Букраний

Аспасий

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




турам, и приобретает гуманистические черты ху­дожественного творчества классического времени.

Литература:

Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

Горбунова К. С. Чернофигурные аттические вазы в Эрми­таже. Л., 1983.

Кобылина М. М. Аттическая скульптура УП~У вв. до н. э. М., 1953.

Колпинский Ю. Д. Искусство Древней Греции. М., 1961.

Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.

АСПАСИЙ, известный резчик гемм эпохи импе­ратора Августа (10-20 гг. I в. н. э.) Прославился изго­товленной из красной яшмы геммой с изображени­ем головы Афины Парфенос.

АСТРАГАЛ (с греч. — косточка), в архитектуре, в особенности в ионических ордерах, сочленение ствола колонны с капителью или базой. А. представ­лял собой гладкий или украшенный (оформленный в виде нитки круглых или овальных бус) валик.

АТРИУМ, атрий (лат. атгшт), центральная часть древнеиталийского и древнеримского жили­ща, представляющая собой своего рода закрытый внутренний двор, куда выходили остальные поме­щения. Первоначально А. являлся помещением с открытой в центре частью крыши, под которым находился очаг. Затем в центре А. стал сооружать­ся небольшой и неглубокий четырехугольный бас­сейн (имплювий), над которым сверху оставлялось специальное отверстие для стока дождевой воды


(комплювий). В эпохи поздней Республики и Импе­рии А. стал одним из парадных помещений римско­го дома.

АТТИК (от греч. аШкоз — аттический), низкая надстроенная стенка, расположенная над венчаю­щим сооружение карнизом (в римской архитекту­ре — обычно на триумфальных арках). Предназна­чен для памятной надписи или барельефа.

БАЗИЛИКА (от греч. ЪазШке — царский дом), прямоугольное здание, внутри разделенное про­дольными рядами колонн или столбов на несколько частей (т. н. нефы).

В Афинах Б. называлось место заседания первого архонта — базилея. Его трон находился в конце среднего нефа Б., в нише, завершающей неф полу­круглой или прямоугольной апсиды.

В римском градостроительстве Б. — торговый или судебный зал, размещавшийся, как правило, на территории Форума. Самыми древними счита­ются Б. в Помпеях (II в. до н. э.), а также Порциева Б., построенная ок. 184 г. до н. а

Среди других выдающихся памятников базили-кальной архитектуры — Б. Эмилия (179 г. до н. а), Юлия (12 г. н. а), Ульпия (113 г. н. а), Максенция (так­же называется Б. Константина, поскольку в 315 г. н. а была закончена императором Константином).

Все эти сооружения (кроме помпейской Б.) на­ходятся в Риме. Б. стала основой храмового зод­чества в эпоху Средневековья и получила даль­нейшую разработку в византийской, романской и готической архитектуре. Базиликальный тип



АНТИЧНОСТЬ



храма позднее использовался и в зодчестве Воз­рождения и барокко.

БЕРЛИНСКИЙ ХУДОЖНИК, также — берлин­ский вазописец, мастер вазописи эпохи аттическо­го краснофигурного стиля первой половины V в. до

н. э., предшественник ранней классики. Расписывал сосуды большого и среднего размера, в частности берлинскую амфору 2160, по которой и был на­зван. Ваза представляет собой наиболее характер­ный образец творческой манеры художника, на­следие которого насчитывает ок. 250 произведений. Б. х. предпочитал однофигурный декоративный ри­сунок, что в особенности часто можно встретить в вазах из Этрурии и Нолы.

БРИГ (Вгу§оз), выдающийся древнегреческий ат­тический гончар, работавший ок. 500-480 г. до н. э. Сохранилось 13 ваз с его подписью. Они расписаны в краснофигурном стиле, сюжеты их отличает большое разнообразие, поскольку над ними рабо­тали разные мастера.

В числе сюжетов росписей на сосудах из мастер­ской Б. — эпизоды героических мифов, изображе­ния пирушек, бытовые сцены. Чаши Б. отличает благородство пропорций, изящество обработки. Среди мастеров, которые расписывали сосуды, выделяется талантливый художник, которого при­нято называть «вазописец Брига». Наиболее извест­ные его произведения: ваза «Приам перед Ахил­лом», килики «Взятие Трои», «Последствия


Вазописец Брига. Последствия симпосия. Роспись внутренней стороны килика. Ок. 490 г. до н. э.

Вазописец Брига. Менада. Роспись внутренней

стороны килика «Дионис с менадами

и сатирами». Ок. 490 г. до н. э.

симпосия», «Гера и Ирида, преследуемые свитой Диониса», «Дионис с менадами и сатирами».

Литература:

Горбунова К. С, Передольская А. А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.

БУКРАНИЙ (греч., букв. — бычья голова), орна­мент в виде бычьих черепов, распространенный в греко-римском искусстве в качестве декоратив­ного элемента. Возможно, представляет собой отго-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: