Этрусков искусство
АНТИЧНОСТЬ
(крышка саркофага из Тарквиниев с изображением супружеской пары; бронзовая фигура лежащего этруска IV в. до н. э. из собрания Эрмитажа).
В III—I вв. до н. э. такой тип надгробной скульптуры становится обычным и выполняется из глины, терракоты с раскраской (саркофаг из Тускании, саркофаг Ларции Сеянти, III—II вв. до н. э.).
В период расцвета архаического искусства шире используется камень. Работы этрусских мастеров в круглой скульптуре до конца истории Э. и. в большей или меньшей степени напоминают произведения периода греческой архаики, причем условность изображения деталей даже выше, нежели в архаических скульптурах греков. Множество скульптур создается из более пластичного алебастра. Особенным мастерством и своеобразием отличаются произведения декоративной скульптуры и мелкой пластики из бронзы (Химера из Ареццо, сатир с мечом, Марс из Тоди, IV в. до н. э.). Произведения круглой скульптуры всех жанров постепенно обретают реалистические пропорции, и основное внимание, как и в других областях Э. и., в них уделяется передаче движения. К началу эллинистического периода необыкновенно возрастает интерес этрусских мастеров к портрету. Ряд произведений Ш-1 вв. до н. э. предвосхищает римские портретные скульптуры. Черты портретной индивидуализации, драматизма и прихотливой выра-
|
|
зительности проявляются и в декоративной скульптуре — статуэтках храмовых фронтонов, антефиксах, фризах из терракоты. Своеобразными чертами отмечены и этрусские рельефы.
В древнейших этрусских сооружениях ориента-лизирующего периода живописные композиции отсутствуют. Но именно в это время начинают применяться красочные покрытия орнаментального характера. Самый ранний из таких памятников — гробница Кампана близ Вей с разноцветными стенами и узором на них из цветных треугольников. Стены и свод этой гробницы украшены также изображениями животных (лошадь, пантера, лань) и фантастических существ. Фигуры выполнены в манере, напоминающей росписи древнегреческих ваз ориентализирующего (коврового) стиля. К этой же эпохе относятся плиты из гробниц Черветери.
В последующие годы все чаще появлялись надгробные стелы с рельефами, особенно в областях Этрурии, граничивших с Грецией. В архаический период Э. и. живопись приобретает исключительно важное значение. Первой (при Тарквиниях) достигает расцвета погребальная живопись, примером которой являются многочисленные, с фигурными цветными композициями склепы некрополя Монте-роцци. В связи с распространением росписи склепы стали делать просторнее и выше; живопись обрела разнообразие и в отношении техники (фреска,
|
|
Торец расписного саркофага из Тарквиниев. Конец IV в. до н. э.
Золотая булавка из Ветулонии. VII в. до н. э.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Золотой браслет из Ветулонии. VII в. до н. э.
роспись по сухой штукатурке, по поверхности монолитной стены). Живописными композициями покрывалось все пространство погребального помещения вплоть до потолка. Характерным примером росписи в Э. и. является т. н. гробница Быков, где имеются не только декоративные изображения и сюжетные сценки, но и имитированные детали храмовой архитектуры: двускатная кровля, продольная балка и т. д. В последующую эпоху композиции росписей в гробницах приобретают более дробный характер. Вместе с тем живопись У1-1У вв. до н. э. свидетельствует о необыкновенном интересе этрусских мастеров к передаче движения, к пейзажу, жанрово-бытовым сюжетам.
Лишь в IV в. до н. а эта тематика сменяется трагически-созерцательными образами (росписи гробницы Чудовищ, IV в. до н. э.), и одновременно большую утонченность и разнообразие обретают приемы живописной техники. Более тщательной и искусной становится моделировка, расширяется цветовая гамма, появляется большая точность в передаче деталей. Редким памятником погребальной живописи IV в. до н. э. является расписной саркофаг из Тарквиний, выполненный в мраморе и украшенный снаружи сценами борьбы греков с амазонками. Характерны не только свобода и смелость рисунка, точность деталей, но и чувство пространства и объема, проявленное этрусским мастером. Движения фигур переданы с предельной экспрессией. Можно сказать, что в эту эпоху этруски настолько же превосходят греков в живописи, насколько уступают им в вазописи.
Искусство керамистов, торевтов и ювелиров Этрурии не менее своеобразно. Произведения этих мастеров долгое время служили статьей дохода для многих этрусских городов и областей. В VII в. до н. э. в Э. и. широко распространилось изготовление ювелирных изделий, украшенных орнаментальными и фигурными композициями. Фибулы, бляхи и украшения выполнялись из золота и по стилю напоминают произведения «звериного» стиля мастеров Северного Причерноморья. Вместе с тем в орнаменте используются чисто греческие формы — треугольники, зигзаги, меандр. Замечательным мастерством отмечены прославленные современниками золотые изделия из Ветулонии, украшенные
фигурками животных, сфинксов, процессий зверей и птиц — мотивами, пришедшими из древнегреческой вазописи VII в. до н. э. Широко используется техника грануляции; нередко золото сочетается с другими материалами. Однако полихромия в Э. и. торевтики не была популярна, мастера предпочитали однородный материал, но разнообразную обработку его фактуры. Во второй половине VI в. до н. э. ремесленники освоили производство резных камней, интерес к которым был вызван знакомством с греческими геммами. В V в. до н. э. все чаще появлялось в ювелирных изделиях изображение человеческого лица. Все увереннее отходили этруски от условных и обобщенных форм, стремясь к большей достоверности и конкретности изображений.
Э. и. оказало сильное влияние на культурное развитие Древней Италии, особенно римлян, для которых этрусские мастера были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От этрусков римляне переняли и некоторые особенности политического устройства, структуру и вооружение армии, ряд особенностей мифологии, религии и светской символики. Возможно, через этрусков италийские племена Северной и Средней Италии восприняли греческое письмо.
Интерес к памятникам Э. и. существовал еще в эпоху Средневековья, но особенно популярны они становятся в эпоху Возрождения, когда римские и флорентийские гуманисты впервые описывают, реставрируют, изучают этрусские памятники наряду с греческими в поисках истоков собственной культуры и следов золотого века.
|
|
Литература:
Елъницкий Л. А. Элементы религии и духовной культуры древних этрусков // Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964.
Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982.
Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990.
Чубова А. П. Этрусское искусство. Альбом. М., 1972.
ЭТРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ, монументальные росписи, выполненные главным образом на стенах погребальных сооружений и на поверхности каменных и глиняных саркофагов этрусскими мастерами в ЛПЛ-1 вв. до е а Э. ж. — сфера искусства, отличающаяся необычайной самобытностью и оригинальностью, по своей художественной роли и достоинствам сопоставимая с областью скульптуры в искусстве классической Греции. Как и остальные памятники этрусского искусства, произведения Э. ж. классифицируются в соответствии с принятым в настоящее время разделением процесса развития этрусской культуры на три этапа (ориентализиру-ющее, архаическое и эллинистическое искусство). Следует отметить, что нередко употребляемое по отношению к искусству этрусков определение