ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Этрусская скульптура
АНТИЧНОСТЬ
условность изображения деталей здесь даже заметнее, нежели в архаических скульптурах греков; многие из ранних скульптур напоминают изделия финикийских и пунических мастеров (мужская голова с погребальной урны-канопы, VI в. до а а). Впоследствии входит в употребление более пластичный алебастр; из него нередко создаются не цельные, а составные статуи. Часто можно встретить изваяния сидящих фигур, в виде которых делались надгробные знаки — циппы, нечто вроде могильного памятника. Формы человека чаще всего придавались и урнам-пеплохранительницам, которые помещали на подставку в виде сиденья. Однако антропоморфной была лишь голова; тело заменяло тулово урны, украшенное разнообразным орнаментом, рельефом, изображающими ритуальные сцены или символы. В более поздних произведениях начинают доминировать попытки передачи жеста, человеческие фигуры изображаются более детализирований В конце VI в. до н. э. распространились скульптурно богатые саркофаги со сложным пластическим декором. Широко известным примером является терракотовый саркофаг из Черветри с изображением на крышке супружеской четы. Он, несомненно, исполнялся по частям и отличался изысканной лаконичностью и обобщенностью художественного решения, сопоставимы-
|
|
Мужская голова с погребальной урны-канопы. VI в. до н. э.
ми с лучшими образцами египетских и малоазийс-ких надгробных статуй.
В искусстве Этрурии V в. до н. э. быстро менялись стилевые формы, что с особенной наглядностью проявилось в бронзовых изделиях. Некоторые исследователи приписывают этрусскому мастеру Вулке знаменитую статую «Капитолийская волчица». Волчица изображена кормящей основателей Рима — Ромула и Рема (фигуры их утрачены; существующие ныне выполнены в XVI в.). В этой скульптуре поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры, но и умение художника объединить детали в единое целое — образ зловещего и сурового величия. Недаром статуя «Капитолийская волчица» в последующие эпохи воспринималась как символ сурового и жестокого Рима (илл. см. в статье Этрусков искусство). Произведение это еще отличает статичность; однако несколько более поздняя «Химера из Ареццо» полна динамики и экспрессии. Смело показано сложное движение химеры, искусно смоделирована ее кожа, напряженные мускулы и складки у глаз.
Обретают популярность статуэтки воинов и богов, изображенных уже не в условной системе пропорций, а в максимальном приближении к действительной человеческой пластике. Они реже являются декоративными украшениями сосудов или
|
|
Химера из Ареццо. Конец V в. до н. э.
Лежащий этруск. Крышка погребальной урны. IV в. до н. э.
Скульптурный декор храма Ара делла Регина. Крылатые кони. IV в. до н. э.
каноп и превращаются в самостоятельный жанр скульптуры. Во всех случаях в этих фигурках, как и в этрусских росписях, господствует динамика, и человек изображается в сложном движении (бег, прыжок в воду и т. д.). Примечательно, что, в отличие от греческих мастеров, этрусские не избегают брать в качестве темы образ умирающего воина. Это различие в эстетике приобрело особенно драматический и пророческий характер в IV в. до н. э., когда катастрофические перемены в истории страны заставили этрусских мастеров обратиться к изображению преимущественно трагических сцен. Как и в живописи, новая эпоха привела к изменению характера скульптурных образов. Но перемены здесь не были столь стремительными. Более консервативная погребальная скульптура долгое время сохраняла свою образность, и лишь новые технические приемы (более тщательная моделировка, мягкость проработки деталей, разнообразие поз) свидетельствовали о том, что эволюция художественной системы этрусской культуры касалась и области скульптуры. В IV в. до н. э.
в ходу были еще традиционные погребальные вазы-канопы, но изменился стиль их скульптурного декора. В этот период в погребальной скульптуре наблюдалось одновременное развитие двух стилевых направлений. Одно из них можно назвать архаизирующим (возможно, оно связано со стремлением сохранить перед лицом трагических событий собственную древнюю художественную традицию). Второе направление представляет Э. с. во всем блеске ее современных технических и выразительных возможностей. Примером овладения Э. с. сложной композицией является фигура сатира с мечом, а также статуя молодого воина в шлеме, называемого иногда Марсом из Тоди. Техника бронзовой отливки достигла здесь высокого уровня. Детали скульптуры создавались отдельно, сохранялась традиция инкрустировать глазницы.
Но самым выдающимся произведением этой эпохи может служить исключительный по качеству исполнения памятник: бронзовая крышка от погребальной урны с фигурой лежащего молодого этруска. Фигура изображена в сложной позе, с нео-