Искусство Древнего мира. Сфинкс

Сфинкс

Среднего царства искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



 



Женская голова. Ок. 2000-1785 г. до н. э.

 

Верхняя часть статуи Аменемхета III. 1850-1800 гг. до н. э.


скольку мастера начинают использовать оттенки основных цветов, примешивая в краски белила и придавая композициям новые нюансы и продуман­ное цветовое единство.

К лучшим образцам относятся росписи скальной гробницы номарха Хнумхотепа II в некрополе Бени-Гасан, причем особым разнообразием и све­жестью отличаются изображения растений, птиц и животных. Художник делает попытки передать не только переливы цвета, но и фактуру шерсти,

 

листвы, оперения. Передача объемов и красок человеческих фигур несколько более условна.

С. ц. и. — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своем по-преж­нему с погребальным культом и его обрядами (плаванием на ладье, принесением жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это


 



Сбор плодов фигового дерева. Роспись в гробнице Хнумхотепа в Бени-Гасане. Ок. 1920-1900 г. до н. э.

 

Семит с ослом. Роспись в гробнице Хнумхотепа в Бени-Гасане. Ок. 1920-1900 г. до н. э.



ДРЕВНИЙ ВОСТОК


было принято в рельефах Древнего царства). Де­коративные принципы С. ц. и. ярко отразились и в произведениях прикладного характера. Сосуды отличались яркостью росписи, нередко украша­лись стилизованными фигурками птиц и животных. Особенное распространение получил расписной фа­янс с разнообразными вариациями на раститель­ные мотивы — цветы, стебли папируса и лотоса. Каменная утварь создается реже и главным обра­зом для ритуальных целей. Из камня выполняется и ритуальная мебель. В деревянных изделиях ис­пользуется инкрустация слоновой костью.

Ювелирное искусство отличает не только высо­кая декоративность и освоение новых материалов (сочетание бирюзы, сердолика, лазурита и золо­та), но также стремление объединить изящество малой формы и мотивы монументальных сооруже­ний. Так, в пекторалях (нагрудных украшениях) с именами Сенусерта или Аменемхета верхняя часть оформляется в виде вогнутого карниза. Декоратив­ное решение ювелирных произведений продолжает сохранять черты символической знаковости.

С. ц. и., развивавшееся в относительно непродол­жительных временных границах, отличает яркая узнаваемость и разнообразие. Почти во всех облас­тях искусства, несмотря на небольшое количество сохранившихся памятников, можно увидеть суще­ственно новые стилевые приемы. Эпоха заверша­ется т. н. вторым периодом распада Древнего Егип­та, но мастера Нового царства сохранят лучшие и наиболее перспективные черты искусства пред­шествующего времени.

Литература:

Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1974.

СФИНКС (греч. зрЫпх), фантастическое суще­ство в виде льва с головой человека, широко рас­пространенный образ греческой мифологии, сло­жившийся под влиянием малоазийского образа девы-львицы. В ритуальной и художественной практике Древнего Египта, сформировавшейся го­раздо раньше, — это символическое олицетворе­ние мощи фараона. Рельефные изображения и скульптуры С. играют значительную роль в иконог­рафии египетского искусства. В частности, С. были поставлены по обе стороны дверей в погребальном комплексе Хафры в Гизе. В образе С. фараон, изображенный в росписях заупокойных храмов древнего царства, топчет своих врагов.

Исключительное место в египетском искусстве занимает знаменитый Большой Сфинкс, находя--лийся у монументальных ворот и крытого прохода пирамиды Хафры (Хефрена) в Гизе. Американский -гиптолог Ленер высказывал мысль, что Большой — это Хафра в образе Гора, бога царской влас­ти, совершающий приношения богу солнца Ра. Под-

 

Сфинкс фараона Аменемхета III. XIX в. до н. э.

тверждение этой теории в том, что переход к куль­ту солнца в Древнем Египте в своей завершающей стадии совпадает с годами правления Хафры. Одна из первых операций по расчистке С. была пред­принята ок. 1400 г. до н. э. фараоном Тутмосом IV, сыном Аменхотепа II, который, по преданию, вы­полнял волю явившегося ему во сне Великого С. в образе Гора-Ра. Тутмос не только откопал ста­тую из песчаных заносов, но и произвел заново ее облицовку и окраску. Рассказ о своем сновидении он приказал выбить на гранитной стеле, постав­ленной между лапами С.

Основу Великого гизехского С. Хафры составля­ла естественная известняковая скала, по своей форме изначально напоминавшая лежащего льва. Недостающие части были вытесаны из известняко­вых плит. С. отличается поистине гигантскими раз­мерами: его высота — ок. 20 м, длина — 57 м. На





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: