Римский скульптурный портрет

Римский скульптурный портрет

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




скульптуре ранней Империи были очень сильны тенденции к идеализации; отчасти сглаживались индивидуальные особенности, которые так тонко выявляли в скульптурных портретах мастера эпохи поздней Республики. Вместе с тем в произведения смело вводятся светотеневые контрасты, элементы передачи движения. Более рафинированной стано­вится передача деталей прически, одежды, что предвосхищает стиль портретов эпохи Флавиев.

Период династии Флавиев (вторая половина I в. н. а) — время высочайших достижений в искусстве скульптурного портрета. Лучшие произведения этой эпохи соединяют в себе точность и яркую ин-дивидуализированность с гораздо более многосто­ронней, чем прежде, передачей неповторимого че­ловеческого характера. Сменились и стилевые ориентиры: если мастера времени Августа подра­жали искусству поздней греческой классики (глав­ным образом работам Леохара), то портретистам эпохи Флавиев были ближе памятники эллинисти­ческой скульптуры.

Лучшие памятники флавиевской эпохи — порт­рет Вителлия, с исключительной яркостью вопло­тивший облик императора; а также знаменитый портрет Веспасиана, основателя династии Флави­ев, поражающий своей достоверностью и психоло­гическим мастерством. Веспасиан, талантливый и весьма циничный политик, автор известного вы­ражения «деньги не пахнут», изображен пожи­лым, проницательным и не лишенным ядовитой иронии человеком, властное выражение лица ко­торого оживлено скрытой лукавой усмешкой. Сви­детельства историков подтверждают точность тех характеристик, которые римские мастера давали историческим деятелям. Еще резче и острее ха­рактеристика личности отражена в портретах бан­кира Цецилия Юкунлда, а также надменной моло­дой дамы в высокой прическе из затейливо уложенных локонов. Этот мраморный портрет отли­чается особенным техническим мастерством в работе с материалом. Примером монументального парадно­го портрета этой эпохи служит статуя императора Нервы (вторая половина I в. н а), изображенного в традиционной позе Юпитера, сидящего на троне. Впервые в Р. с. п. появляется некоторый диссонанс между торжественным парадным обликом и явно заметными чертами пресыщенности, утомления и дряхлости в лице императора.

Если портреты августовской эпохи очень похожи в трактовке образов, объединяющей разных персо­нажей в едином настроении спокойного самообла­дания, то мастера второй половины века стремят­ся к более конкретной передаче настроения минуты, эмоционального состояния портретируе-




АНТИЧНОСТЬ



       
   
 
 


Траян. Начало II в. н. э.

Каракалла. 211-217 гг. н. э.

мого. В построении лиц подчеркивается асиммет­рия, моделировка отличается стремлением к нату­ралистической передаче подробностей облика. Композиция портретов носит более динамический характер. Одной из наиболее выразительных работ является портрет императора Траяна. Возвраще-


ние идеалов греческой классики в Р. с. п. происх -дит в эпоху Адриана. Для скульптуры этого перио­да типично и увлечение эллинистическим искусст­вом с характерными для него лирическими, интимными образами. Примером портретов такого рода являются многочисленные статуи любимца Адриана, прекрасного юноши Антиноя. В искусстве этой эпохи примечательно изменение самого представления о знатном римлянине. Исчезают во­левые, энергичные лица, и на смену им приходят портреты людей, охваченных раздумьем, погру­женных в себя, застигнутых в момент неясного по­рыва. Лица приобретают неведомую прежним мас­терам сложность, одухотворенность.

Для портрета эпохи Антонинов очень характерно новое изображение глаз: веки выполняются слегка опущенными, прикрывающими зрачок. С этого времени радужная оболочка и зрачок, не переда­вавшиеся раньше средствами пластики, начинают выполняться в мраморе глубокими штрихами. В об­работке материала используется контрастная фак­тура лица, исполняемого тщательной полировкой, и прически, обработанной живописными разнооб­разными врезами, создающими игру светотени. Об­разец Р. с. п. времени Антонинов — т. н. Портрет си-риянки, в котором сочетаются точность в передаче этнического типа и глубина образной характеристи­ки. Однако найденные приемы очень скоро стали применяться в качестве обязательных вне зависи­мости от характера модели, что повлекло за собой схематизацию портрета и снижение общего худо­жественного уровня.

Жанр Р. с. п. переживает краткий подъем в эпоху правления Северов. Вершиной портретного реа­лизма этой эпохи является портрет императора Каракаллы, отмеченный беспощадной правдиво­стью характеристики и одновременно виртуозным мастерством. Сложности и глубине замысла соот­ветствуют динамизм композиции (император изоб­ражен в резком повороте) и тщательность пласти­ческой проработки портрета. С течением времени достоверность и обобщенный характер образа на­чинают исчезать из этого жанра.

В портретах поздней Империи усиливаются две тенденции: внешнее упрощение образа и нараста­ние в нем внутреннего напряжения, острой эксп­рессии. Она может проявляться как в повышенной нервной одухотворенности, так и в пафосе грубой силы и энергии. Но при этом склонность римских мастеров к схематизации сохраняется, что приво­дит в дальнейшем к условности Р. с. п. Античный эстетический идеал к этому времени оказывается безвозвратно утраченным. Человеческая красота, личностная неповторимость перестают быть бес­спорными ценностями, и то духовное напряжение.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: