ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Эксекий
АНТИЧНОСТЬ
ЭКСЕКИЙ (Ехеклаз), знаменитый древнегреческий аттический гончар и вазописец третьей чет-зерти VI в. до н. э.; работал в Афинах ок. 550~520 гг. Крупнейший мастер развитого чернофигурного стиля. Произведения Э. отличают высокие художественные достоинства: пропорциональность, изящество и красота формы, исключительное единство декоративной росписи и формы сосуда. Излюбленными сюжетами Э. являются подвиги Геракла и Ахилла, битвы, мифологические повествования. Стиль Э. характеризует гармоническая ясность, уравновешенность и совершенство рисунка. Фигурные композиции дополнены орнаментом.
Узоры на одеждах персонажей, их глаза, губы, волосы процарапывались по черному лаку или выполнялись белой краской. Свои работы Э. обычно подписывал: «Э. сделал». До наших дней дошло много достоверных изделий, подписанных мастером. Наиболее известные среди них амфоры «Геракл, борющийся со львом», «Геракл, борющийся с Герионом», «Битва с амазонками. Дионис со свитой», «Ахилл в борьбе с Пентесилеей. Мемнон с негром», «Ахилл и Аякс играют в кости», «Аякс с телом Ахилла»; килики «Нике», «Дионис в ладье» и другие вазы.
|
|
Э., бесспорно, являлся самым талантливым среди греческих вазописцев. Известнейшая амфора
Эксекий. Амфора с росписью «Аякс и Ахилл, играющие в кости». Деталь. Ок. 530 г. до н. э.
Эксекий. Килик с росписью «Дионис в ладье». Ок. 540 г. до н. э.
с изображением Аякса и Ахилла свидетельствует о влиянии на стиль мастера мотивов и композиционных принципов монументальной живописи.
Точное соответствие формы вазы и композиции росписи проявляется в мельчайших деталях, в частности в том, что симметричное расположение фигур воинов ритмически отвечает двум ручкам амфоры. Самым выдающимся произведением Э. большинство исследователей считают килик «Дионис в ладье». Происхождение этого сюжета связывают с одним из гомеровских гимнов, посвященных Дионису.
Битва Александра Македонского с Дарием. Деталь мозаики. С картины Филоксена. Помпеи. IV в. до н. э. |
ЭЛЛИНИЗМА ИСКУССТВО, памятники художественной культуры, созданные в тот период истории стран Восточного Средиземноморья, хронологическими границами которого являются годы образования Македонской империи (334-323 гг. до н. э.) и завоевания стран Средиземноморья Римом, завершившиеся в 30 г. до н. а захватом Египта. Термин «эллинизм» был введен в историческую науку немецким ученым И. Дройзеном. Историки различных школ трактуют его по-разному: одни акцентируют роль греко-македонских влияний, другие выдвигают на первый план взаимодействие греческой и местных, преимущественно восточных, культур. В отношении собственно художественной культуры определяющей является вторая точка зрения.
|
|
Эллинизм — последний, завершающий этап развития древнегреческой культуры. Наиболее значительные перемены в жизни Эллады связаны с завоевательными походами Александра Македонского против персов. В результате к I в. до н. э. была создана гигантская империя, распавшаяся, однако, после смерти великого завоевателя. На ее развалинах возникли монархии, возглавляемые полководцами Александра. Важнейшую роль среди них играли Египет, Сирия и Македония. Соперничество и войны между ними сопровождают всю историю эллинизма. В сознании людей эллинистической эпохи складывается весьма сложное и драматическое отношение к действительности, которая нередко воспринимается как враждебная сила, недаром греческие философы-неоплатоники в эти годы говорят с горечью о «смехе богов», наблюдающих становление и крушение человеческих судеб.
Крупнейшими центрами эллинистического мира стали Александрия в Египте, Антиохия в Сирии и Пергам в Малой Азии. Каждый из этих крупных центров имел собственные характерные черты в развитии художественной культуры и ее стилей. Так, в эллинистической Греции, сохранявшей общественные и художественные традиции предшествующей эпохи, существовала и более тесная, чем где-либо, связь искусства с классическими образцами. В значительно меньшей степени эта связь ощущается в художественных памятниках Пергама и Родоса. Здесь признаки Э. и. как принципиально нового этапа европейской культуры получили наиболее яркое выражение. В искусстве эллинистического Египта сильнее, чем в остальных странах, заметны черты синкретизма, объединения разных культур: здесь в рамках Э. и. встречаются по меньшей мере две мощные и самостоятельные художественные традиции, каждая из которых обладает огромной собственной энергией. Еще ярче это своеобразие проявлялось во внутренних областях эллинистических государств (Вавилонии, Фра-
Битва между греками и персами. Рельеф т. н. саркофага Александра. 330-320 гг. до н. э.
кии, Фиваиде и др.). Тем не менее всем местным вариантам эллинистической культуры свойственны общие качества. В эту эпоху бесконечных военных походов соприкосновение и взаимодействие различных культур были не только естественными, но и неизбежными. Греки полнее и глубже изучили научные достижения и художественную культуру Египта; завоеванные же народы восприняли многие принципы греческой культуры. Этому в немалой степени способствовало и распространение общегреческого языка, единого для всех земель Македонской империи.
Характерная черта духовной традиции эллинизма — своеобразное сочетание культурных достижений Греции и древневосточных цивилизаций — дополняется еще одной чрезвычайно важной особенностью, также типичной для конца эпохи. Это