Эллинизма искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
сменились периодом бурного сближения и синтеза, в результате чего возникли новые и самобытные художественные культуры Парфянского царства, Кушанского царства, Гандхары. Их объединяет главным образом то, что новое понимание красоты оказывается в целом в корне отличным от эстетического идеала греческой классики.
Э. и. традиционно разделяется на два основных этапа. Время от конца IV в. до начала II в. до н. э. составляет ранний период, когда Э. и. переживает свой наивысший расцвет. II—I вв. до н. э. — время нарастающего кризиса в эллинистической культуре, во многом определившего характер искусства позднего эллинизма.
Эллинистическое зодчество отличает стремление к освоению громадных открытых пространств, к эффектам грандиозности и величия, торжества всесильной творческой мысли. Художественный облик городов чаще всего определялся величественными архитектурными ансамблями, включавшими в себя все существующие типы зданий: дворцы, святилища, театры, дома для собраний.
|
|
Новые города стремительно росли и застраивались силами военнопленных, причем в ходе строительства возводились не только сооружения практического и художественного назначения, но и грандиозные творения инженерного искусства. Самым знаменитым из этих многочисленных памятников безграничного и дерзкого честолюбия новых властителей была легендарная статуя бога Гелио-са, известная под названием «Колосс родосский». Она считалась одним из семи чудес света и была воздвигнута в 292-280 гг. до н. э. в память об успешной обороне острова. Колосс стоял на площади между морем и городскими воротами; его высоту указывают по-разному, но чаще других называется цифра 36 м. Бронзовый Гелиос имел вид юноши, приставившего к глазам руку и держащего в другой руке ниспадающее до земли покрывало. Голову его украшал венец из расходящихся лучей. Автором статуи был скульптор родосской школы Харес, ученик Лисиппа. Другим знаменитым сооружением такого же рода был Фаросский маяк, возведенный на скалистом островке в дельте Нила, неподалеку от Александрии. Маяк был пост-. роен в 283 г. до н. э. из мрамора, гранита и известняка. Постройкой руководил греческий архитектор Сострат Книдский. Высота маяка составляла ок. 120 м, он состоял из трех ярусов: четырехгранного, восьмигранного и круглого. Нижняя башня высотой 60 м была сложена из каменных плит, украшенных скульптурными рельефами; средняя — облицована плитами из белого мрамора. Верхний фонарь с куполом на гранитных колоннах был увенчан огромной бронзовой статуей бога Посейдона высотой 8 м.
|
|
Оба этих выдающихся памятника погибли в результате воздействия стихий: землетрясений и выветривания камня.
Для эллинистического градостроительства характерно подчеркнутое выделение административного и торгового центров города. Если в классическую эпоху главным городским сооружением был храм, то теперь он превратился в часть общего центрального ансамбля, который включал в себя и многие другие типы строений. Установился новый принцип архитектурного решения главной площади — агоры, которая окружалась крытыми портиками, придававшими ей замкнутый характер. Иногда центральная часть города состояла из нескольких ансамблей, как, например, центр города в Милете, акрополь в Пергаме. В качестве основных парадных магистралей обычно выделялись две пересекающиеся в центре города улицы, архитектурно оформленные богаче остальных, что весьма близко римскому типу городской планировки. Особенность эллинистических городов — изна-
АНТИЧНОСТЬ
Голова сатира. II в. до н. э.
чально ансамбевый подход к застройке, согласованность зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом.
Большую популярность получает идея симметрии и фронтальности архитектурных композиций. Архитектурные типы общественных, культовых и жилых зданий восходят к эпохам греческой классики и даже архаики, но их черты были трактованы в духе времени. Появились новые виды зданий: мусейоны, библиотеки. Синкретизм эллинистических религий повлиял на развитие культовых и мемориальных строений, в которых сильнее, чем прежде, проявлялось взаимодействие с архитектурой Востока.
В строительстве храмов, наряду с периптером, широкое распространение получил более торжественный и нарядный диптер. Вместо строгого дорического чаще применялся ионический ордер. Эллинистическая трактовка ордера отличается свободным отношением к традиционной схеме и усилением декоративного начала за счет конструктивного. Ордера подвергались местной интерпретации (псевдоко-
ринфские капители колонн в городише Ай-Ханум. свободный стиль святилища Асклепия на острове Кос, катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии). Если в сооружениях V в. до н. э. двухъярусная колоннада использовалась только внутри храмовых святилищ (см. Парфенон), то в эллинистической архитектуре она стала применяться значительно шире. Так, например, святилище Афины в Пергаме окружено снаружи двухъярусным портиком.
Колонны ставились в несколько рядов и в святилищах, и в библиотеках, и на агорах; нередко перед фасадом здания устанавливались дополнительные колонны с пролетами для входа. Во всяком случае, первоначальное их назначение перестало учитываться.
Самым крупным сооружением эллинистических Афин был храм Зевса Олимпийского (т. н. Олим-пейон). Начатый еще в VI в. до к э. храм был закончен только при римском императоре Адриане во II в. н. э. Он представлял собой диптер длиной ок. 100 м, с двадцатью колоннами на продольных сторонах и восемью — на торцевых. Впервые в греческой архитектуре коринфский ордер, использовавшийся чаще во внутренних помещениях, был применен в наружной колоннаде. Другая известная афинская постройка этой эпохи — Башня ветров, возведенная в середине I в. до н. э. Это восьмигранное сооружение высотой ок. 12 м, поставленное на трехъярусное основание.
Снаружи на башне находились солнечные часы, внутри — механизм для водяных часов (клепсидры). Перед дверьми, ведущими в башню, с двух сторон находились коринфские портики. Башня была украшена фризом с аллегорическими изображениями летящих ветров — сюжет, очень популярный в Э. и. и в искусстве Древнего Рима. К числу характерных построек эллинистической эпохи относится также т. н. Арсинойон — храм великих богов на острове Самофраке — и многие жилые постройки острова Делос.
|
|
Первые по времени произведения эллинистической скульптуры были созданы мастерами материковой Греции и островов Эгейского архипелага. Однако здесь Э. и. не получило такого заостренного, отчетливого выражения, как, например, в Пергаме. Необычный характер эллинистического зодчества нашел отражение в эффектных пластических композициях алтарей Малой Азии. В изобразительном искусстве, наряду с творческим и продуктивным развитием классического наследия, существовала тенденция механического подражания классике (неоаттическая школа), порождавшая внутренне холодные, излишне патетические произведения (статуя Аполлона Мусагета, начало III в. до:-:? Ватикан). Один из редких примеров подлин:-:;':