Древний Восток. Тутанхамона эпохи памятники

Тутанхамона эпохи памятники

Тутанхамона эпохи памятники



голове С. традиционный клафт — полосатый плат фараонов, на лбу высечен урей — священный знак змеи, охраняющей царей и богов. Под подбородком статуи помещена накладная борода, которую носи­ли фараоны. Лицо статуи было окрашено в кир-пично-красный цвет, полосы платка некогда были красными и синими. Лицо С. передает основные портретные черты фараона Хафры. Современные исследования позволяют думать, что где-то под основанием С. находится лабиринт тоннелей и необъяснимых пока пустот. Вероятно также, что, кроме стелы, между лапами С. располагалась ста­туя фараона Аменхотепа II, поставленная по при­казу его сына (см. Древнего царства искусство).

Почти все многочисленные С. позднейших эпох являются в той или иной степени копиями или подражаниями Великому С. Один из наиболее из­вестных — Танисский С. с лицом фараона Аменем-хета III, изваянный в эпоху Среднего царства. Изображение отличает высокое техническое мас­терство и несомненное портретное сходство. В ис­кусстве Нового царства фигуры С. были, непремен­ным элементом пластического решения храмового комплекса: аллеи С. вели обычно от берега Нила ко входу в храм.


Парадный трон Тутанхамона. Гробница в Фивах. Середина XIV в. до н. э.

ТУТАНХАМОНА ЭПОХИ ПАМЯТНИКИ, про­изведения художественного и ритуального харак­тера, найденные при раскопках наиболее извест-


Тутанхамон с женой. Спинка золотого трона. Середина XIV в. до н. э.

Фараон Тутанхамон на боевой колеснице.

фрагмент росписи ларца. Из гробницы

Тутанхамона в Фивах. XIV в. до н. э.

ного и сохранившегося древнеегипетского погребе­ния — фиванской гробницы царя Тутанхамона, преемника Аменхотепа IV (Эхнатона). Раскопки ве­лись в 1920 г. под руководством археолога Говарда Картера. В гробнице были найдены статуи, деко­ративные статуэтки, ларцы, мебель, инкрустиро­ванная золотом, золотые модели колесниц, фигур­ные алебастровые сосуды. Каменный саркофаг заключал в себе три золоченых гроба, имеющих






 
 



форму человеческого тела. В последнем находилась мумия фараона с золотой маской на лице. На крышке канопы (сосуда, в котором хранились внутренности Тутанхамона) был установлен скуль­птурный портрет фараона из белого алебастра с росписью. Кроме предметов, найденных в гробни­це, к числу Т. э. п. причисляются многие изделия и произведения живописи и скульптуры, имеющие сходные стилевые черты.

Тутанхамон, муж младшей дочери легендарного фараона-реформатора Эхнатона, стал правите­лем, при котором был восстановлен традиционный культ Амона, временно оттесненный культом сол­нечного единого божества Атона. Тем не менее в культуре периода Тутанхамона сохраняются и развиваются традиции амарнского периода. В чис­ле немногих сохранившихся памятников монумен­тального искусства этой эпохи — колоссы заупо­койного храма Тутанхамона и статуи в Карнаке, выполненные целиком в манере амарнских масте­ров. Стилистически они близки памятникам мас­терской Тутмеса, автора знаменитых скульптур­ных портретов Нефертити. К этому же кругу относится статуя бога Хонсу и две статуи царской четы из храма Амона в Карнаке.

Но в основном искусство времени Тутанхамона представлено памятниками его гробницы. Это скульптурные и рельефные изображения богинь и богов, сопровождавших погребальный обряд, а также многочисленные портретные изображения фараона. Ряд из них имеет чисто канонический ха­рактер (золотая маска Тутанхамона, статуи «ка»); другие отличаются более свободной трактовкой традиционных сюжетов (фараон в священной ла­дье, изображения Тутанхамона и царицы на спин­ке парадного трона; сцены охоты в росписях ларца). Вторая группа изображений выполнена в манере, сочетающей повествовательность и обобщенность с мягким лиризмом и даже интимностью. Именно в этих работах — в изображении тела, естествен­ных позах и гибких линиях силуэтов — ощущается воздействие амарнских традиций. Наряду с новыми выразительными приемами широко используются принципы ритуальной декоративности. Условность достигается с помощью материала: золотая маска с инкрустациями или золоченые статуэтки пред­почтительнее для создателей Т. э. п., нежели столь любимые амарнскими художниками известняк и песчаник, имитирующие естественный цвет челове­ческого тела.

Золотой цвет ассоциировался с солнцем и бессмер­тием так же, как черный цвет статуй «ка» связывал­ся с представлением о посмертном возрождении в вечной жизни. Т. э. п. могут считаться в равной


Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца. Середина XIV в. до н. э.

Третий саркофаг Тутанхамона. Деталь. Середина XIV в. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: