double arrow

Искусство Древнего мира. Сия — является шедевром поздней архаики. На внутренней поверхности чаши изображен ахилл, перевязывающий раненого патрокла

Театр

Стиль Камарес

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




сия — является шедевром поздней архаики. На внутренней поверхности чаши изображен Ахилл, перевязывающий раненого Патрокла.

СТИЛЬ КАМАРЕС, знаменитый тип керамичес­ких изделий среднеминойского периода (XIX-XVIII вв. до н. э., см. Минойская керамика). Наиме­нован по месту, где были сделаны первые находки (грот около Камареса в центре острова Крит). Представляют собой вазы с очень тонкими стенка­ми, расписанные по черному фону главным обра­зом белой, красной и оранжевой красками. Вазы С. К. — наиболее совершенный образец минойского искусства керамики.

СТРОГИЙ СТИЛЬ, фаза развития греческого искусства с 500 по 450 г. до н. э., входящая в хроно­логически более крупный период ранней классики. В вазописи черты С. с. проявились уже в последней четверти VI в. до н. э. и были представлены яснос­тью и монументальным характером композиции, попытками мастеров передать трехмерность фигур. Скульптуре С. с. присуща подчеркнутая объемность построений и преодоление орнаментальности арха­ической манеры. Ионические традиции в изобрази­тельном искусстве, еще заметные в период по­здней архаики (первая четверть V в. до н. э.), стали


активно вытесняться. Ранняя классика (вторая чет­верть столетия) постепенно уступает место зрело­му классическому стилю (один из последних памят­ников С. с. — метопы храма Зевса в Олимпии, 468-456 гг. до н. э.). В С. с. искусство полисов впер­вые достигает апогея и продолжается в период высокой классики.

ТАНАГРСКАЯ СКУЛЬПТУРА, знаменитые па­мятники позднеклассической мелкой пластики, происходящие из мастерских скульпторов г. Танаг­ры в Беотии, области в Средней Греции. Первые образцы Т. с. относятся к микенской эпохе (Ш-П тыс. до н. э.). В VIII—VII вв. до н. э. Беотия выступала в Пелопоннесской войне на стороне Спарты про­тив Афин. Некоторые сохранившиеся фигурки из Танагры, относящиеся к VII-VI вв. до н. э., т. е. к эпохе гомеровской Греции, воспроизводят фор­мы геометрического стиля. По таким статуэткам можно составить некоторое представление о том, как выглядели древнейшие культовые статуи-идолы (ксоаны).

В эпоху поздней классики и эллинизма тяга к изображению частной жизни человека, к поэти­ческой интерпретации жанрово-бытовых мотивов обусловила расцвет мелкой пластики, характер­ным примером которой является Т. с. Аттика и Бе-







Кувшин стиля Камарес из дворца в Фесте. Ок. 1850 г. до н. э.


Пифос стиля Камарес из дворца в Фесте. Ок. 1850 г. до н. э.



АНТИЧНОСТЬ





Статуэтки из Танагры. VI в. до н. э.


Сидящая девушка из Танагры. Конец IV — начало III в. до н. э.


Стоящая девушка из

Танагры. Конец IV —

начало III в. до н. э.



отия, в частности Танагра, становятся крупными центрами терракотовой скульптуры. О высоком уровне искусства малых форм в этот период сви­детельствуют живая грация изображенной натуры и острая наблюдательность авторов таких произве­дений. На большинстве статуэток сохранилась изящная раскраска, позволяющая сделать вывод, что многоцветное решение камерной скульптуры зачастую бывало гораздо более тонким, чем в мо­нументальных произведениях. Легкий и нежный ко­лорит — фисташково-зеленые, светло-голубые, розоватые тона — подчеркивает радостный и гра­циозный характер образов. К излюбленным сюже­там относятся мифологические эпизоды, тракто­ванные в жанровом плане, а также чисто бытовая тематика. Преобладают изображения женских фи­гурок, кроме того, популярны динамичные по пластическому замыслу статуэтки, изображающие актеров, мимов, а иногда и гротескных персона­жей, героев комедий и фарсов (сварливая старуха, ростовщик-меняла и т. п.). По художественному типу и тематике Т. с. близки статуэтки малоазийс-кого происхождения. Они отличаются более яркой раскраской, хотя и уступают Т. с. в отношении изя­щества пропорций.

ТЕАТР (от греч. Й1еа1хоп — место для зрелищ, собраний), здание для представления трагедий и комедий в античных городах. Поскольку театраль-


ные представления родились в Греции, именно там стали в классический период строить мону­ментальные театральные здания, состоящие из театрона, орхестры и скены. Греческий Т. соору­жался амфитеатром на склоне холма, у подножия которого располагались орхестра и скена. Места для зрителей высекались прямо в склоне холма.

Орхестра представляла собой круглую площадку для выступления хора и актеров, театрон (места для зрителей) окружал орхестру на три четверти ее периметра. Вокруг орхестры устраивался канал для стока дождевой воды, перекрытый каменными плитами. За невысокой балюстрадой и широким проходом, в первых рядах театрона, располага­лись мраморные кресла для жрецов и высших лиц полиса. Так, в афинском театре Диониса в центре ряда стояло кресло для верховного жреца этого божества, тем более что театральные представ­ления являлись частью дионисийских празднеств. Скена являлась пристройкой для переодевания участников представления и хранения театрально­го реквизита. До IV в. до н. э. театрон и скена были деревянными, и только позднее их стали строить как монументальные каменные сооружения. В част­ности, скена стала к III в. до н. э. прямоугольным двухэтажным зданием с невысоким портиком проскением (просцениумом). Его плоская кровля (логейон) являлась основной игровой плошал:-:: в то время как на орхестре помещался хор. Г;:га:-:





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: