ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Эгейское искусство
АНТИЧНОС'г
Терракотовая модель минойской виллы. Крит. XVI в. до н. э.
перемещается на Крит. Искусство Крита, дост; шее высшего расцвета в первой половине II ты. до н. э., распространило свое влияние на Кикладъ: и материковую Грецию. Величайшим из достижений Э. и. были знаменитые критские дворцы (Кносс, Фест, Маллия, Закрое). Архитектурной идеей таких дворцов являлось сочетание многочисленных обширных дворов и комплексов двух II трехэтажных помещений. Части ансамбля соединялись многочисленными лестницами и пандусами; кроме этого, во дворце повсеместно создавались световые колодцы, которые придавали пространству интерьера необычно многомерный, изменчивый образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, расширяющейся кверху.
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Крита опирается на орнаментику. В XX-XVIII вв. до н. э. орнаментально-декоративный стиль достигает совершенства в вазописи стиля ка-марес. В ХУП-ХЛ/Т. вв. до н. э. он сменяется художественной манерой, для которой характерна большая непосредственность и реалистичность в передаче образов людей и природы (фрески дворца в Кноссе, вазы с изображением морских существ, произведения мелкой пластики, торевтики, глиптики). К концу XXV в. до н. э., возможно, в связи с распространением ахейской культуры в живописи Крита усиливаются черты условности и стилизации (фрески Тронного зала; раскрашенный рельеф «Царь-жрец» из дворца в Кноссе; вазопись дворцового стиля).
Время расцвета культуры материковой Греции — ХУП-ХШ вв. до н. э. В эту эпоху были возведены укрепленные города (Микены, Тиринф), строившиеся на холмах, с массивными стенами т. н. циклопической кладки, т. е. из цельных многотонных глыб. Планировка крепостей охватывала два уровня — нижний город (место укрытия для основной массы населения) и акрополь с дворцом правителя. В микенской архитектуре сложился тип прямоугольного здания с портиком — т. н. мегарона, прообраза древнегреческого храма. Дома и дворцы, как и на Крите, строились на каменных цоколях из сырцового кирпича с применением связующих деревянных конструкций. Знаменитым памятником микенского искусства является дворец в Пилосе. Для культуры Микен характерны также круглые в плане гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом (гробница Атрея близ Микен, Х1У-ХШ вв. до н. э.). Единственным образцом монументальной скульптуры в Э. и. остаются т. н. Львиные воротн в микенской крепости.
Декоративное и изобразительное искусство Микен испытало значительное влияние стиля Кгзпта
Антилопы. Фреска с острова Фера. Середина XVI в. до н. э.
Бассейн для ритуальных омовений из дворца Закроса. Крит. XVI в. до н. э.
Золотые пластины с пиксиды из шахтовой гробницы в Микенах. XVI в. до н. э.
Особенно заметно это воздействие в памятниках ХУП-ХУ1 вв. до н. а (серебряные и золотые изделия из шахтовых гробниц в Микенах). Стиль, развившийся на почве местных традиций, отличает лаконизм и обобщенность форм. К образцам его от-
носятся сосуды (кубок Нестора), погребальные маски, рельефы на надгробных стелах. Как и искусство Крита, микенское носило светский характер и было обращено к темам природы, человеческого быта, празднеств.
Но, в отличие от критского, оно тяготело к гораздо более устойчивым симметричным формам и обобщенности. Таковы фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Пилосе, Микенах; образцы микенской скульптуры, вазопись.
Литература:
Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976.
Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970.
Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М., 1972.
Соколов Г. Эгейское искусство. Альбом. М., 1972.
ЭГИНСКАЯ ВАЗА, тип керамических сосудов, изготовлявшихся на острове Эгина в Сароническом заливе, южнее Аттики. В исторические времена Эгина была заселена дорийцами и представляла собой крупный торговый, экономический и культурный центр, расцвет которого приходится на VI-V вв. до н. а
Ваза с головой грифона. Эгина. VII в. до н. э. |
Уже в VIII-VII вв. были известны гончарные изделия эгинских мастеров, для которых характерны высокая декоративность и использование скульптурных украшений.