ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
АНТИЧНОСТЬ
нума и Стабий (см. Полтейский стиль). Широкой популярностью пользуется искусство мозаики, которое в римской культуре периода республики достигло особенного разнообразия и совершенства, став одним из основных видов декора. Многие картины греческих художников, перевезенные римлянами в Италию, скоро стали предметом копий и подражаний. В Риме и его провинциях существовали постоянные мастерские по изготовлению мозаик. Единство подхода к этому виду изобразительной техники в разных областях Римской республики объясняет сходство мозаик Рима, Галлии, Египта, Сирии, североафриканских провинций (мастера в этот период и позднее пользовались альбомами образцов). Стремление к выработке унифицированного художественного канона проявляется и в том, что многие работы великих художников Греции использовались римскими мастерами в качестве постоянной композиционной схемы.
Замечательными достижениями Р. р. и. отмечено и в области глиптики, однако высший взлет этого искусства относится к первым десятилетиям империи, когда мастера создавали резные геммы и камеи из драгоценных камней, а также многофигурные и портретные геммы.
Литература:
Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.
РИТОН (греч. гпугоп — рог для питья), сосуд из металла или обожженной глины, как правило, имеющий форму воронки с широким верхом, ук-
репленной на устойчивом основании. В нижнем узком конце имелось отверстие. Основание Р. в греческом, как и в восточном искусстве, обычно представляет собой сложную скульптурную фигуру. Нередко сам Р. выполнялся в виде головы животного или человека и мог иметь ручку. Р. принадлежит к древнейшим и повсеместно распространенным в искусстве Древнего мира типам сосудов. Различие между Р. греческого и азиатского типов, помимо характера декора и особенностей технической обработки материала, заключается и в том, что восточный, как правило, имеет более удлиненное тулово. Как и многие типы сосудов древнего происхождения, Р. мог служить также для сакральных целей.
СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ ИСКУССТВО,
античные памятники, найденные в городах, возникших в ходе греческой колонизации на северном берегу Черного моря в VI—V вв. до н. э. В конце VII в. до н. э. здесь возникли греческие торговые поселения, а спустя сто лет — города, основанные переселенцами из Ионии, Малой Азии и с островов Эгейского моря.
В VI в. до н. э. были основаны Тира, Ольвия, Феодосия, Пантикапей, Нимфей, Киммерик, Тирита-ка, Мирмекий, Фанагория и другие города. В V в. до н. э. возник Херсонес, в III — Танаис. Некоторые города, расположенные вокруг Керченского пролива, уже в 480 г. до н. э. были объединены в Бос-порское государство с центром в Пантикапее.
![]() |
![]() |
Ритон с изображением раковин и морских звезд. Крит. XVI в. до н. э.
Ритон в виде львиной головы из Микен. Золото. XVI в. до н. э.
![]() |
![]() |
Золотая серьга. Курган Куль-Оба. IV в. до н. э.
Электровый сосуд. Курган Куль-Оба. IV в. до н. э.
В III в. до н. э. экономические и культурные связи с Грецией были ослаблены; в ходе борьбы со степными племенами скифов и сарматов некоторые города Боспора утратили самостоятельность. После подавления сопротивления степных завоевателей владыкой и царем Боспора и всех городов Северного Причерноморья стал Митридат VI Евпатор. Годы последующего соперничества за престол Боспор-ско-го царства были осложнены вмешательством Рима, в результате чего к I в. до н. э. города Северного Причерноморья пришли в значительный упадок.
Во вторзй половине I в. до н. э. Ольвия и Херсо-нес попеременно подчинялись то Боспорскому государству, то скифам или римским императорам. С первых веков н. э. в культурной жизни Северного Причерноморья все большую роль играют негреческие (сарматские) влияния. В результате нашествия готов в середине III в. н. а Ольвия была полностью разрушена; Херсонес в это же время стал частью Римской империи. Упадок и разрушение античных городов Северного Причерноморья и их культуры окончательно довершили завоевательные походы гуннов.
С. П. и. присущи все основные черты, характерные для художественной культуры античного мира. Города имели регулярную застройку, в общественных и культовых зданиях применялся ор1
дер (см Ордера греческие), широко распространился тип жилого дома с перистилем. Из Греции в античные города Северного Причерноморья ввозились различные художественные изделия. В то же время искусство, создававшееся здесь, отмечено чертами своеобразия. В нем нашли отражение жизнь и религиозные верования северочерноморских народов — скифов, синдов, меотов и др. Особенной известностью пользуются изделия причерноморских торевтов и ювелиров. Художественные особенности скифского стиля ярко проявляются в знаменитых фигурах пантеры и оленя, относящихся к VI к до е а
Обе пластины предназначались для украшения щитов. Со временем скифский «звериный» стиль утратил реалистические черты, приобретя условную стилизованность и схематизм
Своеобразие боспорских ювелирных изделий заключается в сочетании классических греческих традиций со стилевыми чертами скифского и сарматского искусства (фигурки зверей как постоянный мотив; сценки из жизни кочевников на чеканных узорах). Так, на знаменитом золотом гребне из кургана Солоха (IV в. до н. э.) с рельефом, изображающим скифских воинов, виртуозность исполнения сочетается с динамикой и драматизмом композиции. Все фигуры воинов и многие мелкие детали вычеканены отдельно, а затем спаяны.