Аспасий
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
турам, и приобретает гуманистические черты художественного творчества классического времени.
Литература:
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Горбунова К. С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983.
Кобылина М. М. Аттическая скульптура УП~У вв. до н. э. М., 1953.
Колпинский Ю. Д. Искусство Древней Греции. М., 1961.
Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.
АСПАСИЙ, известный резчик гемм эпохи императора Августа (10-20 гг. I в. н. э.) Прославился изготовленной из красной яшмы геммой с изображением головы Афины Парфенос.
АСТРАГАЛ (с греч. — косточка), в архитектуре, в особенности в ионических ордерах, сочленение ствола колонны с капителью или базой. А. представлял собой гладкий или украшенный (оформленный в виде нитки круглых или овальных бус) валик.
АТРИУМ, атрий (лат. атгшт), центральная часть древнеиталийского и древнеримского жилища, представляющая собой своего рода закрытый внутренний двор, куда выходили остальные помещения. Первоначально А. являлся помещением с открытой в центре частью крыши, под которым находился очаг. Затем в центре А. стал сооружаться небольшой и неглубокий четырехугольный бассейн (имплювий), над которым сверху оставлялось специальное отверстие для стока дождевой воды
|
|
(комплювий). В эпохи поздней Республики и Империи А. стал одним из парадных помещений римского дома.
АТТИК (от греч. аШкоз — аттический), низкая надстроенная стенка, расположенная над венчающим сооружение карнизом (в римской архитектуре — обычно на триумфальных арках). Предназначен для памятной надписи или барельефа.
БАЗИЛИКА (от греч. ЪазШке — царский дом), прямоугольное здание, внутри разделенное продольными рядами колонн или столбов на несколько частей (т. н. нефы).
В Афинах Б. называлось место заседания первого архонта — базилея. Его трон находился в конце среднего нефа Б., в нише, завершающей неф полукруглой или прямоугольной апсиды.
В римском градостроительстве Б. — торговый или судебный зал, размещавшийся, как правило, на территории Форума. Самыми древними считаются Б. в Помпеях (II в. до н. э.), а также Порциева Б., построенная ок. 184 г. до н. а
Среди других выдающихся памятников базили-кальной архитектуры — Б. Эмилия (179 г. до н. а), Юлия (12 г. н. а), Ульпия (113 г. н. а), Максенция (также называется Б. Константина, поскольку в 315 г. н. а была закончена императором Константином).
Все эти сооружения (кроме помпейской Б.) находятся в Риме. Б. стала основой храмового зодчества в эпоху Средневековья и получила дальнейшую разработку в византийской, романской и готической архитектуре. Базиликальный тип
|
|
АНТИЧНОСТЬ
храма позднее использовался и в зодчестве Возрождения и барокко.
БЕРЛИНСКИЙ ХУДОЖНИК, также — берлинский вазописец, мастер вазописи эпохи аттического краснофигурного стиля первой половины V в. до
н. э., предшественник ранней классики. Расписывал сосуды большого и среднего размера, в частности берлинскую амфору 2160, по которой и был назван. Ваза представляет собой наиболее характерный образец творческой манеры художника, наследие которого насчитывает ок. 250 произведений. Б. х. предпочитал однофигурный декоративный рисунок, что в особенности часто можно встретить в вазах из Этрурии и Нолы.
БРИГ (Вгу§оз), выдающийся древнегреческий аттический гончар, работавший ок. 500-480 г. до н. э. Сохранилось 13 ваз с его подписью. Они расписаны в краснофигурном стиле, сюжеты их отличает большое разнообразие, поскольку над ними работали разные мастера.
В числе сюжетов росписей на сосудах из мастерской Б. — эпизоды героических мифов, изображения пирушек, бытовые сцены. Чаши Б. отличает благородство пропорций, изящество обработки. Среди мастеров, которые расписывали сосуды, выделяется талантливый художник, которого принято называть «вазописец Брига». Наиболее известные его произведения: ваза «Приам перед Ахиллом», килики «Взятие Трои», «Последствия
Вазописец Брига. Последствия симпосия. Роспись внутренней стороны килика. Ок. 490 г. до н. э.
Вазописец Брига. Менада. Роспись внутренней
стороны килика «Дионис с менадами
и сатирами». Ок. 490 г. до н. э.
симпосия», «Гера и Ирида, преследуемые свитой Диониса», «Дионис с менадами и сатирами».
Литература:
Горбунова К. С, Передольская А. А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.
БУКРАНИЙ (греч., букв. — бычья голова), орнамент в виде бычьих черепов, распространенный в греко-римском искусстве в качестве декоративного элемента. Возможно, представляет собой отго-