Эллинизма искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Круг Лисиппа, возможно Лисистрата. Голова кулачного бойца. I в. до н. э.

верности классическому искусству — знаменитая статуя Афродиты Мелосской (Милосской). Статуя была найдена в XIX в. на небольшом островке Мелос. Автором этого произведения был скульптор Аге-сандр (или Александр — несколько отсутствующих в надписи букв не позволяют бесспорно установить его имя); видимо, оно было выполнено ок 120 г. до н э. Некоторые исследователи более осторожно опре­деляют время создания статуи (П1-П вв. до н. а).

Эта легендарная скульптура вошла в историю под латинизированным названием Венеры Милос­ской. Полуобнаженная фигура богини высечена из паросского мрамора, руки ее были утрачены еще в древности. Ученые предполагают, что одной ру­кой Афродита придерживала ниспадающую одеж­ду, а в другой держала яблоко, символ острова Мелос. Фигура богини кажется с разных точек зре­ния то гибкой и подвижной, то полной сдержанно­го покоя. Скульптор достиг удивительной тонкости в обработке поверхности мрамора: по ней легко скользят световые блики и прозрачные тени, со­здавая ощущение живого человеческого тела. Лицо


Афродиты исполнено спокойствия и одухотворенно­сти. Это произведение — замечательный образец того неуловимого равновесия, в котором нечасто находится присущая памятникам эллинизма жиз­ненная достоверность и чисто классицистическая благородная идеализированность. Ни одно из про­изведений этой эпохи не несет в себе так много черт высокого классического искусства. Сама труд­ность его датировки во многом объясняется нео­бычностью образа Афродиты Милосской для Э. и.

В некоторых приемах улавливаются отзвуки ху­дожественной манеры скульпторов V в. до н. э. Это, однако, не подражание, а продолжение классичес­кой традиции, уже потому хотя бы, что поза Аф­родиты содержит характерный для Э. и. 8-образ-ный поворот и легкий наклон.

Но милосская богиня — лишь одно из редких ис­ключений. Скульптура этой эпохи давно перестала служить гражданственным идеалам полиса; в ней уже долгое время усиливались отвлеченность и декоративность. На смену эстетике самодовлеюще­го спокойствия пришли динамичность, живая по-вествовательность, подчас иллюстративность. Один из характерных признаков искусства поздней клас­сики и эллинизма — следование учению о мимеси­се, подражании жизни. Тщательность и скрупулез­ность отражения реальности, которые нередко становятся самоцелью для художника, приводят к подчеркнутой натуралистичности, а в мастерстве больше всего ценится умение создавать полную иллюзию реальности. Скульптурная группа «Лаоко-он» и знаменитый Пергамский алтарь — наиболее характерные в этом отношении произведения, воплотившие к тому же наиболее оригинальные и неповторимые качества Э. и.: острый драматизм, экспрессию, патетическую страстность.

Не менее значительным и художественно совер­шенным эллинистическим памятником является т. н. Саркофаг Александра с изображенными на нем сценами битвы греков с персами. Мастер уделяет равное внимание изображению всадника, коня или деталей сбруи. Искусство здесь приобретает отпеча­ток утонченного академизма. Пластические формы эллинистической скульптуры строятся на взаимодей­ствии с окружающим пространством; избираются необычные ракурсы и жесты, смелые контрасты света и тени, сложный рисунок композиции. Харак­терный для искусства классики принцип архитек­тонической ясности здесь сменился типичным для Э. и. принципом общего живописного целого.

Этими чертами отмечена и замечательная статуя Ники Самофракийской, посвященная победе ро-досцев над флотом Птолемея. Это произведение — несомненный шаг вперед в изображении пластики




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: