ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Первобытное искусство
АНТИЧНОСТЬ
Парфенон. Изображение (реконструкция) центрального зала со статуей Афины
Хорошо сохранившийся храм стал в V в. н. а христианской церковью Святой Марии, а в XV в. — турецкой мечетью. Катастрофическому разрушению П. подвергся в 1687 г. (при осаде Акрополя венецианцами во время войны с турками), поскольку служил пороховым складом. В 1801-1803 гг. большая часть скульптур П. была вывезена в Великобританию лордом Элджином и в 1816 г. помещена в Британский музей в Лондоне.
Литерату ра:
Античная скульптура. Греция: Альбом репродукций / Сост. Г. И. Соколов. М., 1965.
Блаватский В. Д. Архитектура античного мира. М., 1939.
ПЕЛИКА (реИке), тип древнегреческой вазы, напоминающей амфору, но несколько отличающийся от нее пропорциями. Представляет собой расши-
ряющийся книзу сосуд с широким горлом и двумя вертикальными ручками. Утяжеление сосуда в нижней части придает П. по сравнению с амфорой более устойчивый, но одновременно и более грузный вид. П. изготавливались из обожженной глины, использовались в качестве сосудов-хранилищ небольших объемов. Расписывались многими известными мастерами (например, П. мастера Пана, П. с изображением Бусириса),
ПЕОНИЙ, греческий скульптор второй половины V в. до н. э. из Менде (полуостров Халкидика). Из его произведений сохранилась во фрагментах Ника из ансамбля Олимпии, надпись на которой называет П. победителем в состязании на лучший фронтон для храма Зевса в Олимпии. По мнению историка Павсания, П. создал восточный фронтон этого храма.
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО, искусство эпохи первобьггно-общинного строя, возникшее ок XXX тыс. до к а, в период позднего палеолита. Вероятно, непосредственной причиной возникновения П. и. были потребности практического характера, в том числе необходимость делиться информацией. Немаловажными являются и предполагаемые магические функции тех изображений, что сохранились от древнейших эпох. Некоторые из них несут отчетливый отпечаток ритуального назначения, многие могли служить фетишами или тотемами (знаки племени). Однако следует учитывать и собственно эстетическую функцию, которую могли и должны были иметь такие памятники, поскольку она является одной из естественных, природно присущих человеку как разумному существу. Она подразумевает отношение к миру как созерцаемому, предназначенному для любования, наделенному не только практическим смыслом и ценностью. Чрезвычайно существенна в возникновении П. и. также важнейшая и фундаментальная функция культуры — игровая.
Древнейшие этапы развития П. и. относятся к палеолиту, причем искусство появляется лишь в позднем или верхнем палеолите, т. е. за ХЬ-ХХ тыс. до н. э. Оно достигает расцвета в мадленское время (ХХ-ХП тыс. до н. э.); более поздние этапы его развития относятся уже к мезолиту (среднекамен-ному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения металла (медно-бронзо-вому веку). Примерами первых фигурных изображений являются схематические контурные рисунки звериных голов на известняке, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция). Произведения же, которые с уверенностью можно отнести к области изобразительного искусства, появились уже
ками. Именно среди таких фигур преобладают изображения тотемистического характера. Довольно типичны и схематические рисунки, по всей видимости, являющиеся воспроизведениями жилищ или охотничьих ловушек.
Пещерные росписи исполнялись черной, красной, желтой и коричневой минеральными красками. Иногда (чрезвычайно редко) они создавались в технике, напоминающей барельеф с раскраской. Чаще всего такие выпуклые изображения основывались на первоначальной форме камня или куска дерева, сходной с формами животного.
В эпоху позднего палеолита появляются скульптурные произведения, изображающие как животных, так и человека. Особую роль среди такого рода памятников играют глиняные статуэтки женщин, связанные с материнским культом и обрядами плодородия. Нередко они называются в археологии ориньякско-солютрейскими Венерами В самом
в период ориньякскои культуры, т. е. в самом начале позднего палеолита. Важнейшие памятники этой эпохи П. и. — изображения, найденные в пещерах, где преобладают полные движения и жизни фигуры крупных животных, на которых повсеместно велась охота. Это изображения оленей, зубров, мамонтов, медведей; любопытно появление в таких росписях фигурок лошадей, поскольку лошадь у большинства племен еще не была приручена. Чрезвычайно редко изображались растения.
Наибольшим художественным совершенством среди памятников искусства мадленского времени отличаются прославленные пещерные росписи Франции и Испании. Вершиной палеолитической живописи являются изображения животных, выполненные двумя или тремя красками с различной степенью тональной насыщенности. В этих изображениях (некоторые из них достигают полутора метров в высоту) нередко используются выступы и неровности скал. Таковы неподражаемые по выразительности изображения раненых бизонов и бегущих кабанов в пещере Альтамира. Подобные росписи были найдены также в пещерах Ласко, Монтеспан и мн. др.
В росписях мадленского времени встречаются преимущественно единичные изображения животных, пока не связанные общей композицией. Иногда они исполнялись непосредственно одно на другом. Между тем в процарапанных рисунках на кости появляются уже изображения целого стада, в которых подробно переданы фигуры, находящиеся на переднем плане (остальные даны схематически). Гораздо реже встречаются изображения людей или фантастических существ, обладающих одновременно человеческими и звериными призна-