Северного Причерноморья искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

АНТИЧНОСТЬ



нума и Стабий (см. Полтейский стиль). Широкой популярностью пользуется искусство мозаики, ко­торое в римской культуре периода республики достигло особенного разнообразия и совершенства, став одним из основных видов декора. Многие кар­тины греческих художников, перевезенные римля­нами в Италию, скоро стали предметом копий и подражаний. В Риме и его провинциях существова­ли постоянные мастерские по изготовлению мозаик. Единство подхода к этому виду изобразительной техники в разных областях Римской республики объясняет сходство мозаик Рима, Галлии, Египта, Сирии, североафриканских провинций (мастера в этот период и позднее пользовались альбомами образцов). Стремление к выработке унифицирован­ного художественного канона проявляется и в том, что многие работы великих художников Греции ис­пользовались римскими мастерами в качестве по­стоянной композиционной схемы.

Замечательными достижениями Р. р. и. отмечено и в области глиптики, однако высший взлет этого искусства относится к первым десятилетиям импе­рии, когда мастера создавали резные геммы и ка­меи из драгоценных камней, а также многофигур­ные и портретные геммы.

Литература:

Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

РИТОН (греч. гпугоп — рог для питья), сосуд из металла или обожженной глины, как правило, имеющий форму воронки с широким верхом, ук-


репленной на устойчивом основании. В нижнем уз­ком конце имелось отверстие. Основание Р. в гре­ческом, как и в восточном искусстве, обычно пред­ставляет собой сложную скульптурную фигуру. Нередко сам Р. выполнялся в виде головы живот­ного или человека и мог иметь ручку. Р. принадле­жит к древнейшим и повсеместно распространен­ным в искусстве Древнего мира типам сосудов. Различие между Р. греческого и азиатского типов, помимо характера декора и особенностей техни­ческой обработки материала, заключается и в том, что восточный, как правило, имеет более удли­ненное тулово. Как и многие типы сосудов древне­го происхождения, Р. мог служить также для сак­ральных целей.

СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ ИСКУССТВО,

античные памятники, найденные в городах, воз­никших в ходе греческой колонизации на северном берегу Черного моря в VI—V вв. до н. э. В конце VII в. до н. э. здесь возникли греческие торговые поселе­ния, а спустя сто лет — города, основанные пере­селенцами из Ионии, Малой Азии и с островов Эгейского моря.

В VI в. до н. э. были основаны Тира, Ольвия, Фе­одосия, Пантикапей, Нимфей, Киммерик, Тирита-ка, Мирмекий, Фанагория и другие города. В V в. до н. э. возник Херсонес, в III — Танаис. Некоторые города, расположенные вокруг Керченского про­лива, уже в 480 г. до н. э. были объединены в Бос-порское государство с центром в Пантикапее.







Ритон с изображением раковин и морских звезд. Крит. XVI в. до н. э.


Ритон в виде львиной головы из Микен. Золото. XVI в. до н. э.










Золотая серьга. Курган Куль-Оба. IV в. до н. э.


Электровый сосуд. Курган Куль-Оба. IV в. до н. э.



В III в. до н. э. экономические и культурные связи с Грецией были ослаблены; в ходе борьбы со степ­ными племенами скифов и сарматов некоторые го­рода Боспора утратили самостоятельность. После подавления сопротивления степных завоевателей владыкой и царем Боспора и всех городов Северно­го Причерноморья стал Митридат VI Евпатор. Годы последующего соперничества за престол Боспор-ско-го царства были осложнены вмешательством Рима, в результате чего к I в. до н. э. города Северного Причерноморья пришли в значительный упадок.

Во вторзй половине I в. до н. э. Ольвия и Херсо-нес попеременно подчинялись то Боспорскому го­сударству, то скифам или римским императорам. С первых веков н. э. в культурной жизни Северного Причерноморья все большую роль играют негре­ческие (сарматские) влияния. В результате наше­ствия готов в середине III в. н. а Ольвия была пол­ностью разрушена; Херсонес в это же время стал частью Римской империи. Упадок и разрушение античных городов Северного Причерноморья и их культуры окончательно довершили завоеватель­ные походы гуннов.

С. П. и. присущи все основные черты, характер­ные для художественной культуры античного мира. Города имели регулярную застройку, в об­щественных и культовых зданиях применялся ор1


дер (см Ордера греческие), широко распростра­нился тип жилого дома с перистилем. Из Греции в античные города Северного Причерноморья вво­зились различные художественные изделия. В то же время искусство, создававшееся здесь, отмече­но чертами своеобразия. В нем нашли отражение жизнь и религиозные верования северочерномор­ских народов — скифов, синдов, меотов и др. Осо­бенной известностью пользуются изделия причер­номорских торевтов и ювелиров. Художественные особенности скифского стиля ярко проявляются в знаменитых фигурах пантеры и оленя, относя­щихся к VI к до е а

Обе пластины предназначались для украшения щитов. Со временем скифский «звериный» стиль утратил реалистические черты, приобретя условную стилизованность и схематизм

Своеобразие боспорских ювелирных изделий заключается в сочетании классических греческих традиций со стилевыми чертами скифского и сарматского искусства (фигурки зверей как по­стоянный мотив; сценки из жизни кочевников на че­канных узорах). Так, на знаменитом золотом гребне из кургана Солоха (IV в. до н. э.) с рельефом, изобража­ющим скифских воинов, виртуозность исполне­ния сочетается с динамикой и драматизмом ком­позиции. Все фигуры воинов и многие мелкие детали вычеканены отдельно, а затем спаяны.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: