Эгинские вазы

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Эгейское искусство


АНТИЧНОС'г



 
 


Терракотовая модель минойской виллы. Крит. XVI в. до н. э.


перемещается на Крит. Искусство Крита, дост; шее высшего расцвета в первой половине II ты. до н. э., распространило свое влияние на Кикладъ: и материковую Грецию. Величайшим из достиже­ний Э. и. были знаменитые критские дворцы (Кносс, Фест, Маллия, Закрое). Архитектурной идеей таких дворцов являлось сочетание много­численных обширных дворов и комплексов двух II трехэтажных помещений. Части ансамбля соединя­лись многочисленными лестницами и пандусами; кроме этого, во дворце повсеместно создавались световые колодцы, которые придавали простран­ству интерьера необычно многомерный, изменчи­вый образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, расширяющейся кверху.

Изобразительное и декоративно-прикладное ис­кусство Крита опирается на орнаментику. В XX-XVIII вв. до н. э. орнаментально-декоративный стиль достигает совершенства в вазописи стиля ка-марес. В ХУП-ХЛ/Т. вв. до н. э. он сменяется художе­ственной манерой, для которой характерна большая непосредственность и реалистичность в передаче образов людей и природы (фрески дворца в Кноссе, вазы с изображением морских существ, произведе­ния мелкой пластики, торевтики, глиптики). К концу XXV в. до н. э., возможно, в связи с рас­пространением ахейской культуры в живописи Крита усиливаются черты условности и стилиза­ции (фрески Тронного зала; раскрашенный рельеф «Царь-жрец» из дворца в Кноссе; вазопись дворцо­вого стиля).

Время расцвета культуры материковой Греции — ХУП-ХШ вв. до н. э. В эту эпоху были возведены укрепленные города (Микены, Тиринф), строив­шиеся на холмах, с массивными стенами т. н. цик­лопической кладки, т. е. из цельных многотонных глыб. Планировка крепостей охватывала два уров­ня — нижний город (место укрытия для основной массы населения) и акрополь с дворцом правителя. В микенской архитектуре сложился тип прямоу­гольного здания с портиком — т. н. мегарона, про­образа древнегреческого храма. Дома и дворцы, как и на Крите, строились на каменных цоколях из сырцового кирпича с применением связующих де­ревянных конструкций. Знаменитым памятником микенского искусства является дворец в Пилосе. Для культуры Микен характерны также круглые в плане гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом (гробница Атрея близ Микен, Х1У-ХШ вв. до н. э.). Единственным образцом монументальной скульптуры в Э. и. остаются т. н. Львиные воротн в микенской крепости.

Декоративное и изобразительное искусство Ми­кен испытало значительное влияние стиля Кгзпта






Антилопы. Фреска с острова Фера. Середина XVI в. до н. э.

Бассейн для ритуальных омовений из дворца Закроса. Крит. XVI в. до н. э.

Золотые пластины с пиксиды из шахтовой гробницы в Микенах. XVI в. до н. э.

Особенно заметно это воздействие в памятниках ХУП-ХУ1 вв. до н. а (серебряные и золотые изде­лия из шахтовых гробниц в Микенах). Стиль, раз­вившийся на почве местных традиций, отличает лаконизм и обобщенность форм. К образцам его от-


носятся сосуды (кубок Нестора), погребальные маски, рельефы на надгробных стелах. Как и ис­кусство Крита, микенское носило светский харак­тер и было обращено к темам природы, челове­ческого быта, празднеств.

Но, в отличие от критского, оно тяготело к го­раздо более устойчивым симметричным формам и обобщенности. Таковы фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Пилосе, Микенах; образцы микенской скульптуры, вазопись.

Литература:

Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячеле­тия до новой эры и его культура. М., 1976.

Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970.

Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М., 1972.

Соколов Г. Эгейское искусство. Альбом. М., 1972.

ЭГИНСКАЯ ВАЗА, тип керамических сосудов, изготовлявшихся на острове Эгина в Сароническом заливе, южнее Аттики. В исторические времена Эгина была заселена дорийцами и представляла собой крупный торговый, экономический и куль­турный центр, расцвет которого приходится на VI-V вв. до н. а


Ваза с головой грифона. Эгина. VII в. до н. э.

Уже в VIII-VII вв. были известны гончарные из­делия эгинских мастеров, для которых характерны высокая декоративность и использование скульп­турных украшений.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: