Вазопись
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Краснофигурная амфора с изображением Ники. VI в. до н. э.
Пелика из Камироса (Родос) с изображением похищения Фетиды Пелеем. 340-330 гг. до н. э.
ния, восстановления, реоксидации). После обжига лак приобретал ровную зеркальную поверхность с прекрасным оливковым отливом. Для ваз красно-фигурного стиля характерно обилие мифологических и особенно жанровых сцен, причем их темати-
ка обычно соответствует практическому назначению сосуда. Краснофигурная В. строгого стиля (последняя четверть VI — начало V в. до н. а) отличается изяществом и четкостью рисунка при сохранении известной жесткости и угловатости контуров изображения. Среди наиболее известных мастеров, оставивших множество подписанных произведений, — Евфроний, Евфимид, мастер Ниобид. мастер Пана, мастер Пентесилеи, Дурис, т. н. ва-зописец Брига и др. Со второй четверти V в. до н. э. в В. свободного стиля изображение становится более объемным и сложным. Наряду с применявшейся на аттических и нижнеиталийских вазах красно-фигурной техникой в это же время появляется белофонная роспись, главным образом на лекифах. Лаконизм и высокая точность рисунка присущи по-лихромным росписям белых погребальных лекифов. Для В. конца У-ГУ в. до н. э. характерны декоративная пышность, некоторая перегруженность композиции (т. н. роскошный стиль, представленный росписями Мидия). В росписях этого времени имеются попытки передать перспективу, но нередко появляется и нарушение единства изображения и формы сосуда. Несмотря на свое более раннее появление, чернофигурная техника пережила крас-нофигурную и применялась на призовых панафи-нейских амфорах вплоть до II в. до н. э.
Если во времена господства геометрического стиля ведущая роль принадлежала аттическим мастерам, а в VII в. до а э. лидерство перешло к Коринфу и лишь в середине VI в. до н. а вновь начинают доминировать Афины, то во второй половине V. в. до а э. наряду с аттической В., переживавшей некоторый упадок во время Пелопоннесской войны, появляется раннеиталийская В., вытесненная в свою очередь в IV в. до н а апулийскими вазами и оригинальными по характеру изображений флиаковски-ми. Под сильным влиянием греческой В. находилось искусство В. у этрусков. Свидетельством вторичного расцвета аттических традиций являются также изделия пантикапейских мастеров. В Ш-Ц вв. до н. э. для греческой В. типичны бегло написанные простые линейные и геометрические композиции. Из ваз эллинистического периода наиболее самобытны изделия, выполненные греко-восточными мастерами, и керамика из Гнафии.
Вазы дают уникальную возможность знакомства с мифологическими представлениями и повседневной жизнью античного человека. Во многих отношениях памятники В. представляют собой параллели утраченным образцам живописи.
Литература:
Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953.
Горбунова К. С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983.
АНТИЧНОСТЬ
Горбунова К. С, Передолъская А. А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.
Сидорова Н. А., Тугушова О. В., Забелина В. С. Античная расписная керамика из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1955.
ВАЗЫ ГАДРА (Нас1га), гидрии (см. Амфора) эллинистического периода (III в. до н. э.). Получили название от западного некрополя Александрии, где были найдены. Из украшений на В. Г. в большинстве случаев имеется только расписной орнамент. В. Г. служили преимущественно в качестве урн для пепла сожженного умершего.
ВАЗЫ ГНАФИЯ (лат. СпаШа), тип ваз эллинистического периода, по всей видимости, копировавших металлические. Отличались декоративным оформлением (белая или цветная роспись на черной основе). Датируются второй половиной IV и первой половиной III в. до н. э. Позднее распространились вплоть до Испании и Александрии.
ВИЛЛА (лат. уШа — усадьба, поместье), в архитектуре Древнего Рима — загородный дом с садом или парком. Первые В. появились в III в. до н. а, во Ц-1 вв. до н. э. они уже встречались по всему Средиземноморью. Самым распространенным типом В. з этот период была уШа гизИса — загородный комплекс жилых и хозяйственных построек с господс-ким домом в глубине сада. Все постройки группировались вокруг открытого двора. В. могла называться только сама усадьба или все имение пеликом (например, уП1а та§па в провинции Африка Проконсульская). В сочинениях Катона, Варро-:-:а. Колумеллы В. — земельное владение средней не личины. Такой участок относился к городской территории. Существовали также роскошные В. богатых землевладельцев (уШа игЬапа), предназначенные для отдыха и развлечений. Жилые помещения ъ надельца в таких комплексах были обособлены от
хозяйственных построек. В эпоху Римской империи строили крупные В., окруженные специально разбитым, тщательно распланированным парком, обычно террасного типа, с павильонами, фонтанами и скульптурами. Подобный тип В. получил дальнейшее развитие в архитектуре итальянского Возрождения.
ВИЛЛАНОВА КУЛЬТУРА, археологическая культура раннего железного века в Северной Италии (900-500 гг. до н. э.), получившая свое название по селению Вилланова близ Болоньи, где в XIX в. были обнаружены характерные погребения — подземные могилы с урнами-пеплохранительницами. Урны имели вид двух усеченных конусов (т. н. бико-нические) с геометрическим орнаментом. В археологии различают четыре самостоятельных периода В. к., по которым прослеживается совершенствование техники изготовления бронзовых и железных изделий. Для искусствознания проблемы В. к. связаны с истоками культур Этрурии и Древнего Рима. Вопрос о носителях В. к. остается во многом спорным. Некоторые ученые полагают, что ими были умбры; другие считают таковыми этрусков, указывая на характерные черты древнейших памятников этрусского искусства. Возможно также, что древние этруски, поселившись на Апеннинском полуострове, унаследовали эти черты и приемы от вытесненных ими племен. В любом случае считается общепризнанным, что В. к. — непосредственная историческая предшественница этрусской.
Вилла Адриана в Тиволи. II в. н. э.
Фигурный сосуд в виде лани. Глина. VIII в. до н. э.