Первобытное искусство. Парфенон. Изображение (реконструкция) центрального зала со статуей Афины

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Первобытное искусство


АНТИЧНОСТЬ



Парфенон. Изображение (реконструкция) центрального зала со статуей Афины

Хорошо сохранившийся храм стал в V в. н. а хри­стианской церковью Святой Марии, а в XV в. — турецкой мечетью. Катастрофическому разруше­нию П. подвергся в 1687 г. (при осаде Акрополя ве­нецианцами во время войны с турками), поскольку служил пороховым складом. В 1801-1803 гг. боль­шая часть скульптур П. была вывезена в Великоб­ританию лордом Элджином и в 1816 г. помещена в Британский музей в Лондоне.

Литерату ра:

Античная скульптура. Греция: Альбом репродукций / Сост. Г. И. Соколов. М., 1965.

Блаватский В. Д. Архитектура античного мира. М., 1939.

ПЕЛИКА (реИке), тип древнегреческой вазы, на­поминающей амфору, но несколько отличающийся от нее пропорциями. Представляет собой расши-


ряющийся книзу сосуд с широким горлом и двумя вертикальными ручками. Утяжеление сосуда в ниж­ней части придает П. по сравнению с амфорой более устойчивый, но одновременно и более грузный вид. П. изготавливались из обожженной глины, использо­вались в качестве сосудов-хранилищ небольших объемов. Расписывались многими известными мас­терами (например, П. мастера Пана, П. с изображе­нием Бусириса),

ПЕОНИЙ, греческий скульптор второй полови­ны V в. до н. э. из Менде (полуостров Халкидика). Из его произведений сохранилась во фрагментах Ника из ансамбля Олимпии, надпись на которой называет П. победителем в состязании на лучший фронтон для храма Зевса в Олимпии. По мнению историка Павсания, П. создал восточный фронтон этого храма.

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО, искусство эпохи первобьггно-общинного строя, возникшее ок XXX тыс. до к а, в период позднего палеолита. Вероятно, не­посредственной причиной возникновения П. и. были потребности практического характера, в том чис­ле необходимость делиться информацией. Немало­важными являются и предполагаемые магические функции тех изображений, что сохранились от древнейших эпох. Некоторые из них несут отчет­ливый отпечаток ритуального назначения, многие могли служить фетишами или тотемами (знаки племени). Однако следует учитывать и собственно эстетическую функцию, которую могли и должны были иметь такие памятники, поскольку она явля­ется одной из естественных, природно присущих человеку как разумному существу. Она подразуме­вает отношение к миру как созерцаемому, пред­назначенному для любования, наделенному не только практическим смыслом и ценностью. Чрезвы­чайно существенна в возникновении П. и. также важ­нейшая и фундаментальная функция культуры — игровая.

Древнейшие этапы развития П. и. относятся к па­леолиту, причем искусство появляется лишь в по­зднем или верхнем палеолите, т. е. за ХЬ-ХХ тыс. до н. э. Оно достигает расцвета в мадленское время (ХХ-ХП тыс. до н. э.); более поздние этапы его развития относятся уже к мезолиту (среднекамен-ному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения металла (медно-бронзо-вому веку). Примерами первых фигурных изобра­жений являются схематические контурные рисун­ки звериных голов на известняке, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция). Произведения же, которые с уверенностью можно отнести к об­ласти изобразительного искусства, появились уже






ками. Именно среди таких фигур преобладают изображения тотемистического характера. Доволь­но типичны и схематические рисунки, по всей ви­димости, являющиеся воспроизведениями жилищ или охотничьих ловушек.

Пещерные росписи исполнялись черной, крас­ной, желтой и коричневой минеральными краска­ми. Иногда (чрезвычайно редко) они создавались в технике, напоминающей барельеф с раскраской. Чаще всего такие выпуклые изображения основы­вались на первоначальной форме камня или куска дерева, сходной с формами животного.

В эпоху позднего палеолита появляются скульп­турные произведения, изображающие как живот­ных, так и человека. Особую роль среди такого рода памятников играют глиняные статуэтки жен­щин, связанные с материнским культом и обряда­ми плодородия. Нередко они называются в архео­логии ориньякско-солютрейскими Венерами В самом



в период ориньякскои культуры, т. е. в самом нача­ле позднего палеолита. Важнейшие памятники этой эпохи П. и. — изображения, найденные в пе­щерах, где преобладают полные движения и жизни фигуры крупных животных, на которых повсемест­но велась охота. Это изображения оленей, зубров, мамонтов, медведей; любопытно появление в та­ких росписях фигурок лошадей, поскольку лошадь у большинства племен еще не была приручена. Чрезвычайно редко изображались растения.

Наибольшим художественным совершенством среди памятников искусства мадленского времени отличаются прославленные пещерные росписи Франции и Испании. Вершиной палеолитической живописи являются изображения животных, вы­полненные двумя или тремя красками с различ­ной степенью тональной насыщенности. В этих изображениях (некоторые из них достигают полу­тора метров в высоту) нередко используются выс­тупы и неровности скал. Таковы неподражаемые по выразительности изображения раненых бизонов и бегущих кабанов в пещере Альтамира. Подобные росписи были найдены также в пещерах Ласко, Монтеспан и мн. др.

В росписях мадленского времени встречаются преимущественно единичные изображения живот­ных, пока не связанные общей композицией. Иног­да они исполнялись непосредственно одно на дру­гом. Между тем в процарапанных рисунках на кости появляются уже изображения целого стада, в которых подробно переданы фигуры, находящи­еся на переднем плане (остальные даны схемати­чески). Гораздо реже встречаются изображения людей или фантастических существ, обладающих одновременно человеческими и звериными призна-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: