double arrow

Этрусская живопись

Этрусков искусство


АНТИЧНОСТЬ



(крышка саркофага из Тарквиниев с изображением супружеской пары; бронзовая фигура лежащего этруска IV в. до н. э. из собрания Эрмитажа).

В III—I вв. до н. э. такой тип надгробной скульпту­ры становится обычным и выполняется из глины, терракоты с раскраской (саркофаг из Тускании, саркофаг Ларции Сеянти, III—II вв. до н. э.).

В период расцвета архаического искусства шире используется камень. Работы этрусских мастеров в круглой скульптуре до конца истории Э. и. в большей или меньшей степени напоминают про­изведения периода греческой архаики, причем ус­ловность изображения деталей даже выше, неже­ли в архаических скульптурах греков. Множество скульптур создается из более пластичного алебаст­ра. Особенным мастерством и своеобразием отли­чаются произведения декоративной скульптуры и мелкой пластики из бронзы (Химера из Ареццо, сатир с мечом, Марс из Тоди, IV в. до н. э.). Произ­ведения круглой скульптуры всех жанров посте­пенно обретают реалистические пропорции, и ос­новное внимание, как и в других областях Э. и., в них уделяется передаче движения. К началу эл­линистического периода необыкновенно возрастает интерес этрусских мастеров к портрету. Ряд произ­ведений Ш-1 вв. до н. э. предвосхищает римские портретные скульптуры. Черты портретной инди­видуализации, драматизма и прихотливой выра-


зительности проявляются и в декоративной скуль­птуре — статуэтках храмовых фронтонов, анте­фиксах, фризах из терракоты. Своеобразными чер­тами отмечены и этрусские рельефы.

В древнейших этрусских сооружениях ориента-лизирующего периода живописные композиции отсутствуют. Но именно в это время начинают при­меняться красочные покрытия орнаментального ха­рактера. Самый ранний из таких памятников — гробница Кампана близ Вей с разноцветными сте­нами и узором на них из цветных треугольников. Стены и свод этой гробницы украшены также изображениями животных (лошадь, пантера, лань) и фантастических существ. Фигуры выполнены в манере, напоминающей росписи древнегреческих ваз ориентализирующего (коврового) стиля. К этой же эпохе относятся плиты из гробниц Черветери.

В последующие годы все чаще появлялись над­гробные стелы с рельефами, особенно в областях Этрурии, граничивших с Грецией. В архаический период Э. и. живопись приобретает исключительно важное значение. Первой (при Тарквиниях) дости­гает расцвета погребальная живопись, примером которой являются многочисленные, с фигурными цветными композициями склепы некрополя Монте-роцци. В связи с распространением росписи склепы стали делать просторнее и выше; живопись обре­ла разнообразие и в отношении техники (фреска,







Торец расписного саркофага из Тарквиниев. Конец IV в. до н. э.


Золотая булавка из Ветулонии. VII в. до н. э.



ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Золотой браслет из Ветулонии. VII в. до н. э.

роспись по сухой штукатурке, по поверхности мо­нолитной стены). Живописными композициями по­крывалось все пространство погребального поме­щения вплоть до потолка. Характерным примером росписи в Э. и. является т. н. гробница Быков, где имеются не только декоративные изображения и сюжетные сценки, но и имитированные детали храмовой архитектуры: двускатная кровля, про­дольная балка и т. д. В последующую эпоху компо­зиции росписей в гробницах приобретают более дробный характер. Вместе с тем живопись У1-1У вв. до н. э. свидетельствует о необыкновенном интере­се этрусских мастеров к передаче движения, к пейзажу, жанрово-бытовым сюжетам.

Лишь в IV в. до н. а эта тематика сменяется тра­гически-созерцательными образами (росписи гроб­ницы Чудовищ, IV в. до н. э.), и одновременно большую утонченность и разнообразие обретают приемы живописной техники. Более тщательной и искусной становится моделировка, расширяется цветовая гамма, появляется большая точность в передаче деталей. Редким памятником погре­бальной живописи IV в. до н. э. является расписной саркофаг из Тарквиний, выполненный в мраморе и украшенный снаружи сценами борьбы греков с ама­зонками. Характерны не только свобода и смелость рисунка, точность деталей, но и чувство простран­ства и объема, проявленное этрусским мастером. Движения фигур переданы с предельной экспресси­ей. Можно сказать, что в эту эпоху этруски настоль­ко же превосходят греков в живописи, насколько уступают им в вазописи.

Искусство керамистов, торевтов и ювелиров Эт­рурии не менее своеобразно. Произведения этих мастеров долгое время служили статьей дохода для многих этрусских городов и областей. В VII в. до н. э. в Э. и. широко распространилось изготовле­ние ювелирных изделий, украшенных орнамен­тальными и фигурными композициями. Фибулы, бляхи и украшения выполнялись из золота и по стилю напоминают произведения «звериного» стиля мастеров Северного Причерноморья. Вместе с тем в орнаменте используются чисто греческие формы — треугольники, зигзаги, меандр. Замечательным ма­стерством отмечены прославленные современника­ми золотые изделия из Ветулонии, украшенные


фигурками животных, сфинксов, процессий зверей и птиц — мотивами, пришедшими из древнегре­ческой вазописи VII в. до н. э. Широко используется техника грануляции; нередко золото сочетается с другими материалами. Однако полихромия в Э. и. торевтики не была популярна, мастера предпочи­тали однородный материал, но разнообразную об­работку его фактуры. Во второй половине VI в. до н. э. ремесленники освоили производство резных камней, интерес к которым был вызван знаком­ством с греческими геммами. В V в. до н. э. все чаще появлялось в ювелирных изделиях изображение че­ловеческого лица. Все увереннее отходили этруски от условных и обобщенных форм, стремясь к боль­шей достоверности и конкретности изображений.

Э. и. оказало сильное влияние на культурное развитие Древней Италии, особенно римлян, для которых этрусские мастера были образцом в при­кладных искусствах и строительном деле. От эт­русков римляне переняли и некоторые особенности политического устройства, структуру и вооруже­ние армии, ряд особенностей мифологии, религии и светской символики. Возможно, через этрусков италийские племена Северной и Средней Италии восприняли греческое письмо.

Интерес к памятникам Э. и. существовал еще в эпоху Средневековья, но особенно популярны они становятся в эпоху Возрождения, когда римс­кие и флорентийские гуманисты впервые описы­вают, реставрируют, изучают этрусские памят­ники наряду с греческими в поисках истоков собственной культуры и следов золотого века.

Литература:

Елъницкий Л. А. Элементы религии и духовной культу­ры древних этрусков // Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964.

Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982.

Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990.

Чубова А. П. Этрусское искусство. Альбом. М., 1972.

ЭТРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ, монументальные росписи, выполненные главным образом на стенах погребальных сооружений и на поверхности камен­ных и глиняных саркофагов этрусскими мастерами в ЛПЛ-1 вв. до е а Э. ж. — сфера искусства, отлича­ющаяся необычайной самобытностью и оригиналь­ностью, по своей художественной роли и достоин­ствам сопоставимая с областью скульптуры в искус­стве классической Греции. Как и остальные памятники этрусского искусства, произведения Э. ж. классифицируются в соответствии с принятым в настоящее время разделением процесса развития этрусской культуры на три этапа (ориентализиру-ющее, архаическое и эллинистическое искусство). Следует отметить, что нередко употребляемое по отношению к искусству этрусков определение




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: