Древний Восток. Разрушено множество памятников П. И. Интерес к нему стал возрастать только в XX В. К числу первых находок относятся росписи близ города Дура-Европоса Они поз

Парфянское искусство




разрушено множество памятников П. и. Интерес к нему стал возрастать только в XX в. К числу первых находок относятся росписи близ города Дура-Европоса. Они позволили поставить вопрос о собственно П. и. и его своеобразии.

В истории П. и. своеобразным является не столько довольно быстрое и легкое усвоение традиций греческого (частично и римского) искус­ства, сколько энергичный отход от них и обраще­ние к местным типам и формам. Это происходит не только в прикладном искусстве, но и в архи­тектуре. В настоящее время считается признан­ным, что именно Парфия пробила первую брешь в политической и культурной системе эллинизма в Азии. Парфяне были ираноязычным народом, и их первоначальная культура была близка культу­ре восточноиранских племен: маргианцев, бакт-рийцев, согдийцев и др. Кроме того, в П. и. сильно сказалось влияние официального искусства дер­жавы Ахеменидов (т. н. имперского искусства), из­вестного по памятникам Персеполя. Определенную роль в формировании П. и. сыграли и художествен­ные традиции кочевников-парнов. Антиэллинская реакция в П. и. объясняется также влиянием про­тивников Рима, которые выступали объединен­ными силами. Исконные парфянские традиции иг­рали существенную роль в упорной и непрекра­щающейся борьбе за единство и независимость Парфии.

К числу крупнейших культурных центров Пар­фянского царства, кроме Дура-Европоса, относят­ся Новая и Старая Ниса, Мерв (территория Турк­мении), Гекатомпил — первая парфянская столица (Иран). В XX в. было опровергнуто утверждение, что парфянская архитектура не имела собствен­ных стилистических особенностей и находилась под подавляющим греко-римским влиянием. Характер­ной особенностью парфянских городов являлась строго выдержанная трехчастная планировка: ци­тадель (т. н. арк), собственно город и сельская ок­руга. Каждая из этих частей имела свою линию обороны, причем укрепления цитадели соединя­лись с укреплениями города. В обособленной кре­пости находились дворцы, храмы, казармы, скла­ды оружия. Укрепления цитадели были обращены как наружу, так и внутрь города. Сам город стро­ился планомерно, и его территория была разбита на ровные прямоугольные кварталы. При этом в Парфии существовал и тип собственно оборонной крепости, без дополнительной городской застрой­ки. Стены крепостей были усилены мощными баш­нями из сырца с конусообразным цоколем и с за­вершающими башню зубцами и стреловидными бойницами. Такие крепости очень близки по архитектуре замкам раннего Средневековья, и


современными учеными рассматриваются версии об их преемственной связи.

;


Деталь фриза Круглого храма с изображением головы льва. Терракота. 11-1 вв. до н. э.

Для восточной части Парфии были типичны хра­мы, которые по своей планировке, возможно, вос­ходят к древним святилищам огня. Такой храм представлял собой строение в виде квадратного зала, окруженного закрытыми помещениями и ук­рашенного внутри колоннами. Храмы воздвигались на мощной сырцовой платформе, имели толстые стены. Из центрального квадратного зала проходы вели в глухие коридоры. Стены внутренних поме­щений разделялись на два яруса. Нижний был оформлен пилястрами дорического ордера в соче­тании с окрашенными полосами. Фриз состоял из чередующихся терракотовых плит, гладких и ре­льефных (с пальметтами). Второй ярус был оформлен полуколоннами с капителями из террако­ты, близкими по стилю коринфскому ордеру. В цен­тре зала располагались четыре большие круглые колонны из кирпича Иногда в верхнем ярусе интерь­ера появлялись круглые пристенные колонны, а между ними располагались ниши, в которых поме­щались ярко расцвеченные глиняные статуи бо-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: