Древний Восток. Более органичную связь архитектуры с ландшаф­том, чем прежде. Колоннады, кроме портиков, ис­пользованы и в двух обширных гипостильных за­лах на верхней

Среднего царства искусство




более органичную связь архитектуры с ландшаф­том, чем прежде. Колоннады, кроме портиков, ис­пользованы и в двух обширных гипостильных за­лах на верхней террасе и позади открытого двора. Главное святилище было вырублено в скале. Этот принцип нашел наиболее полное свое выражение спустя 500 лет, в эпоху Нового царства, когда зод­чим Сенмутом был создан знаменитый храм цари­цы Хатшепсут.

Пирамиды, возведенные в эпоху Среднего цар­ства, не сохранились, но при фараоне Сенусерте I было начато сооружение в Карнаке храма, посвя­щенного Амону-солнцу, главному божеству Фив. К числу новых стилевых черт зодчества этого пери­ода относится оформление входа в храм в виде двух массивных башен-пилонов.

Большая часть архитектурных памятников эпохи /трачена, но очевидно, что расцвет зодчества, как храмового, так и жилого, приходится на годы прав­ления Аменемхета III. С его именем связывают и легендарный заупокойный храм «Лабиринт».

: тбседная статуя фараона Статуэтка женщины

'Иентухотепа I из Дейр- с жертвенными дарами

эль-Бахри. из Сиута.

XXI в. до н. э. XXI в. до н. э.


Значительные изменения в С. ц и. происходят и в области скульптуры, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в эпоху распада. Со времен XII династии шире ис­пользуются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминиру­ют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ри­туальным возрождением юности и силы фараона). Первый этап обряда был связан с символическим убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминающей по композиции кано­нические изображения и скульптуры саркофагов. К этому типу относится хебседная статуя Ментухо-тепа-Небхепетра, изображающая фараона в под­черкнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем С. ц. и. приходит к более тонкой моделировке лиц и боль­шей пластической расчлененности: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображе­ниях частных лиц.

Со временем меняется и иконо-графия царей. Ко времени XII династии идея божественного могу­щества фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую ин­дивидуальность. Расцвет скульптуры с официаль­ной тематикой приходится на время правления Се-нусерта III, который изображался в различных возрастах -- от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи — изображение фигуры, заключенной в мо­нолитный каменный блок.

С. ц. и. необыкновенно богато и своеобразно в от­ношении искусства росписи. Замечательные ее па­мятники сохранились в Бени-Гасане, Меире, Бер-ше и найдены в большинстве своем в скальных гробницах. Композиции росписей по-прежнему строились по ярусам-регистрам. Тематически они близки изображениям эпохи Древнего царства, но появлялись и новые сюжеты, в частности сцены привода пленников и эпизоды военных поединков. По сравнению с искусством Древнего царства, где росписи были подчинены контурам рельефа, они обретают большую самостоятельность. Линии кон­тура становятся тоньше, резкая обводка сменяется тонкой и мягкой прорисовкой контура, и на пер­вый план выходит чисто живописная техника. Раз­нообразнее становится красочная палитра, по-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: