пр.

Владимир Мономах остался в исторической памяти как та-
лантливый правитель государства, все силы положивший на
укрепление страны, сохранение ее единства. При нем возрос
международный авторитет Руси. Сам князь был внуком визан-
тийского императора Константина Мономаха. Легенда связала
с его именем появление на Руси шапки Мономаха как символа
царской власти. Владимиру Мономаху удавалось удерживать
под своей властью всю Русскую землю. Последним князем, при
котором единство Руси еще держалось, был его сын Мстислав
Владимирович (1125—1132). После смерти Мстислава Киевская
Русь окончательно распалась на независимые княжества, и нач
чался период раздробленности Русского государства.

Государственное управление Киевской Руси

Киевская Русь управлялась вначале выборным, а позднее на- следственным князем.

Сыновья князя размещались в качестве наместников в глав-
ных городах и платили отцу дань. Со смертью отца земли раз-
делялись между сыновьями. Поначалу в Киевском государстве
руководствовались родовым принципом наследования. Освобо-
дившийся престол передавался не старшему сыну, а старшему
в роде, т. е. следующему брату отца, а если его не имелось —
старшему племяннику. Таким образом, сын мог рассчитывать на
наследство только-после смерти старших родственников. При
этом новый великий князь переселялся в Киев из прежнего сво-
его княжества вместе с дружиной и боярами, а другие князья
в свою очередь перемещались по старшинству в княжества, бли-
жайшие к Киеву. Нередко этот принцип нарушался, ситуация
запутывалась, вызывая непримиримую вражду внутри семьи
и жестокие разборки между родственниками.

Так, Владимир Святославич стал князем киевским после про-
должительной усобицы своих братьев — Ярополка (князя ки-
евского) и Олега (князя в древлянской земле). После смерти от-
ца Владимир находился в далеком Новгороде, куда никто из


старших его братьев идти на княжение не захотел. Узнав об
убийстве Ярополком Олега, Владимир, опасаясь за свою жизнь,
бежал за море к варягам и вернулся с войском. Он вошел в Ки-
ем, брат его Ярополк был убит, и Владимир сел на киевский
Стол. Именно при Владимире окончательно оформилась система
наместничества: княжеские сыновья и старшие дружинники по-
шли в управление крупнейшие центры Руси. Это была свое-
образная федерация княжеств, во главе которой был князь киев-
кий, сначала носивший восточный титул «каган», а с XI в. —
<<великий князь».

Великий князь (князь — предводитель войска, сидящий на
коне), будучи военачальником, возглавлял войско и водил его
в бой. Решалась насущная проблема защиты окраин государства
от степенных кочевников. Для этой цели по рекам Десне, Суле,
Стугне, Осетру были построены крепости и создана система
раннего предупреждения (сигнальные вышки, на которых разжи-
гали костры).

Пространственная и геополитическая ситуация требовала
сильной княжеской власти. Великому князю принадлежала
Верховная законодательная власть. В руках великого князя, яв-
ившегося главой администрации, сосредоточивалась и исполни-
тельная власть, им выполнялись также и судебные функции.

Исследователи отмечают: «Власть общественная первоначаль-
но образуется частным путем в кровных обществах. Перво-
начально в состав власти входят князь, Боярская дума и народ-
нее собрание — вече. Приобретение княжеской власти лицами
совершается одновременно по наследованию и по избранию.
Обычный порядок наследования столов следовал порядку стар-
шинства членов рода; избрание князя происходило при прекра-
щении или неимении княжеского рода. Князь избираем был не
только всегда пожизненно, но и с детьми, то есть избрание но-
ною князя каждый раз являлось как бы избранием новой дина-
стии. Кроме наследования и избрания нет других правомерных
способов приобретения княжеской власти. Добывание сто-
ла и договор между князьями не могут быть признаны тако-
ковы символами приобретения власти было посажение князя на
стол народом. Первоначальное слияние воли князя и воли на-
рода не могло оставаться везде и неизменно; возможны и про-
тиворечия между ними. Это привело к необходимости оп-
ределить точнее власть князя, а в Новгороде — к ограничению
ной власти. Средством для того был ряд (договор) с новым
князем».


«Князь ведал сношения с другими князьями и государствами
заключал союзы и договоры, объявлял войну и заключал мир,
Князь назначал всех чиновников, посадников, тиунов, тысяцких,
мытников и других. Эти чиновники ведали полицию, финансв
вое управление и суд. Князь судил лично и при помощи своих
тиунов.

