Эллинизма искусство. сменились периодом бурного сближения и синтеза, в результате чего возникли новые и самобытные художественные культуры Парфянского царства, Кушанского царства

Эллинизма искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




сменились периодом бурного сближения и синтеза, в результате чего возникли новые и самобытные художественные культуры Парфянского царства, Кушанского царства, Гандхары. Их объединяет главным образом то, что новое понимание красо­ты оказывается в целом в корне отличным от эсте­тического идеала греческой классики.

Э. и. традиционно разделяется на два основных этапа. Время от конца IV в. до начала II в. до н. э. составляет ранний период, когда Э. и. переживает свой наивысший расцвет. II—I вв. до н. э. — время нарастающего кризиса в эллинистической культу­ре, во многом определившего характер искусства позднего эллинизма.

Эллинистическое зодчество отличает стремле­ние к освоению громадных открытых пространств, к эффектам грандиозности и величия, торжества всесильной творческой мысли. Художественный облик городов чаще всего определялся величе­ственными архитектурными ансамблями, включав­шими в себя все существующие типы зданий: дворцы, святилища, театры, дома для собраний.


Новые города стремительно росли и застраива­лись силами военнопленных, причем в ходе строи­тельства возводились не только сооружения прак­тического и художественного назначения, но и грандиозные творения инженерного искусства. Са­мым знаменитым из этих многочисленных памятни­ков безграничного и дерзкого честолюбия новых властителей была легендарная статуя бога Гелио-са, известная под названием «Колосс родосский». Она считалась одним из семи чудес света и была воздвигнута в 292-280 гг. до н. э. в память об успеш­ной обороне острова. Колосс стоял на площади между морем и городскими воротами; его высоту указывают по-разному, но чаще других называет­ся цифра 36 м. Бронзовый Гелиос имел вид юноши, приставившего к глазам руку и держащего в дру­гой руке ниспадающее до земли покрывало. Голо­ву его украшал венец из расходящихся лучей. Ав­тором статуи был скульптор родосской школы Харес, ученик Лисиппа. Другим знаменитым со­оружением такого же рода был Фаросский маяк, возведенный на скалистом островке в дельте Нила, неподалеку от Александрии. Маяк был пост-. роен в 283 г. до н. э. из мрамора, гранита и извест­няка. Постройкой руководил греческий архитектор Сострат Книдский. Высота маяка составляла ок. 120 м, он состоял из трех ярусов: четырехгранного, восьмигранного и круглого. Нижняя башня высотой 60 м была сложена из каменных плит, украшенных скульптурными рельефами; средняя — облицована плитами из белого мрамора. Верхний фонарь с ку­полом на гранитных колоннах был увенчан огром­ной бронзовой статуей бога Посейдона высотой 8 м.

Оба этих выдающихся памятника погибли в ре­зультате воздействия стихий: землетрясений и выветривания камня.

Для эллинистического градостроительства ха­рактерно подчеркнутое выделение администра­тивного и торгового центров города. Если в класси­ческую эпоху главным городским сооружением был храм, то теперь он превратился в часть общего центрального ансамбля, который включал в себя и многие другие типы строений. Установился новый принцип архитектурного решения главной площа­ди — агоры, которая окружалась крытыми порти­ками, придававшими ей замкнутый характер. Иногда центральная часть города состояла из не­скольких ансамблей, как, например, центр города в Милете, акрополь в Пергаме. В качестве основ­ных парадных магистралей обычно выделялись две пересекающиеся в центре города улицы, ар­хитектурно оформленные богаче остальных, что весьма близко римскому типу городской планиров­ки. Особенность эллинистических городов — изна-




АНТИЧНОСТЬ



Голова сатира. II в. до н. э.

чально ансамбевый подход к застройке, согласо­ванность зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом.

Большую популярность получает идея симмет­рии и фронтальности архитектурных композиций. Архитектурные типы общественных, культовых и жилых зданий восходят к эпохам греческой класси­ки и даже архаики, но их черты были трактованы в духе времени. Появились новые виды зданий: мусейоны, библиотеки. Синкретизм эллинистичес­ких религий повлиял на развитие культовых и ме­мориальных строений, в которых сильнее, чем прежде, проявлялось взаимодействие с архитек­турой Востока.

В строительстве храмов, наряду с периптером, широкое распространение получил более торже­ственный и нарядный диптер. Вместо строгого до­рического чаще применялся ионический ордер. Элли­нистическая трактовка ордера отличается свободным отношением к традиционной схеме и усилением де­коративного начала за счет конструктивного. Ордера подвергались местной интерпретации (псевдоко-


ринфские капители колонн в городише Ай-Ханум. свободный стиль святилища Асклепия на острове Кос, катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии). Если в сооружениях V в. до н. э. двухъярусная ко­лоннада использовалась только внутри храмовых святилищ (см. Парфенон), то в эллинистической архитектуре она стала применяться значительно шире. Так, например, святилище Афины в Пергаме окружено снаружи двухъярусным портиком.

Колонны ставились в несколько рядов и в святи­лищах, и в библиотеках, и на агорах; нередко пе­ред фасадом здания устанавливались дополнитель­ные колонны с пролетами для входа. Во всяком случае, первоначальное их назначение перестало учитываться.

Самым крупным сооружением эллинистических Афин был храм Зевса Олимпийского (т. н. Олим-пейон). Начатый еще в VI в. до к э. храм был закончен только при римском императоре Адриане во II в. н. э. Он представлял собой диптер длиной ок. 100 м, с двадцатью колоннами на продольных сторонах и восемью — на торцевых. Впервые в греческой архитектуре коринфский ордер, ис­пользовавшийся чаще во внутренних помещениях, был применен в наружной колоннаде. Другая извест­ная афинская постройка этой эпохи — Башня вет­ров, возведенная в середине I в. до н. э. Это восьми­гранное сооружение высотой ок. 12 м, поставленное на трехъярусное основание.

Снаружи на башне находились солнечные часы, внутри — механизм для водяных часов (клепсидры). Перед дверьми, ведущими в башню, с двух сторон находились коринфские портики. Башня была укра­шена фризом с аллегорическими изображениями летящих ветров — сюжет, очень популярный в Э. и. и в искусстве Древнего Рима. К числу характерных построек эллинистической эпохи относится также т. н. Арсинойон — храм великих богов на острове Самофраке — и многие жилые постройки остро­ва Делос.

Первые по времени произведения эллинистичес­кой скульптуры были созданы мастерами матери­ковой Греции и островов Эгейского архипелага. Однако здесь Э. и. не получило такого заостренно­го, отчетливого выражения, как, например, в Пер­гаме. Необычный характер эллинистического зодче­ства нашел отражение в эффектных пластических композициях алтарей Малой Азии. В изобрази­тельном искусстве, наряду с творческим и продук­тивным развитием классического наследия, суще­ствовала тенденция механического подражания классике (неоаттическая школа), порождавшая внут­ренне холодные, излишне патетические произведе­ния (статуя Аполлона Мусагета, начало III в. до:-:? Ватикан). Один из редких примеров подлин:-:;':




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: