Римский скульптурный портрет
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
скульптуре ранней Империи были очень сильны тенденции к идеализации; отчасти сглаживались индивидуальные особенности, которые так тонко выявляли в скульптурных портретах мастера эпохи поздней Республики. Вместе с тем в произведения смело вводятся светотеневые контрасты, элементы передачи движения. Более рафинированной становится передача деталей прически, одежды, что предвосхищает стиль портретов эпохи Флавиев.
Период династии Флавиев (вторая половина I в. н. а) — время высочайших достижений в искусстве скульптурного портрета. Лучшие произведения этой эпохи соединяют в себе точность и яркую ин-дивидуализированность с гораздо более многосторонней, чем прежде, передачей неповторимого человеческого характера. Сменились и стилевые ориентиры: если мастера времени Августа подражали искусству поздней греческой классики (главным образом работам Леохара), то портретистам эпохи Флавиев были ближе памятники эллинистической скульптуры.
|
|
Лучшие памятники флавиевской эпохи — портрет Вителлия, с исключительной яркостью воплотивший облик императора; а также знаменитый портрет Веспасиана, основателя династии Флавиев, поражающий своей достоверностью и психологическим мастерством. Веспасиан, талантливый и весьма циничный политик, автор известного выражения «деньги не пахнут», изображен пожилым, проницательным и не лишенным ядовитой иронии человеком, властное выражение лица которого оживлено скрытой лукавой усмешкой. Свидетельства историков подтверждают точность тех характеристик, которые римские мастера давали историческим деятелям. Еще резче и острее характеристика личности отражена в портретах банкира Цецилия Юкунлда, а также надменной молодой дамы в высокой прическе из затейливо уложенных локонов. Этот мраморный портрет отличается особенным техническим мастерством в работе с материалом. Примером монументального парадного портрета этой эпохи служит статуя императора Нервы (вторая половина I в. н а), изображенного в традиционной позе Юпитера, сидящего на троне. Впервые в Р. с. п. появляется некоторый диссонанс между торжественным парадным обликом и явно заметными чертами пресыщенности, утомления и дряхлости в лице императора.
Если портреты августовской эпохи очень похожи в трактовке образов, объединяющей разных персонажей в едином настроении спокойного самообладания, то мастера второй половины века стремятся к более конкретной передаче настроения минуты, эмоционального состояния портретируе-
АНТИЧНОСТЬ
|
|
Траян. Начало II в. н. э. |
Каракалла. 211-217 гг. н. э.
мого. В построении лиц подчеркивается асимметрия, моделировка отличается стремлением к натуралистической передаче подробностей облика. Композиция портретов носит более динамический характер. Одной из наиболее выразительных работ является портрет императора Траяна. Возвраще-
ние идеалов греческой классики в Р. с. п. происх -дит в эпоху Адриана. Для скульптуры этого периода типично и увлечение эллинистическим искусством с характерными для него лирическими, интимными образами. Примером портретов такого рода являются многочисленные статуи любимца Адриана, прекрасного юноши Антиноя. В искусстве этой эпохи примечательно изменение самого представления о знатном римлянине. Исчезают волевые, энергичные лица, и на смену им приходят портреты людей, охваченных раздумьем, погруженных в себя, застигнутых в момент неясного порыва. Лица приобретают неведомую прежним мастерам сложность, одухотворенность.
Для портрета эпохи Антонинов очень характерно новое изображение глаз: веки выполняются слегка опущенными, прикрывающими зрачок. С этого времени радужная оболочка и зрачок, не передававшиеся раньше средствами пластики, начинают выполняться в мраморе глубокими штрихами. В обработке материала используется контрастная фактура лица, исполняемого тщательной полировкой, и прически, обработанной живописными разнообразными врезами, создающими игру светотени. Образец Р. с. п. времени Антонинов — т. н. Портрет си-риянки, в котором сочетаются точность в передаче этнического типа и глубина образной характеристики. Однако найденные приемы очень скоро стали применяться в качестве обязательных вне зависимости от характера модели, что повлекло за собой схематизацию портрета и снижение общего художественного уровня.
Жанр Р. с. п. переживает краткий подъем в эпоху правления Северов. Вершиной портретного реализма этой эпохи является портрет императора Каракаллы, отмеченный беспощадной правдивостью характеристики и одновременно виртуозным мастерством. Сложности и глубине замысла соответствуют динамизм композиции (император изображен в резком повороте) и тщательность пластической проработки портрета. С течением времени достоверность и обобщенный характер образа начинают исчезать из этого жанра.
В портретах поздней Империи усиливаются две тенденции: внешнее упрощение образа и нарастание в нем внутреннего напряжения, острой экспрессии. Она может проявляться как в повышенной нервной одухотворенности, так и в пафосе грубой силы и энергии. Но при этом склонность римских мастеров к схематизации сохраняется, что приводит в дальнейшем к условности Р. с. п. Античный эстетический идеал к этому времени оказывается безвозвратно утраченным. Человеческая красота, личностная неповторимость перестают быть бесспорными ценностями, и то духовное напряжение.