double arrow
Парфенон

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Quot;'Гп": "(з

Парфенон


АНТИЧНОСТЬ



 
 



в церковь (Санта-Мария Ротонда) и с VII в. нахо­дится во владении Папы Римского. Вплоть до кон­ца XIX в. купол его оставался непревзойденным по своей величине, а сам П. в течение столетий служил образцом здания, перекрытого куполом. Ныне он является национальным мавзолеем, где погребены выдающиеся деятели итальянского ис­кусства (Рафаэль, Б. Перуцци). В честь П. в 1791 г. классицистическая церковь Св. Женевьевы, покро­вительницы Парижа, была переименована во Французский П. В подражание П. часто строили подобные храмы во многих городах Европы.

Литература:

Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

ПАРФЕНОН(греч. РагШепоп, от рагШепоз — дева), храм богини Афины Парфенос (Девы) в Афи­нах, один из величайших памятников древнегре­ческого искусства. П. построен на месте разрушен­ного во время Персидской войны храма Афины (вероятно, Гекатомпедона I). Величественный храм занимает центральное место в композиции афинс­кого Акрополя. Постройка началась в 447-438 гг. до н. э. по приказу Перикла, который назначил глав­ным зодчим крупнейшего архитектора Греции Ик-тина, а его помощником стал Калликрат. Скульп­турная отделка храма велась под руководством Фидия и была закончена в 432 г. до н. э.

П. представляет собой мраморный дорический периптер (длина — 69,54 м, ширина — 30,89 м) с 17 колоннами на продольной и 8 — на торцевых сторонах. Высота колонн — 10, 43 м. Иктин обога­тил архитектуру дорического храма многими эле­ментами ионического ордера: вместо обычного ше-стиколонного портика на фасадах здания были поставлены великолепные восьмиколонные порти­ки. Колонны стали более стройными, чем в дори­ческих храмах ранних эпох. Кроме того, для укра­шения здания был использован ионический фриз, сплошной лентой проходящий за колоннами по сте­не храма. Он изображал шествие во время празд-





Парфенон. Общий вид. 432 г. до н. э.


Круг Фидия. Афинские всадники. Фриз Парфенона. Фрагмент. 432 г. до н. э.


       
   
 
 

План Парфенона


ника Панафиней. Главная точка зрения на Парфе­нон — с северо-запада, т. е. с угла здания.

В первоначальный П. можно было войти только с западной стороны. Внутри здание было разделе­но на две неравные части, как это принято в классическом типе греческого периптера. В глав­ном помещении, окруженном с трех сторон двухъя­русной мраморной колоннадой, находилась знаме­нитая статуя Афины-Девы, выполненная из зол< та







и слоновой кости (хрисоэлефантная). Она была со­здана Фидием в 447—438 гг. до н. э. Двенадцатимет­ровая статуя богини возвышалась на невысоком по­стаменте, украшенном рельефами. Афина была изображена с богиней победы Никой на правой руке, опорой которой служила колонна. Роскош­ный наряд, шлем, щит и эгида (нагрудник), укра­шенная в центре маской Медузы горгоны, прида­вали статуе небывалую торжественность. Лицо, руки и маска богини были выполнены из слоновой кости; одежда и оружие — из золота. В глаза были вставлены драгоценные камни. Все части статуи украшены изображением мифологических сцен. Из­вестно, что в рельефе на щите Афины Фидий


изобразил себя в образе легендарного архитектора и скульптора Дедала, а Перикла — в облике афинского героя Тесея. В V в. н. э. статуя Афины была увезена в Константинополь, где спустя сто­летие погибла во время пожара.

С запада к святилищу примыкала сокровищни­ца, где хранилась казна Афинского морского союза и городской архив. Одновременно это помещение служило комнатой жриц Афины, где девушки ткали священную одежду, которую жители города приносили в дар богине. Все скульптурные укра­шения П., кроме статуи Афины, были выполнены учениками Фидия, но под руководством мастера. Имена некоторых из них сохранились в истории. Предполагается, что сам Фидий создал общую композицию ансамбля и, возможно, сделал рисун­ки, по которым работали мастера. Фриз фасада был украшен 92 метопами с изображениями битв греков с кентаврами, схватки афинских героев с амазонками, борьбы олимпийских богов и гиган­тов. Метопы также содержали отдельные сцены из Троянской войны и жизни Эрихтония, сына бога Гефеста и легендарного царя Афин. Тема восточно­го фронтона храма — миф о рождении Афины из головы громовержца Зевса; западного — спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой. До настоящего времени сохранились лишь метопы южной стороны.

В скульптурах П. воплощена эстетическая про­грамма Перикла: «Мы любим красоту, состоящую в простоте, и мудрость без изнеженности». Творе­ния Фидия воспитывали сознание греков в не меньшей степени, чем трагический театр.

И отличался исключительной соразмерностью частей, органичным синтезом дорического и иони­ческого ордеров, величием и глубокой человечнос­тью архитектурных и скульптурных образов. Со­вершенные пропорции храма, точный расчет его масштабов по отношению к холму Акрополя дела­ют П. шедевром греческого зодчества. Все линии храма представляются идеально правильными. Но П. построен с учетом особенностей человеческого зрения. Прямая линия основания, на котором возве­ден храм, так же как линия архитрава, в действи­тельности слегка изогнута, т. к. идеальная прямая линия производила бы оптическое впечатление вогнутой. Поэтому подиум и ступени, ведущие к основанию здания, строители сделали в центре выше на 10 см, чем по краям. По этим же сообра­жениям угловые колонны П. более массивны и ближе подвинуты к соседним, чем центральные, иначе при дневном освещении они показались бы слишком тонкими. Кроме того, колонны слегка на­клонены к центру здания, хотя и кажутся строго вертикальными.







Сейчас читают про: