double arrow

Этрусская керамика

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ШШЙШШШ!





Но к концу Ш в. до н. а наблюдается усиление внимания к декору и некоторая схематичность тра­диционных этрусских приемов. Заметно усилива­ется графичность в художественном решении, за­тейливой тщательности в передаче деталей одежды, украшений, предметов утвари. Одна из последних росписей, в которых проявился высокий драма­тизм, нараставший во П в. до н. а в Э. ж, — гроб­ница Тифонов, образы которой напоминают стиль рельефного фриза Пергамского алтаря. Тем не ме­нее Э. ж., испытавшая сильнейшее воздействие культуры завоевателей, практически остается единственной художественной областью, в которой достижения мастеров покоренного народа остались непревзойденными.

Литература:

Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982.

Соколов Г. И. Искусство этрусков. М,, 1990.

ЭТРУССКАЯ КЕРАМИКА, изделия мастеров-керамистов и скульпторов из Этрурии, сохранив­шиеся с VII—Ш вв. до н. э. Э. к. не менее, чем другие художественные работы этрусских мастеров, от­личалась своеобразием. Из мастерских выходила всевозможная посуда, чаще всего причудливая по форме, с ручками, изображающими человеческие или звериные фигурки, в виде животного или пти-


цы. Очень характерен в этом смысле небольшой эт-русско-коринфский бальзамарий в виде обезьянки. Основными материалами этрусских керамистов была терракота и глина. Этрусские ваятели придава­ли большое значение цвету: применялись черный и красный лаки, пурпур, белая краска.

Особенной оригинальностью отличаются культо­вые изделия, предназначенные для погребальных церемоний. Этрусские мастера часто изготавлива­ли разнообразные урны-канопы с крышками, изоб­ражавшими человеческие фигурки или головы, ко­торые изготавливались с особенной тщательностью. Большинство из них напоминает виллановианские сосуды, но форма их изменена. Узор делит сосуд на несколько горизонтальных полос с различным рисунком; некоторые из них выполнены в технике низкого рельефа. Эти изделия, формально по ма­териалу и типу техники принадлежащие к сфере прикладного искусства, фактически являются ско­рее памятниками скульптуры: так значителен по смыслу и художественным достоинствам их рель­ефный декор.

Собственно прикладные изделия Э. к. легко узна­ваемы. Сосуды красноватого или темного цвета со­здавались из глины как вручную, так и с помощью гончарного круга. Некоторые сосуды изготавлива­лись из черной глины, с толстыми стенками и вы­ступающими на поверхности массивными украшени­ями (эти черные сосуды получили условное название «буккеро», связанное со сходством этих ве­щей с керамикой древних американских индейцев, называвшейся испанцами «букаро»). Другие сосуды имели легкие и тонкие стенки, а узор процарапы­вался на поверхности. Необыкновенно сложны и де­коративно затейливы этрусские глиняные котлы на высоких фигурных подставках. Детали подстав­ки соединены декоративными рельефными фигура­ми в виде стилизованных зверей, которые служи­ли и ручками, и украшениями. На поверхности подставки нанесены коричневой краской геометри­ческие узоры. Были широко распространены сосу­ды удлиненной формы, завершающиеся головой животного или птицы, стилизованными изображе­ниями растений.

Порою глиняные изделия Э. к. явно повторяют формы и декор бронзовых сосудов, но еще чаще можно заметить в ней следы воздействия манеры греческих мастеров эпохи геометрического стиля. Так, некоторые этрусские кратеры почти в точно­сти повторяют роспись аргосских сосудов с их симметричными композициями. Такие изделия с течением времени все чаще стали дополняться и декоративными рельефными украшениями. Од­нако во всех случаях оригинальные памятники Э. к. сохраняют массивность и тяжеловесность.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: