Этрусская скульптура

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

АНТИЧНОСТЬ

Этрусская керамика









Погребальная урна-канопа. Конец VII в. до н. э.


Котел-лебес на фигурной подставке. Конец VII в. до н. э.


Этрусско-коринфский бальзамарий в виде обезьянки. VII в. до н. э.



С середины VI в. до н. а в употребление у этрусков вошла чернофигурная вазопись, подражающая ис­кусству греческих мастеров. В их росписях преоб­ладают растительные мотивы и изображения жи­вотных и птиц. Обычно вазы местных мастеров отличаются равноправным сочетанием сюжетных и орнаментальных узоров. Аристократы Этрурии ув­лекались чернофигурными и краснофигурными ва­зами, и не случайно именно в этрусских гробницах обнаружены многие прекрасные произведения греческой керамики. Однако стиль их собственных мастеров продолжал развиваться в согласии с об­щими принципами этрусской культуры.

Позже, нежели в греческих мастерских, появи­лись у этрусков краснофигурные росписи. В них много общего с италийской керамикой, но изобра­жения выполнены с типичной для этрусского ис­кусства резкостью контура и преобладанием орна­ментального начала. В Э. к. V в. до н. э. применялась и особенная техника: на поверхность сосуда, уже покрытого черным лаком, наносились красным ла­ком фигуры с процарапанными деталями. Но в це­лом вазопись этрусков IV в. до н. э. представляет собой лишь довольно самобытное подражание гре­ческому искусству классического периода. Почти


на столетие этрусские вазописцы отставали в ис­пользовании различных стилевых приемов. По су­ществу, замечательный живописный талант этрус­ских мастеров находил свое применение в другой области, относительно мало развитой у греков, в монументальных фресках усыпальниц. Однако сильные стороны этрусской живописной манеры редко находили себе применение в керамике. В эт­русских росписях слабее проявлено чувство ритма композиции, обобщенности художественного ре­шения, зато свободно проявляет себя резкая дина­мика и даже гротеск. Широко были распростране­ны в эту эпоху и гротескные фигурные сосуды в виде разнообразных голов.

Наиболее интересными в истории искусства эт­русков являются, таким образом, не поздние, а ранние изделия. Художественная Э. к Щ-1 вв. до н а больше, чем другие области творчества, свиде­тельствует о постепенной утрате самобытности и высокого мастерства. Нарастают тенденции возвра­щения к архаическим формам с их замысловатос­тью и усложненностью, но уже без наивной орга­ничности. К типичным произведениям поздней Э. к. относятся сложные изделия, объединяющие вмес­те несколько сосудов. Возвращаются в обиход фи-






Олтос. Девушка, надевающая сандалию. Деталь амфоры из Этрурии. IV в. до н. э.

гурные изделия в виде животных и птиц. Лучшие из этих произведений расписаны уже не в этрус­ском, а в обретшем всеевропейскую славу гречес­ком стиле.

Литература:

Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Искусство Этрурии и Древ­ней Италии. М., 1988.

Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990.

ЭТРУССКАЯ СКУЛЬПТУРА, художественные изделия мастеров Этрурии VII—Ш вв. до н. э. В бо­гатейшей области Э. с. достаточно отчетливо вы­деляется несколько видовых групп, сохраняющих свои собственные каноны и быстрее или медленнее испытывающих воздействие греческого, восточного или других стилей. К числу таких разновидностей относятся: обширная группа погребальных изделий; посвятительная скульптура с преобладающим ти­пом изделий мелкой пластики; декоративная скульптура — от терракотового убранства хра­мов до рельефных украшений бронзовой и глиня­ной утвари.

В Э. с. камень используется гораздо реже, чем в греческой. Владея ваянием из каменных и мрамор­ных монолитов, этрусские мастера все же предпо­читали глиняную и терракотовую пластику, что свидетельствует о родстве их практики с художе­ственными принципами восточных народов. Для эт­русского искусства не характерны монументаль­ные скульптурные работы; чаще встречаются небольшие по размерам изваяния — даже фигуры богов, воинов и героев. Имена мастеров утрачены; известно лишь полулегендарное имя жившего в конце VI — начале V в. до н. э. Вулки (упомянуто Плинием). Особенно важное место занимает в ис­кусстве этрусков погребальная скульптура. Наибо-


лее распространены в ранний период бронзовые статуэтки и скульптурные украшения погребаль­ных ^урн-каноп. В композиции таких изделий пре­обладает фронтальное расположение и статич­ность. Пропорции фигур пока еще условны однако при внешней неподвижности им свойствен­на своеобразная выразительность и даже динамика в решении некоторых деталей. Многие фигурки выполнялись из слоновой кости, и в этом случае их поверхность тщательно обрабатывалась и укра­шалась золотой фольгой. Иногда из слоновой кости вырезались небольшие скульптурные группы. Лица их отличались большой выразительностью, но поначалу были мало проработаны пропорции фигуры, особенно руки. В искусстве VI—V вв до н. а гораздо шире используется камень, в том числе мрамор. Центрами производства каменной скульп­туры стали города Вульчи и Кьюзи. К этому вре­мени окончательно определились центры по изго­товлению разных скульптурных изделий. Так. статуи животных выполняли преимущественно ва­ятели Вульчи, урны из терракоты — гончары Кьюзи; саркофаги — мастера Тарквиний и т. д.


Украшение котла-лебеса. VII в. до н. э.

Каменные изваяния напоминают произведения греческой архаики: у них массивные, застылые очертания, длинные локоны, огромные, широко раскрытые глаза. Слабая расчлененность форм и





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: