Среднего царства искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Бюст принцессы двора Рамсеса II. 1298-1232 гг. до н. э.

рий точно передаваемого сходства, в том числе эт­нического типа. Первые статуи амарнских масте­ров отличает едва ли не гротескная верность инди­видуальному облику. Но в дальнейшем скульпторы находят необходимую меру обобщенности и досто­верности, так же как и меру соотношения физи­ческой телесности и духовного начала. Наиболее знаменитой из С. д. является портретная голова ца­рицы Нефертити в синей тиаре, ставшая эталоном одухотворенной женской красоты в искусстве Древнего мира. В дальнейшем египетское искусст­во вынуждено лишь следовать за этими недосягае­мыми образцами, почти никогда не приближаясь к их уровню.

В искусстве послеамарнской эпохи выделяется серия величественных и лирических портретов Ту-танхамона, но и они демонстрируют преобладание не психологизма, а скорее декоративного начала. В искусстве Позднего периода усиливаются черты помпезности, великолепия, элегантной безликости образов, в которых приемы амарнского искусства превратились в давно заученные штампы. В По­здний период культура Египта, раздираемого со­циальными катастрофами, новыми завоеваниями и


попытками воссоединения, ищет свои идеал в воз­вращении к нормам искусства Древнего царства с его статичностью, массивностью и величием. Черты канона не только сохраняются, но и под­черкиваются в художественной культуре после­дних династий. Традиции С. д., являющие удиви­тельно многоплановый, гибкий и художественно плодотворный союз нормативности и творческой свободы, оказали сильнейшее воздействие на ис­кусство других стран.

Литература:

Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

СРЕДНЕГО ЦАРСТВА ИСКУССТВО, памятники художественной культуры Древнего Египта перио­да ок. 2060-1785 г. до н. э. Эпохе Среднего царства предшествует исторический этап очередного распа­да страны, начавшегося при фараонах V и VI динас­тий, и миссия ее объединения выпадает на долю правителей XI династии. С середины периода ее правления и начинается данная эпоха, продолжавша­яся вплоть до нового периода распада в ХУШ а до н э. В процессе объединения возникли два крупных поли­тических и культурных центра: северная область Дельты и южная с центром в Фивах Этот город стано­вится новой столицей и начинает интенсивно заст­раиваться. С. ц. и. во многих отношениях стилисти­чески неоднородно; его развитие идет по меньшей мере в двух направлениях: столичной официаль­ной школы, сохраняющей канон, и местных цент­ров, где чаще проявлялась оригинальность в подхо­де к тому или иному художественному решению.

В культовом и мемориальном зодчестве особую роль начинает играть тип скальной гробницы, сме­нившей усыпальницу-мастабу и монументальную пирамиду. Свое происхождение она ведет из про­винциальных областей, но быстро усваивается столичной традицией. Роль пирамиды снижается уже к концу периода Древнего царства; зодческие технологии этого времени явно уступают време­нам Имхотепа и Хемиуна. Совершенно естествен­но, что в С. ц. и. особенно актуальным становится возрастание пышности и богатства поминальных храмов. Увеличиваются размеры храма, стреми­тельное развитие получает тип храмовой колоннады, одним из интереснейших памятников которой явля­ется храм Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри (XI динас­тия, ок. 2060-2019 г. до н. а). Часть его помещений вырублена в скале, другие возведены на обширной террасе и располагаются вокруг открытого двора. Их ансамбль венчается прямоугольным строением с небольшой пирамидкой в середине плоской кров­ли. При этом в данном ансамбле, явно подчиненном центрической композиции, уже начинает играть ведущую роль колонный портик. Это указывает на




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: