Античность. Рода иногда находятся внутри гробниц-курганов, выполняя функции усыпальницы

Пергамский алтарь




рода иногда находятся внутри гробниц-курганов, выполняя функции усыпальницы.

Наиболее сложный тип мегалитических построек представляют собой кромлехи. Примерами служат древние святилища Эубери и Стоунхендж на юге Англии. В Стоунхендже центральная площадка с большой каменной плитой-жертвенником окру­жена четырьмя концентрическими рядами верти­кально поставленных камней. Два из четырех ко­лец состоят из сравнительно небольших менгиров; другие два образованы рядами гигантских камен­ных глыб. Некоторые из камней внешнего круга перекрыты каменными плитами (вероятно, они были подняты наверх с помощью земляных насы­пей). Необычные размеры, использование привоз­ного камня, ориентировка на точку летнего солнце­стояния — все это позволяет предположить, что Стоунхендж был либо святилищем солнца, либо древнейшей обсерваторией. Воздействие техники и стиля мегалитических сооружений ощущается в некоторых погребальных памятниках Египта до-династического периода.

В археологии и историческом искусствознании по сей день остается открытым вопрос о том, яв­ляются ли мегалитические сооружения, особенно менгиры, остатками архитектурных памятников или древнейшими монументальными скульптура­ми. Во многих районах Европы встречаются создан­ные в этот же период грубо высеченные менгиро-образные статуи, порою увенчанные каменной головой животного или изображением челове­ческого лица. К скульптурам такого рода отно­сятся и распространенные в Сибири каменные сте­лы, в нижней части которых невысоким рельефом или резьбой изображено человеческое лицо. По всей Европе распространены каменные мегалиты, изображающие женскую фигуру, вероятно, боже­ство материнства и плодородия.

Новое развитие получает и прикладное искусст­во, обогатившееся в последний период изделиями из серебра и золота, в том числе сосудами и укра­шениями. Такие украшения могли покрываться примитивной гравировкой, причем в тематике изображений впервые начинает появляться пей­заж. У племен, сохранивших охотничий и скотовод­ческий уклад, в конце бронзового века широко распространяется т. н. «звериный» стиль.

Появлению новых образов и изобразительных приемов способствовали культурные связи с более развитыми цивилизациями, однако во всех перво­бытных культурах такого рода контакты вели не к прямому заимствованию, а к оригинальному творческому усвоению элементов высокоразвитых художественных культур.


Литература:

Абрамова 3. А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.-Л., 1966.

Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусст­во. М., 1973.


Ника. Рельеф большого фриза Пергамского алтаря. Фрагмент. Ок. 180 г. до н. э

ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ, архитектурное соору­жение с необыкновенным по своим художествен­ным качествам и громкой славе скульптурным фризом. Знаменитый алтарь был построен ок. 180 г. до н. э. на акрополе г. Пергама, столицы небольшо­го эллинистического государства в Малой Азии. Он воздвигнут во славу Зевса по приказу царя Эвмена П и посвящен победе пергамского царя Аттала I над племенем галатов, одержанной в конце III в. до н. э. П. а., как и многие античные произведения, — па­мятник городской славы. На стенах дворика, окру­жающего П. а., изображены эпизоды жизни мифи­ческого основателя города, Телефа. В эту эпоху в Пергаме особенно высоко ценилось искусство Афин и почиталась сама богиня и ее родитель Зевс. Однако в культуре Пергама эти образы начинают приобретать ряд черт, объединяющих их с восточ­ными божествами. В особенности характерно сбли­жение образа Афины с богиней Кибелой. Но непре-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: