Первобытное искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Первобытное искусство


АНТИЧНОСТЬ



Медведи. Пещера Экаин. Ок. XVII тыс. до н. э.

деле, громадный живот и грудь таких каменных фигурок символизировали мощь плодоносящей природы и рождающей плоти. Это было жизненно необходимым и не могло не считаться прекрасным и достойным запечатления. Но в гораздо большей степени роль таких фигурок была ритуальной. Об­разцы подобных фигурок найдены и в Западной Европе (Австрии, Франции), и на территории России. К ориньякскому периоду относятся и пер­вые сохранившиеся образцы художественной резь­бы. Это в большинстве своем гравировка на кости и камне. Известны и рельефные изображения (ре­льефы из Лоссели, Франция). На них высечены фи­гуры охотников с копьями, зверей; на одной из плит — женщина с бычьим рогом в руке, возмож­но, совершающая обряд. В мадленскую эпоху образ зверя в П. и. приобрел гораздо более конкретные и жизненные черты, чем прежде. П. и. постепенно приходит к более ясному пониманию строения и формы тела, к умению передавать не только про­порции, но и движение.

Нередко характер П. и. определяют как наивно-реалистический. Большинство его памятников дей­ствительно отличает замечательная живость и уз­наваемость изображенных сюжетов. Меткая и острая наблюдательность первобытных художни­ков определялась их повседневным опытом и хоро­шим знанием тех явлений природы и существ, ко­торые фигурируют в рисунках. С другой стороны, нельзя назвать это в полном смысле слова реализ-


мом, поскольку у нас нет достаточных причин счи­тать такие произведения образцом художествен­ной деятельности в полном смысле этого слова. И все же в памятниках П. и. уже присутствует, хотя и частично, момент обобщения, типизации, поиска характерных для данного животного выразитель­ных свойств. Именно этот лаконизм и обобщенность в сочетании с поразительной точностью наблюде­ния и служат залогом непреходящего художе­ственного значения П. и. Оно еще не знает законов

,1

передачи пространства, соподчинения масштабов изображения; в нем — и это чрезвычайно харак­терно — отсутствует представление не только о композиции, но и о целостности произведения, его отграниченности от того пространства или плоскости, на которой оно располагается.

Значительную часть памятников П. и. составляют природные образы в виде персонификаций, оду­хотворяющих природные явления. С очень суще­ственными оговорками к П. и. применимо понятие стиля. Нет сомнений, что основную роль в единооб­разии и узнаваемости росписей той или иной облас­ти играла традиция.


Бизон. Альтамира. Ок. XV тыс. до н. э.

В эпоху позднего палеолита складываются и за­чатки архитектуры, имеющей чисто практический смысл. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими куполообразными постройками, при­мерно на треть углубленными в землю, иногда с длинными входами в виде тоннеля. Такой тип по­стройки надолго сохранился в культовом зодчестве уже в историческое время. Новые тенденции и выразительные приемы в П. и. связаны с изменени­ями в образе жизни и трудовой деятельности древних людей (в частности, переходом от охоты к земледелию и скотоводству). Появились изобра­жения, передающие более сложные и отвлечен-






ные понятия. Сильнее, чем прежде, развилось де­коративное направление, сложившееся уже в ис­кусстве палеолита. Орнамент повсеместно применя­ется как для украшения утвари, одежды, жилища, так и для магического наделения их владельцев си­лой и неуязвимостью. В эпохи неолита и энеолита, а также отчасти в бронзовом веке у древних племен Египта, Индии, Передней и Малой Азии распрост­раняется искусство, связанное с земледельческими обрядами и мифологией. Оно ярче всего представ­лено крашеной керамикой с геометрическим орна­ментом, который сочетается с изображениями жи­вотных и стилизованными человеческими фигурами. Черты этого искусства сохранились в памятниках эгейской керамики раннего геометрического перио­да. С помощью геометрических узоров, покрываю­щих сосуды, закреплялись навыки построения упорядоченной композиции и вместе с тем возни­кала особая область художественной деятельнос­ти — прикладное искусство. Возможно, что куль­товый смысл первых геометрических орнаментов был связан с поклонением солнцу и воде как важ­нейшим для земледелия природным силам.


Жизненную выразительность постепенно обрета­ет и скульптура. Зодчество этих эпох представле­но архитектурой общинных поселений (многоком­натные дома из сырца в Месопотамии, постройки из прутьев в Трипольской культуре). Особенностью планировки трипольских поселений было располо­жение домов по концентрическим кругам или ова­лам. Входы были обращены к центру поселения, где находилось открытое пространство, служив­шее загоном для скота. Прямоугольные дома с полом из глиняных плит имели прямоугольные двери и круглые окна. Стены, сделанные из обмазанного глиной плетня, внутри украшались росписью. В цент­ре помещения находился крестообразный жертвен­ник из глины, украшенный орнаментом.

К этому времени непосредственная яркость вос­приятия времен палеолита была отчасти утраче­на, но в то же время П. и. стремится к передаче действительности в ее многообразии, к отражению взаимосвязей мира и человека. В искусстве нарас­тает схематичность, но одновременно появляются первые примеры повествовательности, попытки передать то или иное событие. Все более важную роль начинают играть изображения людей в сценах охоты или битвы. Центральной темой П. и. стано­вится жизнь рода. Новые задачи потребовали вни­мания к композиции, к приемам подробного, дета­лизированного изображения людей.

Последний этап истории первобытного общества характеризуется важнейшими событиями в области искусства. К этому времени появляется ранее не встречавшийся тип архитектурных сооружений — крепости. Особенно характерны т. н. циклопические крепости, возводимые из огромных монолитных глыб без какого-либо связующего раствора. Ярчай­шие образцы таких сооружений имеются и в куль­туре исторического времени. Особенно долго они сохранялись у зодчих эгейского мира, в городах Микены и Тиринф. В Центральной Европе распрос­транились поселения, укрепленные земляными ва­лами — т. н. городища. Наряду с оборонительными сооружениями, на поздних этапах истории П. и. по­лучили распространение т. н. мегалитические пост­ройки. Первые их образцы относятся к эпохе неоли­та Это постройки разнообразного, порою неясного до конца назначения из громадных камней. Целые аллеи стоящих вертикально огромных камней — менгиров — встречаются в Закавказье и Западной Европе, по берегу моря (например, знаменитая ал­лея менгиров в Бретани). Другой тип мегалитичес­кого сооружения — дольмен — представлял собой гробницу из поставленных вертикально циклопи­ческих монолитов, перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами. Сооружения такого




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: