Хрисоэлефантинная техника

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Г

АНТИЧНОСТЬ

Форум







с-.:*




Фидий и ученики. Нике-Ирида.

Статуя с западного фронтона

Парфенона. V в. до н. э.


Фидий. Аполлон. Римская копия

в мраморе с утраченного бронзового

оригинала, созданного ок. 460 г. до н. э.


Фидий. Аполлон. Современный

гипсовый слепок с мраморной копии,

покрытый бронзовой краской



ния», «Афина Парфенос» с рельефами щита. Ф. — одна из фигур в художественной истории Европы, чья жизнь еще в далеком прошлом была превра­щена в легенду, а имя воспринимается как символ творческого гения.

Литература:

Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

Колпинский Ю. Д. Искусство Древней Греции. М., 1961.

Нюберг С. Н. Фидий. М., 1941.

Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.

ФОРУМ (лат. 1огшп), в городах Древнего Рима главная городская площадь — центр политической жизни. Первоначальное назначение Ф. — рынок, — как правило, учитывалось при его возведении: на Ф. или близ него размещались торговые ряды. В самом Риме имелось несколько Ф., остававших­ся только рынками (т. н. Овощной и Бычий Ф.). Ар­хитектурная идея Ф. вытекала из его двойного предназначения: это было средоточие священной и одновременно мирской власти, воплощенное в общем замысле площади-города, площади-госу­дарства. Пространство Ф., окруженное колонными


портиками, резко выделялось из городской среды. Вместе с тем Ф. изначально соотносился с городс­кой планировкой, при прокладке главных улиц всегда учитывались особенности ландшафта, кото­рые должны были обеспечивать естественное и правильное расположение Ф. и Капитолия. После­дний представлял собой верхний храм (от лат. сари! — голова, верхняя часть), т. е. святилище, посвященное Юпитеру, Юноне и Минерве, т. н. римской триаде. Эти божества считались основны­ми покровителями города; Капитолий был конеч­ным пунктом торжественных процессий (см. Арка триумфальная). По этим причинам для Капитолия при планировке города предназначался наиболее высокий холм, который в ходе возведения Ф. пре­вращался в обширную прямоугольную площадку с подпорными стенами.

Капитолий, опоясанный колоннадой, венчал го­род и был виден со всех его точек, а в приморс­ких городах — и с моря.

От входных ворот к фасаду Капитолия вела очень широкая лестница в несколько маршей: сам фасад был богато декорирован. Сюжеты скульптур и






 
 



Римский Форум. 111-И вв. до н. э.


декора имели аллегорический и символический ха­рактер, связанный с прославлением богов и города.

Средоточие официальной светской власти на Ф. было представлено архитектурно единой систе­мой зданий городского сената и курии (учрежде­ний, функционировавших как орган республиканс­кой, а позднее императорской власти и как город­ская администрация); претории (резиденции военной власти) и базилики, которая традиционно была местом проведения суда и крупных торговых сделок. В императорский период число Ф. растет, и римский Ф. постепенно превращается в сложный по композиции парадный ансамбль-памятник воен­ной и политической славы императора. Архитек­турное решение Ф. в этот период отмечено подчер­кнутой стилевой целостностью, и весь ансамбль со­здается по единому плану. Так был построен грандиозный ансамбль Ф. Траяна в Риме — один из наиболее развитых ансамблей этого типа (архитек­тор Аполлодор из Дамаска).

Комплекс римского Ф. (строился с VI в до н. а) ме­нее целостен, поскольку включает в себя очень много элементов (22 самостоятельных объекта), но позво­ляет оценить многообразие смысловых и художе­ственных задач этого сооружения. Он включает в себя кроме храма Сатурна (1) также храмы Кас­тора и Поллукса (18), Антонина и Фаустины (9), базилику Максенция, или Константина (8), арки Тита (15) и Септимия Севера (5) — сооружения и здания, построенные с VI в. до н. а по I в. н. а Ан­самбль римского Ф. также включает Священную Дорогу (Виа Сакра, 2), храмы Веспасиана (3), Ро-мула (11), Юлия Цезаря (13), Венеры (14), Весты (16), Марии (19), Августа (21). В число сооружений входят Ростральный подиум (4), Курия (6), Коли­зей (10), Колонна (12), Дом весталок (17), базилики Эмилия (7) и Юлия (22). Неподалеку находится центр легендарной истории Рима — холм Палатин (20). Все основные принципы, разработанные рим­ским градостроительством и зодчеством, от осево­го принципа планировки ансамбля до конкретных типов декора, воплотились в архитектурной идее Ф. с предельной наглядностью.

Литература:

Всеобщая история архитектуры: В 5 т. М., 1973. Т. 2.

Культура Древнего Рима: В 2 т. М., 1985. Т. 1-2.

ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ ТЕХНИКА (от греч. СПП508 — золото и е1ерпап1;о8 — слоновая кость), декоративная техника в монументальной древне­греческой скульптуре периода высокой классики. Обычно использовалась для изображения богов, статуи которых помещались в посвященных им главных храмах города. Статуя в X. т. выполнялась путем набивки или наклеивания на специальный каркас пластинок из золота и слоновой кости.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: