Эллинизма искусство. Эксекий(ехеклаз), знаменитый древнегречес­кий аттический гончар и вазописец третьей чет-зерти VI В. До Н. Э. ; работал в Афинах ОК. 550~520 гг

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Эксекий


АНТИЧНОСТЬ



ЭКСЕКИЙ (Ехеклаз), знаменитый древнегречес­кий аттический гончар и вазописец третьей чет-зерти VI в. до н. э.; работал в Афинах ок. 550~520 гг. Крупнейший мастер развитого чернофигурного стиля. Произведения Э. отличают высокие художе­ственные достоинства: пропорциональность, изя­щество и красота формы, исключительное единство декоративной росписи и формы сосуда. Излюбленны­ми сюжетами Э. являются подвиги Геракла и Ахил­ла, битвы, мифологические повествования. Стиль Э. характеризует гармоническая ясность, уравно­вешенность и совершенство рисунка. Фигурные композиции дополнены орнаментом.

Узоры на одеждах персонажей, их глаза, губы, волосы процарапывались по черному лаку или выполнялись белой краской. Свои работы Э. обычно подписывал: «Э. сделал». До наших дней дошло много достоверных изделий, подписанных масте­ром. Наиболее известные среди них амфоры «Ге­ракл, борющийся со львом», «Геракл, борющийся с Герионом», «Битва с амазонками. Дионис со сви­той», «Ахилл в борьбе с Пентесилеей. Мемнон с негром», «Ахилл и Аякс играют в кости», «Аякс с телом Ахилла»; килики «Нике», «Дионис в ладье» и другие вазы.

Э., бесспорно, являлся самым талантливым сре­ди греческих вазописцев. Известнейшая амфора


Эксекий. Амфора с росписью «Аякс и Ахилл, играющие в кости». Деталь. Ок. 530 г. до н. э.

Эксекий. Килик с росписью «Дионис в ладье». Ок. 540 г. до н. э.

с изображением Аякса и Ахилла свидетельствует о влиянии на стиль мастера мотивов и композици­онных принципов монументальной живописи.

Точное соответствие формы вазы и композиции росписи проявляется в мельчайших деталях, в част­ности в том, что симметричное расположение фи­гур воинов ритмически отвечает двум ручкам амфоры. Самым выдающимся произведением Э. большинство исследователей считают килик «Дионис в ладье». Происхождение этого сюжета связывают с одним из гомеровских гимнов, посвя­щенных Дионису.






       
   


Битва Александра Македонского с Дарием. Деталь мозаики. С картины Филоксена. Помпеи. IV в. до н. э.

ЭЛЛИНИЗМА ИСКУССТВО, памятники художе­ственной культуры, созданные в тот период истории стран Восточного Средиземноморья, хронологически­ми границами которого являются годы образования Македонской империи (334-323 гг. до н. э.) и завое­вания стран Средиземноморья Римом, завершив­шиеся в 30 г. до н. а захватом Египта. Термин «элли­низм» был введен в историческую науку немецким ученым И. Дройзеном. Историки различных школ трактуют его по-разному: одни акцентируют роль греко-македонских влияний, другие выдвигают на первый план взаимодействие греческой и местных, преимущественно восточных, культур. В отноше­нии собственно художественной культуры опреде­ляющей является вторая точка зрения.

Эллинизм — последний, завершающий этап развития древнегреческой культуры. Наиболее значительные перемены в жизни Эллады связаны с завоевательными походами Александра Македон­ского против персов. В результате к I в. до н. э. была создана гигантская империя, распавшаяся, однако, после смерти великого завоевателя. На ее развалинах возникли монархии, возглавляемые полководцами Александра. Важнейшую роль среди них играли Египет, Сирия и Македония. Соперниче­ство и войны между ними сопровождают всю исто­рию эллинизма. В сознании людей эллинистической эпохи складывается весьма сложное и драматичес­кое отношение к действительности, которая неред­ко воспринимается как враждебная сила, недаром греческие философы-неоплатоники в эти годы го­ворят с горечью о «смехе богов», наблюдающих становление и крушение человеческих судеб.

Крупнейшими центрами эллинистического мира стали Александрия в Египте, Антиохия в Сирии и Пергам в Малой Азии. Каждый из этих крупных центров имел собственные характерные черты в развитии художественной культуры и ее стилей. Так, в эллинистической Греции, сохранявшей об­щественные и художественные традиции предше­ствующей эпохи, существовала и более тесная, чем где-либо, связь искусства с классическими об­разцами. В значительно меньшей степени эта связь ощущается в художественных памятниках Пергама и Родоса. Здесь признаки Э. и. как принципиально нового этапа европейской культуры получили наиболее яркое выражение. В искусстве эллинис­тического Египта сильнее, чем в остальных стра­нах, заметны черты синкретизма, объединения разных культур: здесь в рамках Э. и. встречаются по меньшей мере две мощные и самостоятельные художественные традиции, каждая из которых об­ладает огромной собственной энергией. Еще ярче это своеобразие проявлялось во внутренних обла­стях эллинистических государств (Вавилонии, Фра-


Битва между греками и персами. Рельеф т. н. саркофага Александра. 330-320 гг. до н. э.

кии, Фиваиде и др.). Тем не менее всем местным вариантам эллинистической культуры свойственны общие качества. В эту эпоху бесконечных военных походов соприкосновение и взаимодействие раз­личных культур были не только естественными, но и неизбежными. Греки полнее и глубже изучи­ли научные достижения и художественную куль­туру Египта; завоеванные же народы восприняли многие принципы греческой культуры. Этому в не­малой степени способствовало и распространение общегреческого языка, единого для всех земель Македонской империи.

Характерная черта духовной традиции эллиниз­ма — своеобразное сочетание культурных дости­жений Греции и древневосточных цивилизаций — дополняется еще одной чрезвычайно важной осо­бенностью, также типичной для конца эпохи. Это




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: