ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Quot;'Гп": "(з
Парфенон
АНТИЧНОСТЬ
в церковь (Санта-Мария Ротонда) и с VII в. находится во владении Папы Римского. Вплоть до конца XIX в. купол его оставался непревзойденным по своей величине, а сам П. в течение столетий служил образцом здания, перекрытого куполом. Ныне он является национальным мавзолеем, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства (Рафаэль, Б. Перуцци). В честь П. в 1791 г. классицистическая церковь Св. Женевьевы, покровительницы Парижа, была переименована во Французский П. В подражание П. часто строили подобные храмы во многих городах Европы.
Литература:
Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.
ПАРФЕНОН (греч. РагШепоп, от рагШепоз — дева), храм богини Афины Парфенос (Девы) в Афинах, один из величайших памятников древнегреческого искусства. П. построен на месте разрушенного во время Персидской войны храма Афины (вероятно, Гекатомпедона I). Величественный храм занимает центральное место в композиции афинского Акрополя. Постройка началась в 447-438 гг. до н. э. по приказу Перикла, который назначил главным зодчим крупнейшего архитектора Греции Ик-тина, а его помощником стал Калликрат. Скульптурная отделка храма велась под руководством Фидия и была закончена в 432 г. до н. э.
|
|
П. представляет собой мраморный дорический периптер (длина — 69,54 м, ширина — 30,89 м) с 17 колоннами на продольной и 8 — на торцевых сторонах. Высота колонн — 10, 43 м. Иктин обогатил архитектуру дорического храма многими элементами ионического ордера: вместо обычного ше-стиколонного портика на фасадах здания были поставлены великолепные восьмиколонные портики. Колонны стали более стройными, чем в дорических храмах ранних эпох. Кроме того, для украшения здания был использован ионический фриз, сплошной лентой проходящий за колоннами по стене храма. Он изображал шествие во время празд-
Парфенон. Общий вид. 432 г. до н. э.
Круг Фидия. Афинские всадники. Фриз Парфенона. Фрагмент. 432 г. до н. э.
План Парфенона
ника Панафиней. Главная точка зрения на Парфенон — с северо-запада, т. е. с угла здания.
В первоначальный П. можно было войти только с западной стороны. Внутри здание было разделено на две неравные части, как это принято в классическом типе греческого периптера. В главном помещении, окруженном с трех сторон двухъярусной мраморной колоннадой, находилась знаменитая статуя Афины-Девы, выполненная из зол< та
и слоновой кости (хрисоэлефантная). Она была создана Фидием в 447—438 гг. до н. э. Двенадцатиметровая статуя богини возвышалась на невысоком постаменте, украшенном рельефами. Афина была изображена с богиней победы Никой на правой руке, опорой которой служила колонна. Роскошный наряд, шлем, щит и эгида (нагрудник), украшенная в центре маской Медузы горгоны, придавали статуе небывалую торжественность. Лицо, руки и маска богини были выполнены из слоновой кости; одежда и оружие — из золота. В глаза были вставлены драгоценные камни. Все части статуи украшены изображением мифологических сцен. Известно, что в рельефе на щите Афины Фидий
|
|
изобразил себя в образе легендарного архитектора и скульптора Дедала, а Перикла — в облике афинского героя Тесея. В V в. н. э. статуя Афины была увезена в Константинополь, где спустя столетие погибла во время пожара.
С запада к святилищу примыкала сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза и городской архив. Одновременно это помещение служило комнатой жриц Афины, где девушки ткали священную одежду, которую жители города приносили в дар богине. Все скульптурные украшения П., кроме статуи Афины, были выполнены учениками Фидия, но под руководством мастера. Имена некоторых из них сохранились в истории. Предполагается, что сам Фидий создал общую композицию ансамбля и, возможно, сделал рисунки, по которым работали мастера. Фриз фасада был украшен 92 метопами с изображениями битв греков с кентаврами, схватки афинских героев с амазонками, борьбы олимпийских богов и гигантов. Метопы также содержали отдельные сцены из Троянской войны и жизни Эрихтония, сына бога Гефеста и легендарного царя Афин. Тема восточного фронтона храма — миф о рождении Афины из головы громовержца Зевса; западного — спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой. До настоящего времени сохранились лишь метопы южной стороны.
В скульптурах П. воплощена эстетическая программа Перикла: «Мы любим красоту, состоящую в простоте, и мудрость без изнеженности». Творения Фидия воспитывали сознание греков в не меньшей степени, чем трагический театр.
И отличался исключительной соразмерностью частей, органичным синтезом дорического и ионического ордеров, величием и глубокой человечностью архитектурных и скульптурных образов. Совершенные пропорции храма, точный расчет его масштабов по отношению к холму Акрополя делают П. шедевром греческого зодчества. Все линии храма представляются идеально правильными. Но П. построен с учетом особенностей человеческого зрения. Прямая линия основания, на котором возведен храм, так же как линия архитрава, в действительности слегка изогнута, т. к. идеальная прямая линия производила бы оптическое впечатление вогнутой. Поэтому подиум и ступени, ведущие к основанию здания, строители сделали в центре выше на 10 см, чем по краям. По этим же соображениям угловые колонны П. более массивны и ближе подвинуты к соседним, чем центральные, иначе при дневном освещении они показались бы слишком тонкими. Кроме того, колонны слегка наклонены к центру здания, хотя и кажутся строго вертикальными.