Древний восток. Скульптура древнеегипетская

Скульптура древнеегипетская

Сенмут

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




СЕНМУТ (ХУ1-ХУ вв. до н. э.), выдающийся древнеегипетский зодчий, главный управитель легендарной царицы Хатшепсут, помогавший ей в делах правления. Работал в Фивах, был создате­лем храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (период Нового царства). Великий зодчий приготовил тай­ную гробницу для себя под первым двором храма и оставил в ней свое изображение. Кроме Фив, ра­ботал в храмах бога Амона-Ра и богини Мут в Кар-наке, в храмах Луксора и Гермонтиса.


СКАЛЬНАЯ ГРОБНИЦА, разновидность древне­египетской монументальной усыпальницы, пред­назначенной для погребения фараонов и знатных вельмож. С. г. представляет собой типичную пост­ройку эпохи Среднего царства (2060-1785 гг. до н. а). Поначалу С г. — характерная провинциальная фор­ма, лишь с течением времени оказавшая влияние на столичную архитектуру. С. г. представляла собой ряд помещений, вырубленных в скале и соединен­ных коридорами.

На склоне скалы находился вход в гробницу, оформленный небольшим портиком, чаще из двух колонн. Архитектурный тип С. г. оказался весьма устойчивым: в последующие времена ее облик практически не менялся, за исключением отказа от четко обозначенного входа. Разграбление гробниц со временем приобрело столь катастрофические


масштабы, что зодчие прекратили как-либо мар­кировать вход в С. г. и даже старались замаскиро­вать его.

Колоннады продолжались в интерьерах залов, которые, как правило, делились двойным рядом колонн на три нефа, при этом центральный был часто выше боковых. Потолок выполнялся в виде свода, опиравшегося на колоннады. По традиции роспись, покрывавшая его, изображала небо. Об­щий план гробницы обычно состоял из анфилады помещений — открытого двора и ряда проходов, вырубленных в скале. Они шли перпендикулярно к широкому помещению святилища, образуя пере­вернутую букву Т. Вход в погребальную камеру вел из молельни, где на стенах размещались куль­товые рельефные изображения в виде полос-реги­стров.






При более развитой планировке по бокам устра­ивались дополнительные смежные комнаты. В ни­шах стояли статуи усопшего.

В архитектуре Нового царства сохранялся прин­цип освещения храма через высокий центральный неф. Но эта задача значительно усложнялась, ког­да речь шла о С. г. или храме такого типа. Примером последнего является знаменитый храм Рамсеса И в Абу-Симбеле (первая половина XIII в. до н. э.). Два сооружения Абу-Симбела образуют единый ансамбль: Большой храм, посвященный фараону и трем богам (Амону, Ра-Хорахте и Пта), и Малый, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе кото­рой предстает жена Рамсеса Нефертари. Храм Абу-Симбел ориентирован на восток, и солнечные лучи проникали последовательно через ряд поме­щений в святилище. В самом дальнем конце поме­щались статуи богов вместе с изображением фара­она. Амон, Ра и Рамсес дважды в году оказывались освещенными лучами солнца, богу же Пта, вопло­щающему темный довременный хаос, надлежало оставаться в темноте. Примером целенаправленно-


го и эффективного синтеза архитектуры и скульп­туры в композиции скального сооружения являют­ся колоссы Рамсеса II, между которыми помещены изображения Нефертари.

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ, одна из наиболее самобытных и строго канонически разра­ботанных областей искусства Древнего Египта. Не­смотря на огромную роль в художественной куль­туре, С. д. была тесно связана с архитектурой, уточняя и детализируя идею архитектурных со­оружений. Именно от архитектуры С. д. получает тенденцию к монументальности и статичности, не­повторимое чувство первичной природы материа­ла. Статуи, как правило, сохраняют первоначаль­ную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого они высечены. Каноническая статуя гармо­нично выглядела в храме, т. к. ее сплошной силуэт и монументальные плоскости совпадали со строги­ми вертикалями и плоскостями четырехгранных столбов, с которыми она соединялась, не изменяя их мерного тектонического ритма. В традиционных




Колоссы Рамсеса II в Абу-Симбеле. XIII в. до н. э.


Женщина, изготавливающая пиво Статуэтка из Саккары. ХХ\/1-ХХ\/ вв. до н. э.



ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: