Вилланова культура

Вазопись

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Краснофигурная амфора с изображением Ники. VI в. до н. э.

Пелика из Камироса (Родос) с изображением похищения Фетиды Пелеем. 340-330 гг. до н. э.

ния, восстановления, реоксидации). После обжига лак приобретал ровную зеркальную поверхность с прекрасным оливковым отливом. Для ваз красно-фигурного стиля характерно обилие мифологичес­ких и особенно жанровых сцен, причем их темати-


ка обычно соответствует практическому назначе­нию сосуда. Краснофигурная В. строгого стиля (пос­ледняя четверть VI — начало V в. до н. а) отличает­ся изяществом и четкостью рисунка при сохранении известной жесткости и угловатости контуров изоб­ражения. Среди наиболее известных мастеров, ос­тавивших множество подписанных произведе­ний, — Евфроний, Евфимид, мастер Ниобид. мастер Пана, мастер Пентесилеи, Дурис, т. н. ва-зописец Брига и др. Со второй четверти V в. до н. э. в В. свободного стиля изображение становится бо­лее объемным и сложным. Наряду с применявшей­ся на аттических и нижнеиталийских вазах красно-фигурной техникой в это же время появляется белофонная роспись, главным образом на лекифах. Лаконизм и высокая точность рисунка присущи по-лихромным росписям белых погребальных лекифов. Для В. конца У-ГУ в. до н. э. характерны декоратив­ная пышность, некоторая перегруженность компо­зиции (т. н. роскошный стиль, представленный рос­писями Мидия). В росписях этого времени имеются попытки передать перспективу, но нередко появ­ляется и нарушение единства изображения и формы сосуда. Несмотря на свое более раннее по­явление, чернофигурная техника пережила крас-нофигурную и применялась на призовых панафи-нейских амфорах вплоть до II в. до н. э.

Если во времена господства геометрического стиля ведущая роль принадлежала аттическим ма­стерам, а в VII в. до а э. лидерство перешло к Ко­ринфу и лишь в середине VI в. до н. а вновь начина­ют доминировать Афины, то во второй половине V. в. до а э. наряду с аттической В., переживавшей некоторый упадок во время Пелопоннесской войны, появляется раннеиталийская В., вытесненная в свою очередь в IV в. до н а апулийскими вазами и ориги­нальными по характеру изображений флиаковски-ми. Под сильным влиянием греческой В. находилось искусство В. у этрусков. Свидетельством вторичного расцвета аттических традиций являются также из­делия пантикапейских мастеров. В Ш-Ц вв. до н. э. для греческой В. типичны бегло написанные про­стые линейные и геометрические композиции. Из ваз эллинистического периода наиболее самобыт­ны изделия, выполненные греко-восточными мас­терами, и керамика из Гнафии.

Вазы дают уникальную возможность знакомства с мифологическими представлениями и повседнев­ной жизнью античного человека. Во многих отноше­ниях памятники В. представляют собой параллели утраченным образцам живописи.

Литература:

Блаватский В. Д. История античной расписной керами­ки. М., 1953.

Горбунова К. С. Чернофигурные аттические вазы в Эрми­таже. Л., 1983.




АНТИЧНОСТЬ



Горбунова К. С, Передолъская А. А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.

Сидорова Н. А., Тугушова О. В., Забелина В. С. Античная расписная керамика из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1955.

ВАЗЫ ГАДРА (Нас1га), гидрии (см. Амфора) эл­линистического периода (III в. до н. э.). Получили название от западного некрополя Александрии, где были найдены. Из украшений на В. Г. в боль­шинстве случаев имеется только расписной орна­мент. В. Г. служили преимущественно в качестве урн для пепла сожженного умершего.

ВАЗЫ ГНАФИЯ (лат. СпаШа), тип ваз эллинис­тического периода, по всей видимости, копиро­вавших металлические. Отличались декоративным оформлением (белая или цветная роспись на чер­ной основе). Датируются второй половиной IV и первой половиной III в. до н. э. Позднее распростра­нились вплоть до Испании и Александрии.

ВИЛЛА (лат. уШа — усадьба, поместье), в архи­тектуре Древнего Рима — загородный дом с садом или парком. Первые В. появились в III в. до н. а, во Ц-1 вв. до н. э. они уже встречались по всему Сре­диземноморью. Самым распространенным типом В. з этот период была уШа гизИса — загородный ком­плекс жилых и хозяйственных построек с господс-ким домом в глубине сада. Все постройки группи­ровались вокруг открытого двора. В. могла называться только сама усадьба или все имение пеликом (например, уП1а та§па в провинции Аф­рика Проконсульская). В сочинениях Катона, Варро-:-:а. Колумеллы В. — земельное владение средней не личины. Такой участок относился к городской тер­ритории. Существовали также роскошные В. бога­тых землевладельцев (уШа игЬапа), предназначен­ные для отдыха и развлечений. Жилые помещения ъ надельца в таких комплексах были обособлены от


хозяйственных построек. В эпоху Римской империи строили крупные В., окруженные специально раз­битым, тщательно распланированным парком, обычно террасного типа, с павильонами, фонтана­ми и скульптурами. Подобный тип В. получил дальнейшее развитие в архитектуре итальянского Возрождения.

ВИЛЛАНОВА КУЛЬТУРА, археологическая культура раннего железного века в Северной Ита­лии (900-500 гг. до н. э.), получившая свое название по селению Вилланова близ Болоньи, где в XIX в. были обнаружены характерные погребения — под­земные могилы с урнами-пеплохранительницами. Урны имели вид двух усеченных конусов (т. н. бико-нические) с геометрическим орнаментом. В архео­логии различают четыре самостоятельных периода В. к., по которым прослеживается совершенствова­ние техники изготовления бронзовых и железных изделий. Для искусствознания проблемы В. к. связа­ны с истоками культур Этрурии и Древнего Рима. Вопрос о носителях В. к. остается во многом спор­ным. Некоторые ученые полагают, что ими были умбры; другие считают таковыми этрусков, ука­зывая на характерные черты древнейших памятни­ков этрусского искусства. Возможно также, что древние этруски, поселившись на Апеннинском полуострове, унаследовали эти черты и приемы от вытесненных ими племен. В любом случае считает­ся общепризнанным, что В. к. — непосредственная историческая предшественница этрусской.



Вилла Адриана в Тиволи. II в. н. э.


Фигурный сосуд в виде лани. Глина. VIII в. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: