ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
АНТИЧНОСТЬ
Этрусская керамика
Погребальная урна-канопа. Конец VII в. до н. э.
Котел-лебес на фигурной подставке. Конец VII в. до н. э.
Этрусско-коринфский бальзамарий в виде обезьянки. VII в. до н. э.
С середины VI в. до н. а в употребление у этрусков вошла чернофигурная вазопись, подражающая искусству греческих мастеров. В их росписях преобладают растительные мотивы и изображения животных и птиц. Обычно вазы местных мастеров отличаются равноправным сочетанием сюжетных и орнаментальных узоров. Аристократы Этрурии увлекались чернофигурными и краснофигурными вазами, и не случайно именно в этрусских гробницах обнаружены многие прекрасные произведения греческой керамики. Однако стиль их собственных мастеров продолжал развиваться в согласии с общими принципами этрусской культуры.
Позже, нежели в греческих мастерских, появились у этрусков краснофигурные росписи. В них много общего с италийской керамикой, но изображения выполнены с типичной для этрусского искусства резкостью контура и преобладанием орнаментального начала. В Э. к. V в. до н. э. применялась и особенная техника: на поверхность сосуда, уже покрытого черным лаком, наносились красным лаком фигуры с процарапанными деталями. Но в целом вазопись этрусков IV в. до н. э. представляет собой лишь довольно самобытное подражание греческому искусству классического периода. Почти
|
|
на столетие этрусские вазописцы отставали в использовании различных стилевых приемов. По существу, замечательный живописный талант этрусских мастеров находил свое применение в другой области, относительно мало развитой у греков, в монументальных фресках усыпальниц. Однако сильные стороны этрусской живописной манеры редко находили себе применение в керамике. В этрусских росписях слабее проявлено чувство ритма композиции, обобщенности художественного решения, зато свободно проявляет себя резкая динамика и даже гротеск. Широко были распространены в эту эпоху и гротескные фигурные сосуды в виде разнообразных голов.
Наиболее интересными в истории искусства этрусков являются, таким образом, не поздние, а ранние изделия. Художественная Э. к Щ-1 вв. до н а больше, чем другие области творчества, свидетельствует о постепенной утрате самобытности и высокого мастерства. Нарастают тенденции возвращения к архаическим формам с их замысловатостью и усложненностью, но уже без наивной органичности. К типичным произведениям поздней Э. к. относятся сложные изделия, объединяющие вместе несколько сосудов. Возвращаются в обиход фи-
|
|
Олтос. Девушка, надевающая сандалию. Деталь амфоры из Этрурии. IV в. до н. э.
гурные изделия в виде животных и птиц. Лучшие из этих произведений расписаны уже не в этрусском, а в обретшем всеевропейскую славу греческом стиле.
Литература:
Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Искусство Этрурии и Древней Италии. М., 1988.
Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990.
ЭТРУССКАЯ СКУЛЬПТУРА, художественные изделия мастеров Этрурии VII—Ш вв. до н. э. В богатейшей области Э. с. достаточно отчетливо выделяется несколько видовых групп, сохраняющих свои собственные каноны и быстрее или медленнее испытывающих воздействие греческого, восточного или других стилей. К числу таких разновидностей относятся: обширная группа погребальных изделий; посвятительная скульптура с преобладающим типом изделий мелкой пластики; декоративная скульптура — от терракотового убранства храмов до рельефных украшений бронзовой и глиняной утвари.
В Э. с. камень используется гораздо реже, чем в греческой. Владея ваянием из каменных и мраморных монолитов, этрусские мастера все же предпочитали глиняную и терракотовую пластику, что свидетельствует о родстве их практики с художественными принципами восточных народов. Для этрусского искусства не характерны монументальные скульптурные работы; чаще встречаются небольшие по размерам изваяния — даже фигуры богов, воинов и героев. Имена мастеров утрачены; известно лишь полулегендарное имя жившего в конце VI — начале V в. до н. э. Вулки (упомянуто Плинием). Особенно важное место занимает в искусстве этрусков погребальная скульптура. Наибо-
лее распространены в ранний период бронзовые статуэтки и скульптурные украшения погребальных ^урн-каноп. В композиции таких изделий преобладает фронтальное расположение и статичность. Пропорции фигур пока еще условны однако при внешней неподвижности им свойственна своеобразная выразительность и даже динамика в решении некоторых деталей. Многие фигурки выполнялись из слоновой кости, и в этом случае их поверхность тщательно обрабатывалась и украшалась золотой фольгой. Иногда из слоновой кости вырезались небольшие скульптурные группы. Лица их отличались большой выразительностью, но поначалу были мало проработаны пропорции фигуры, особенно руки. В искусстве VI—V вв до н. а гораздо шире используется камень, в том числе мрамор. Центрами производства каменной скульптуры стали города Вульчи и Кьюзи. К этому времени окончательно определились центры по изготовлению разных скульптурных изделий. Так. статуи животных выполняли преимущественно ваятели Вульчи, урны из терракоты — гончары Кьюзи; саркофаги — мастера Тарквиний и т. д.
Украшение котла-лебеса. VII в. до н. э. |
Каменные изваяния напоминают произведения греческой архаики: у них массивные, застылые очертания, длинные локоны, огромные, широко раскрытые глаза. Слабая расчлененность форм и