double arrow

Античность. Кая каменная масса театрона контрастировала с лег­кой и воздушной колоннадой просцениума

Толос

Театр



кая каменная масса театрона контрастировала с лег­кой и воздушной колоннадой просцениума.

Для связи с орхестрой строились лестницы и пандусы. Скена была приспособлена для установки живописных декораций (пинак) и сценических ме­ханизмов. Греческие Т. по необходимости должны были вмещать всех жителей города, поскольку


Скена театра в Бостре. II в. н. э.

представления являли собой не развлекательную, а ритуальную акцию. Так, Т. в Эфесе вмещал ок. 23 тыс зрителей при диаметре театрона ок. 152 м. Наряду с открытыми строились и крытые Т. (одеон). Рим­ляне переняли у греков планировку Т., однако те-атрон они ставили на арочных конструкциях. Пере­дняя часть площадки просцениума проходила при этом через центр полукруглой орхестры, где на­ходились места для привилегированных зрителей. Амфитеатр полукругом охватывал орхестру и при­мыкал к боковым выступам скены, образуя единое замкнутое пространство. Верхний ярус (кавеа) за­вершался крытой колоннадой; стены скены, обра­щенные к зрителям, украшались нишами и статуя­ми. Так, в I в. н. а, при императоре Нероне, передняя сторона орхестры театра Диониса в Афи­нах была заново украшена рельефами, изображаю­щими эпизоды из дионисийских мифов. Зрители попа­дали в Т. по внутренним лестницам. Первое крытое здание Т. было построено римлянами в Помпе-ях (Щ-1 вв. до н. э.).

В римских провинциях в I—III вв. н. а Т. строили в зависимости от рельефа местности либо по-гре­чески, либо по-римски, с меньшей по сравнению с греческими театрами орхестрой, но с большей скеной. В первые годы н. э. Т. стали возводить у пе­рекрестка кардо второй декуманум (см. Город Рим­ский), что свидетельствует о важной архитекто­нической роли здания Т. в ансамбле городской застройки. Типичная для римского театрального зодчества монументальная стена за скеной (пост-скениум) представляла собой колоннаду в несколь­ко ярусов, снаружи ограниченную стеной. Постске-ниум являлся как бы постоянной декорацией. Римский Т. украшался несколькими колоннадами и множеством статуй. На архитравах входов могла высекаться посвятительная или памятная надпись. Следуя эллинистической традиции, римляне не






только ставили в Т. трагедии, но и давали пред­ставления мимов, акробатов, исполняли музыкаль­ные пьесы, устраивали травли животных (для чего в принципе должен был служить амфитеатр). Та­ким образом, римская интерпретация Т. значитель-* но усилила его функциональные и декоративные возможности, однако при этом ритуальный дух греческого Т. в значительной мере был утрачен.

Литература:

Бархин Г. Б. Архитектура театра. М., 1947.

Быков В. Е. Античные принципы, композиции театраль­ного здания // Вопросы теории архитектурной компози­ции. 1958. № 4.

ТЕРМЫ (от греч. Шегте — горячий), семейные и общественные бани, одно из самых посещаемых мест в Риме и городах поздней Римской республи­ки, а впоследствии Империи. В греческих городах Т. строились редко, и их число было невелико, у римлян же они пользовались большой популяр­ностью. Служили не только для мытья, но и явля­лись оздоровительным центром с залом для физи­ческих упражнений. Т. были и своеобразным общественным клубом римлян. Отопительная сис­тема Т. находилась снизу, под полом здания. Име­лось несколько отделений, в том числе спортив­ный зал (палестра), кальдарий (горячая баня), тепидарий и фригидарий (теплая и холодная бани), а также бассейн. Существовало несколько типов Т., но самыми комфортабельными являлись боль­шие императорские Т., — такие как Т. Каракал-лы, относящиеся к шедеврам архитектурного строительства римлян. В Т. Каракаллы широко ис­пользуются разнообразные системы перекрытий и формы залов. Наиболее типична организация интерь­ера по типу трехстенного зала с четвертой стеной-колоннадой, что создает величественные про­странственные эффекты. Симметричные в плане, богато декорированные Т. Каракаллы свидетель-


ствовали о новом понимании внутреннего ггр>> странства в римской архитектуре III—IV вв. н. э

Здание Т. задумано было прежде всего как гран­диозная анфилада высоких залов (центральная ро­тонда лишь немногим меньше Пантеона) с просмат­ривающейся насквозь перспективой. Т. вмешал;: одновременно до полутора тысяч человек. При них имелись также парк, библиотека и помеще­ние для занятий музыкой. Детальное описание Т. имеется в письмах Сенеки и у других античных авторов.

ТЕРРА СИГИЛЛАТА (лат. 1егга 51§Ша1а — укра­шенная орнаментом земля), современное название посуды из красной глины периода Римской импе­рии: тарелки, блюда, кубки, вазы. Такая посуда, как правило, была богато украшена орнаментом. Высоким качеством отличалась т. н. аретинская ке­рамика, изготовлявшаяся этрусскими мастерами г. Ареццо. Эта керамика господствовала на рынках более ста лет (с 50 г. до н. э.). На изделиях стави­лись фирменные клейма с именами владельцев мастерских и изготовителей. Керамика более по­зднего периода из Галлии и Германии не обладала таким высоким качеством, но все же пользовалась популярностью в восточных провинциях вплоть до позднего периода Римской империи.

      ^^ЕШиНИ        
  4|Ш^ вь*          
  -. т&^ -,, ••|8:4■»;"', -„' "   ш . ■ ^
  нвнмяняннявн 'й'-'.ЧУ- V "■ шшшшштшяш   в:: ЙШ  
  Аретинские вазы периода Августа. в. н. э.  

ТОЛОС, фолос (греч. Шоюз), круглая в плане монументальная культовая постройка — гробница или храм. В ХУ1-ХИ вв. до н. э. Т. были распростра­нены на Крите, в Греции (Т. в Эпидавре, архитек­тор Поликлет Младший, 360-330 гг. до н. э.) и на западном побережье Малой Азии. Наиболее гран­диозные Т., не уступающие по размерам храмам и дворцам, возведены в Микенах в XIV в. до к. э. Всего здесь насчитывается девять Т.. возведенных для микенских правителей.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: