Этрусская скульптура

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Этрусская скульптура


АНТИЧНОСТЬ



 
 


условность изображения деталей здесь даже за­метнее, нежели в архаических скульптурах гре­ков; многие из ранних скульптур напоминают изде­лия финикийских и пунических мастеров (мужская голова с погребальной урны-канопы, VI в. до а а). Впоследствии входит в употребление более плас­тичный алебастр; из него нередко создаются не цельные, а составные статуи. Часто можно встре­тить изваяния сидящих фигур, в виде которых де­лались надгробные знаки — циппы, нечто вроде могильного памятника. Формы человека чаще все­го придавались и урнам-пеплохранительницам, которые помещали на подставку в виде сиденья. Однако антропоморфной была лишь голова; тело заменяло тулово урны, украшенное разнообраз­ным орнаментом, рельефом, изображающими ри­туальные сцены или символы. В более поздних произведениях начинают доминировать попытки пе­редачи жеста, человеческие фигуры изображаются более детализирований В конце VI в. до н. э. рас­пространились скульптурно богатые саркофаги со сложным пластическим декором. Широко извест­ным примером является терракотовый саркофаг из Черветри с изображением на крышке супружес­кой четы. Он, несомненно, исполнялся по частям и отличался изысканной лаконичностью и обобщен­ностью художественного решения, сопоставимы-


Мужская голова с погребальной урны-канопы. VI в. до н. э.



ми с лучшими образцами египетских и малоазийс-ких надгробных статуй.

В искусстве Этрурии V в. до н. э. быстро меня­лись стилевые формы, что с особенной наглядно­стью проявилось в бронзовых изделиях. Некоторые исследователи приписывают этрусскому мастеру Вулке знаменитую статую «Капитолийская волчи­ца». Волчица изображена кормящей основателей Рима — Ромула и Рема (фигуры их утрачены; су­ществующие ныне выполнены в XVI в.). В этой скульптуре поражает не только наблюдатель­ность в воспроизведении натуры, но и умение ху­дожника объединить детали в единое целое — об­раз зловещего и сурового величия. Недаром статуя «Капитолийская волчица» в последующие эпохи воспринималась как символ сурового и жестокого Рима (илл. см. в статье Этрусков искусство). Про­изведение это еще отличает статичность; однако несколько более поздняя «Химера из Ареццо» пол­на динамики и экспрессии. Смело показано слож­ное движение химеры, искусно смоделирована ее кожа, напряженные мускулы и складки у глаз.

Обретают популярность статуэтки воинов и бо­гов, изображенных уже не в условной системе пропорций, а в максимальном приближении к дей­ствительной человеческой пластике. Они реже яв­ляются декоративными украшениями сосудов или





Химера из Ареццо. Конец V в. до н. э.


Лежащий этруск. Крышка погребальной урны. IV в. до н. э.


Скульптурный декор храма Ара делла Регина. Крылатые кони. IV в. до н. э.



каноп и превращаются в самостоятельный жанр скульптуры. Во всех случаях в этих фигурках, как и в этрусских росписях, господствует динамика, и человек изображается в сложном движении (бег, прыжок в воду и т. д.). Примечательно, что, в отли­чие от греческих мастеров, этрусские не избегают брать в качестве темы образ умирающего воина. Это различие в эстетике приобрело особенно дра­матический и пророческий характер в IV в. до н. э., когда катастрофические перемены в истории стра­ны заставили этрусских мастеров обратиться к изображению преимущественно трагических сцен. Как и в живописи, новая эпоха привела к изме­нению характера скульптурных образов. Но пере­мены здесь не были столь стремительными. Более консервативная погребальная скульптура долгое время сохраняла свою образность, и лишь новые технические приемы (более тщательная модели­ровка, мягкость проработки деталей, разнообра­зие поз) свидетельствовали о том, что эволюция художественной системы этрусской культуры ка­салась и области скульптуры. В IV в. до н. э.


в ходу были еще традиционные погребальные вазы-канопы, но изменился стиль их скульптурно­го декора. В этот период в погребальной скульпту­ре наблюдалось одновременное развитие двух стилевых направлений. Одно из них можно назвать архаизирующим (возможно, оно связано со стрем­лением сохранить перед лицом трагических собы­тий собственную древнюю художественную тради­цию). Второе направление представляет Э. с. во всем блеске ее современных технических и выра­зительных возможностей. Примером овладения Э. с. сложной композицией является фигура сатира с мечом, а также статуя молодого воина в шлеме, называемого иногда Марсом из Тоди. Техника брон­зовой отливки достигла здесь высокого уровня. Де­тали скульптуры создавались отдельно, сохраня­лась традиция инкрустировать глазницы.

Но самым выдающимся произведением этой эпо­хи может служить исключительный по качеству исполнения памятник: бронзовая крышка от погре­бальной урны с фигурой лежащего молодого эт­руска. Фигура изображена в сложной позе, с нео-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: