ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Первобытное искусство
АНТИЧНОСТЬ
Медведи. Пещера Экаин. Ок. XVII тыс. до н. э.
деле, громадный живот и грудь таких каменных фигурок символизировали мощь плодоносящей природы и рождающей плоти. Это было жизненно необходимым и не могло не считаться прекрасным и достойным запечатления. Но в гораздо большей степени роль таких фигурок была ритуальной. Образцы подобных фигурок найдены и в Западной Европе (Австрии, Франции), и на территории России. К ориньякскому периоду относятся и первые сохранившиеся образцы художественной резьбы. Это в большинстве своем гравировка на кости и камне. Известны и рельефные изображения (рельефы из Лоссели, Франция). На них высечены фигуры охотников с копьями, зверей; на одной из плит — женщина с бычьим рогом в руке, возможно, совершающая обряд. В мадленскую эпоху образ зверя в П. и. приобрел гораздо более конкретные и жизненные черты, чем прежде. П. и. постепенно приходит к более ясному пониманию строения и формы тела, к умению передавать не только пропорции, но и движение.
|
|
Нередко характер П. и. определяют как наивно-реалистический. Большинство его памятников действительно отличает замечательная живость и узнаваемость изображенных сюжетов. Меткая и острая наблюдательность первобытных художников определялась их повседневным опытом и хорошим знанием тех явлений природы и существ, которые фигурируют в рисунках. С другой стороны, нельзя назвать это в полном смысле слова реализ-
мом, поскольку у нас нет достаточных причин считать такие произведения образцом художественной деятельности в полном смысле этого слова. И все же в памятниках П. и. уже присутствует, хотя и частично, момент обобщения, типизации, поиска характерных для данного животного выразительных свойств. Именно этот лаконизм и обобщенность в сочетании с поразительной точностью наблюдения и служат залогом непреходящего художественного значения П. и. Оно еще не знает законов
,1
передачи пространства, соподчинения масштабов изображения; в нем — и это чрезвычайно характерно — отсутствует представление не только о композиции, но и о целостности произведения, его отграниченности от того пространства или плоскости, на которой оно располагается.
Значительную часть памятников П. и. составляют природные образы в виде персонификаций, одухотворяющих природные явления. С очень существенными оговорками к П. и. применимо понятие стиля. Нет сомнений, что основную роль в единообразии и узнаваемости росписей той или иной области играла традиция.
Бизон. Альтамира. Ок. XV тыс. до н. э. |
В эпоху позднего палеолита складываются и зачатки архитектуры, имеющей чисто практический смысл. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими куполообразными постройками, примерно на треть углубленными в землю, иногда с длинными входами в виде тоннеля. Такой тип постройки надолго сохранился в культовом зодчестве уже в историческое время. Новые тенденции и выразительные приемы в П. и. связаны с изменениями в образе жизни и трудовой деятельности древних людей (в частности, переходом от охоты к земледелию и скотоводству). Появились изображения, передающие более сложные и отвлечен-
|
|
ные понятия. Сильнее, чем прежде, развилось декоративное направление, сложившееся уже в искусстве палеолита. Орнамент повсеместно применяется как для украшения утвари, одежды, жилища, так и для магического наделения их владельцев силой и неуязвимостью. В эпохи неолита и энеолита, а также отчасти в бронзовом веке у древних племен Египта, Индии, Передней и Малой Азии распространяется искусство, связанное с земледельческими обрядами и мифологией. Оно ярче всего представлено крашеной керамикой с геометрическим орнаментом, который сочетается с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами. Черты этого искусства сохранились в памятниках эгейской керамики раннего геометрического периода. С помощью геометрических узоров, покрывающих сосуды, закреплялись навыки построения упорядоченной композиции и вместе с тем возникала особая область художественной деятельности — прикладное искусство. Возможно, что культовый смысл первых геометрических орнаментов был связан с поклонением солнцу и воде как важнейшим для земледелия природным силам.
Жизненную выразительность постепенно обретает и скульптура. Зодчество этих эпох представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные дома из сырца в Месопотамии, постройки из прутьев в Трипольской культуре). Особенностью планировки трипольских поселений было расположение домов по концентрическим кругам или овалам. Входы были обращены к центру поселения, где находилось открытое пространство, служившее загоном для скота. Прямоугольные дома с полом из глиняных плит имели прямоугольные двери и круглые окна. Стены, сделанные из обмазанного глиной плетня, внутри украшались росписью. В центре помещения находился крестообразный жертвенник из глины, украшенный орнаментом.
К этому времени непосредственная яркость восприятия времен палеолита была отчасти утрачена, но в то же время П. и. стремится к передаче действительности в ее многообразии, к отражению взаимосвязей мира и человека. В искусстве нарастает схематичность, но одновременно появляются первые примеры повествовательности, попытки передать то или иное событие. Все более важную роль начинают играть изображения людей в сценах охоты или битвы. Центральной темой П. и. становится жизнь рода. Новые задачи потребовали внимания к композиции, к приемам подробного, детализированного изображения людей.
Последний этап истории первобытного общества характеризуется важнейшими событиями в области искусства. К этому времени появляется ранее не встречавшийся тип архитектурных сооружений — крепости. Особенно характерны т. н. циклопические крепости, возводимые из огромных монолитных глыб без какого-либо связующего раствора. Ярчайшие образцы таких сооружений имеются и в культуре исторического времени. Особенно долго они сохранялись у зодчих эгейского мира, в городах Микены и Тиринф. В Центральной Европе распространились поселения, укрепленные земляными валами — т. н. городища. Наряду с оборонительными сооружениями, на поздних этапах истории П. и. получили распространение т. н. мегалитические постройки. Первые их образцы относятся к эпохе неолита Это постройки разнообразного, порою неясного до конца назначения из громадных камней. Целые аллеи стоящих вертикально огромных камней — менгиров — встречаются в Закавказье и Западной Европе, по берегу моря (например, знаменитая аллея менгиров в Бретани). Другой тип мегалитического сооружения — дольмен — представлял собой гробницу из поставленных вертикально циклопических монолитов, перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами. Сооружения такого
|
|