ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Г
АНТИЧНОСТЬ
Форум
с-.:*
Фидий и ученики. Нике-Ирида.
Статуя с западного фронтона
Парфенона. V в. до н. э.
Фидий. Аполлон. Римская копия
в мраморе с утраченного бронзового
оригинала, созданного ок. 460 г. до н. э.
Фидий. Аполлон. Современный
гипсовый слепок с мраморной копии,
покрытый бронзовой краской
ния», «Афина Парфенос» с рельефами щита. Ф. — одна из фигур в художественной истории Европы, чья жизнь еще в далеком прошлом была превращена в легенду, а имя воспринимается как символ творческого гения.
Литература:
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Колпинский Ю. Д. Искусство Древней Греции. М., 1961.
Нюберг С. Н. Фидий. М., 1941.
Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.
ФОРУМ (лат. 1огшп), в городах Древнего Рима главная городская площадь — центр политической жизни. Первоначальное назначение Ф. — рынок, — как правило, учитывалось при его возведении: на Ф. или близ него размещались торговые ряды. В самом Риме имелось несколько Ф., остававшихся только рынками (т. н. Овощной и Бычий Ф.). Архитектурная идея Ф. вытекала из его двойного предназначения: это было средоточие священной и одновременно мирской власти, воплощенное в общем замысле площади-города, площади-государства. Пространство Ф., окруженное колонными
портиками, резко выделялось из городской среды. Вместе с тем Ф. изначально соотносился с городской планировкой, при прокладке главных улиц всегда учитывались особенности ландшафта, которые должны были обеспечивать естественное и правильное расположение Ф. и Капитолия. Последний представлял собой верхний храм (от лат. сари! — голова, верхняя часть), т. е. святилище, посвященное Юпитеру, Юноне и Минерве, т. н. римской триаде. Эти божества считались основными покровителями города; Капитолий был конечным пунктом торжественных процессий (см. Арка триумфальная). По этим причинам для Капитолия при планировке города предназначался наиболее высокий холм, который в ходе возведения Ф. превращался в обширную прямоугольную площадку с подпорными стенами.
Капитолий, опоясанный колоннадой, венчал город и был виден со всех его точек, а в приморских городах — и с моря.
От входных ворот к фасаду Капитолия вела очень широкая лестница в несколько маршей: сам фасад был богато декорирован. Сюжеты скульптур и
Римский Форум. 111-И вв. до н. э.
декора имели аллегорический и символический характер, связанный с прославлением богов и города.
Средоточие официальной светской власти на Ф. было представлено архитектурно единой системой зданий городского сената и курии (учреждений, функционировавших как орган республиканской, а позднее императорской власти и как городская администрация); претории (резиденции военной власти) и базилики, которая традиционно была местом проведения суда и крупных торговых сделок. В императорский период число Ф. растет, и римский Ф. постепенно превращается в сложный по композиции парадный ансамбль-памятник военной и политической славы императора. Архитектурное решение Ф. в этот период отмечено подчеркнутой стилевой целостностью, и весь ансамбль создается по единому плану. Так был построен грандиозный ансамбль Ф. Траяна в Риме — один из наиболее развитых ансамблей этого типа (архитектор Аполлодор из Дамаска).
Комплекс римского Ф. (строился с VI в до н. а) менее целостен, поскольку включает в себя очень много элементов (22 самостоятельных объекта), но позволяет оценить многообразие смысловых и художественных задач этого сооружения. Он включает в себя кроме храма Сатурна (1) также храмы Кастора и Поллукса (18), Антонина и Фаустины (9), базилику Максенция, или Константина (8), арки Тита (15) и Септимия Севера (5) — сооружения и здания, построенные с VI в. до н. а по I в. н. а Ансамбль римского Ф. также включает Священную Дорогу (Виа Сакра, 2), храмы Веспасиана (3), Ро-мула (11), Юлия Цезаря (13), Венеры (14), Весты (16), Марии (19), Августа (21). В число сооружений входят Ростральный подиум (4), Курия (6), Колизей (10), Колонна (12), Дом весталок (17), базилики Эмилия (7) и Юлия (22). Неподалеку находится центр легендарной истории Рима — холм Палатин (20). Все основные принципы, разработанные римским градостроительством и зодчеством, от осевого принципа планировки ансамбля до конкретных типов декора, воплотились в архитектурной идее Ф. с предельной наглядностью.
Литература:
Всеобщая история архитектуры: В 5 т. М., 1973. Т. 2.
Культура Древнего Рима: В 2 т. М., 1985. Т. 1-2.
ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ ТЕХНИКА (от греч. СПП508 — золото и е1ерпап1;о8 — слоновая кость), декоративная техника в монументальной древнегреческой скульптуре периода высокой классики. Обычно использовалась для изображения богов, статуи которых помещались в посвященных им главных храмах города. Статуя в X. т. выполнялась путем набивки или наклеивания на специальный каркас пластинок из золота и слоновой кости.