В то время управление не было строго отделено от законо-
дательства, потому что закон служил не только средством
управления. От того древнейшие законы издавались самими
князьями. Но так как издание новых законов дело очень важ-
ное, то князья обыкновенно при издании законов советовались
с княжеской думой — княжеским советом. Особые условия и
древнерусской жизни поставляли князя в необходимость сове-
щаться в делах то с вечем, то с дружиной, то с одними боярам
ми. Выбор советников принадлежал самому князю».

После смерти князя Владимира усобицы возобновились меж-
ду его сыновьями. Отцовский стол в Киеве занял Святополк,
остальные его братья княжили в других городах Руси, стано-
вясь все более независимыми от Киева. Стремясь вновь собрать
Русь под единую власть киевского князя, Святополк убивает
своих братьев Бориса, Глеба и Святослава, чтобы княжить в их
землях.

Княживший в Новгороде сын Владимира Ярослав еще при
жизни отца отказался платить дань Киеву и готовился воевать
с ним, собрав в городе варягов. Варяги творили в Новгороде
много беззаконий, и новгородцы были недовольны. Однако
с началом войны между братьями Ярослав помирился с новго-
родцами и только благодаря новгородскому войску сел на отцов-
ский престол.

Постепенно традиция родового наследования стала заме- няться принципом отчинности, т. е. передачи престола от от- I ца к сыну.

Это, в свою очередь, вело к определенной отчужденности,
разобщенности, недостаточной политической устойчивости госу-
дарства. Эти тенденции усилились при Ярославе Мудром, кото-
рый в целях единения страны, сохранения управления внутри
одной княжеской семьи, помня о тяжести междоусобиц после
смерти своего отца Владимира Красное Солнышко, разделил
Русь на пять княжеств по числу сыновей.


Аппарат управления

Княжеская администрация состояла из чиновников, которых

Во главе первой группы стояли посадники и тысяцкие. Исто- рики отмечают, что «Со времени Олега князья, для управления городами, назначают своих дружинников, которые являются под именем мужей при Олеге, посадников, начиная с Ярополка и на- 1'пиков с половины XII столетия. Деятельность посадников и наместников опиралась на осо- бый характер их службы, по которому они, считая себя обязы- выющим князя своего службою, смотрели на управляемый ими ирод или область, как на законный, признаваемый и князем ис- точник собственного дохода и благополучия. В вознаграждение эти доходы они должны были представлять собою князя, то есть заботиться о его выгодах и интересах». Посадник заменял в городе или в целой области князя. Толь- ко в том городе, где жил князь, посадника не было. У посадни- ком были свои отроки. Тысяцкий был начальником земского ополчения, так что Подчиненный ему округ назывался тысячей. Этим чиновникам подчинялись печатник, таможенники, мытники и пр. Во второй группе важнейшие обязанности при княжеском дворе выполняли тиуны — слуги для самых разнообразных по- ручений по княжескому хозяйству; тиунам поручались и дела по управлению княжеством. С середины XII в. тиун огнищный, или главный ключник, часто назывался дворским, т. е. дворец- ким. С течением времени из княжих дворовых слуг вышло и еще несколько важных чиновников — ловчие, стольники, околь- ничие. Вече собиралось в городах для решения важных государст- венных дел и с усилением княжеской власти во второй поло- вине XIII в. прекратило свое существование. Обычно в случаях чрезвычайных вече собирал сам князь, его поверенный или те, кто выступал против князя. Дружина князя играла наиболее значительную роль до начала XII в., когда почти все дружинники стали владельцами земли — вотчинниками.

можно разбить на две группы. К первой группе принадлежали
чиновники, которые относились к органам государственного
управления. Вторая группа состояла из личных слуг князя, ис-
полнявших дворцовые обязанности, но в то же время имевших
поручения по управлению княжеством.


Старшая дружина состояла из бояр, мужей, огнищан, млад-
шая — из гридей, отроков и детских, милостников, пасынком
и парубков.

Дружина первоначально проживала обособленно на содержании предводителя — князя племенного княжества. В X в. Отчетливо прослеживается деление дружины на две основные части — «бояр» и «гридей».

В XI—XII вв. усложняется структура государственного аппа-
рата управления, формируемого из дружинников.

Русская Правда дает широкий перечень лиц княжеской адми-
нистрации, выполнявшей государственные функции управления
и сбора налогов — дани, торговых и судейских пошлин:

• княжий тиун (правитель-наместник князя в городе, зани-
мавшийся делами текущего управления и творивший суд
от имени князя);

• мытник (человек, собиравший торговые пошлины);

• вирник (человек, собиравший «виру» — деньги, вы-
плачиваемые преступником в пользу князя за совершение
преступления);

• емец (собирал «продажи» — плату в пользу князя, вноси-
мую преступником за кражу), а также выполнял функции;
управления личным хозяйством князя;

• ключник;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: