ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ФАМИЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ (лат. 1та§те5),
у римлян — восковые слепки, сделанные с лиц умерших. Во время похорон знатных лиц Ф. п. несли участвующие в процессии актеры. В остальное время их хранили в домашних святилищах, которые находились в атриумах жилых домов. Ф. п. также несли на погребальных шествиях во время похорон родственников. Изготовление Ф. п., тесно связанное с искусством создания посмертных масок, являлось одним из источников необычайной достоверности и реалистичности римского портретного искусства.
ФИДИЙ (Рпеюлаз), сын Хармида (ок. 500-431 г. до н. э.), гениальный древнегреческий скульптор V в. до н. а, в творчестве которого нашли наиболее яркое выражение эстетические идеалы афинской полисной демократии поры ее высочайшего расцвета. Ф. — один из крупнейших мастеров эпохи высокой классики. Он родился в Афинах; вероятно, был, как и Поликлет, учеником скульптора Агела-да. Кроме того, учился у живописца Полигнота. Детство и юность мастера прошли в эпоху греко-персидских войн, и почти всю жизнь он посвятил созданию памятников, прославляющих победы греческого народа над персами. Ваятель при жизни был удостоен прозвища Калос Демиургос — Прекрасный Мастер.
Из свидетельств древних писателей известно, что первые работы — хрисоэлефантинную статую Афины из золота и слоновой кости для г. Пеллены (Пелопоннес) и колоссальную фигуру богини из золоченого дерева и мрамора в Платеях — Ф. исполнил еще в 70-е гг. V в. до н. а Тогда же по заказу афинян он создал в Дельфах многофигурную мраморную группу в память о Марафонской битве,
изобразив среди богов и героев полководца Миль-тиада. Ок. 460 г. до н. а Ф. отлил бронзовую статую Аполлона, а в 460-450 гг. до н. а — прославленную Афину Промахос (Афину-Воительницу) для афинского акрополя. Вскоре по заказу афинян, живших вдали от родины, на острове Лемнос, мастер создал еще одну статую богини.
По поручению Перикла великий скульптор руководил созданием ансамбля храмов и статуй на Акрополе, в 447-439 гг. исполнил для Парфенона статую Афины Парфенос из золота и слоновой кости. В той же технике Ф. создал и тринадцатиметровую фигуру Зевса для храма в Олимпии, которую греки считали одним из семи чудес света. Обе эти статуи в IV в. до н. э. перевезли в Константинополь, где они впоследствии погибли. Враги Перикла обвинили его друга Ф. в краже священного золота и святотатстве,- т. к. мастер запечатлел собственный портрет и изображение Перикла на щите статуи Афины в Парфеноне. Скульптор был заключен в тюрьму, где и умер, не дождавшись оправдания. Наиболее полное представление о творчестве Ф. дает сохранившееся отчасти скульптурное убранство Парфенона, выполненное под руководством и, вероятно, при личном участии мастера. Возможно, Ф. были исполнены рисунки к рельефам метоп и фриза, а также составлена общая композиция скульптурного декора. Эти произведения прославляют величие афинского полиса и его граждан, в стилевом же отношении являются непревзойденным образцом греческого искусства периода высокой классики.
Скульптура Парфенона в сочетании с его архитектурным замыслом представляет собой один из величайших образцов синтеза искусств. Рельефы метоп и фриза, скульптуры фронтонов отличает естественность, богатство и разнообразие пластических ритмов и композиционных приемов, мягкая и естественная моделировка, мастерски использованные эффекты светотени. Сюжеты этих памятников главным образом относятся к мифологическому циклу, посвященному рождению, деяниям и чудесам богини Афины, борьбе героев Эллады и греческих богов-олимпийцев с их врагами. Фриз, опоясывающий все здание по периметру, изображает священную процессию, направляющуюся в храм Афины, и являет собой галерею живых и разнообразных, но равно совершенных в своем пластическом благородстве фигур афинян.
Почти все авторские работы Ф. утрачены. Достоверные биографические сведения о нем имеются у древних писателей; его стиль косвенно характеризуют и работы мастеров его круга: учеников и подражателей. В римских мраморных копиях сохранились «Аполлон», «Амазонка», «Афина Лем-