ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
АНТИЧНОСТЬ
Этрусская живопись
«классический» наиболее точно соответствует именно произведениям Э. ж. У-ГУ вв. до н. э.
Но, отличаясь подлинной образцовостью и стилистическим единством, произведения классичес-
кой Э. ж. во многом не сходны с искусством аналогичной эпохи в Греции. Это объясняется существенными различиями в эстетических воззрениях мастеров двух древних культур. Ясное спокойствие, величественная просветленность почти не проявляются в живописных образах этрусского искусства. Оно, в отличие от греческого, теснее связано с требованиями культа, больше тяготеет к магически-торжественному ощущению таинственности мира, свойственному, кстати, и восточным цивилизациям. Эти настроения особенно усилились в Э. ж. последних столетий. Но истоки ее выразительности восходят к VIII—VII вв. до н. э. Именно тогда стали складываться характерные черты этрусского живописного стиля. Многие из них обусловлены воздействием традиций искусства Востока. В живописи гробниц этруски использовали минеральные краски разных цветов, преимущественно теплых тонов, наносившиеся на сырую штукатурку, несколько реже — на сухую, а порой и прямо на поверхность туфовых или скалистых стен склепа. Живопись в этрусских гробницах различалась по технике. Росписи наносились как на гладкую поверхность стены, так и выполнялись по процарапанному предварительно контуру. Применялись и фресковые росписи по сырой штукатурке. Относительно редко в ранний период употреблялись холодные тона — синие, зеленые, голубые.
|
|
Ранними произведениями Э. ж. конца VIII в. до н. а являются плиты из гробниц Черветери, на которых изображены сцены перенесения души в потусторонний мир и эпизоды с процессиями плакальщиц. Стиль этих росписей особенно близок искусству мастеров Передней Азии и творчеству мастеров древнего Коринфа. Период расцвета Э. ж. начинается с погребальных росписей склепов некрополя Монтероцци, где с середины столетия применялись многоцветные фигурные композиции.
Настенная живопись в гробницах не только имела декоративное значение, но и повлияла на архитектурную композицию усыпальницы, заставив зодчих учитывать место для живописного декора при планировке гробницы. Расписывались не только стены, но и потолки гробниц, так что создавалось подобие черепичной крыши, как в этрусских храмах. Росписью покрывались и трапециевидные люнеты на торцах камеры (гробница Быков в Тарквинии. VI в. до н. а). Изображения строго согласовывались пэ характеру с архитектурой помещения, что свидетельствует об общем для эллинов и этрусков стремлении к единству искусств. В живописном декоре соблюдались законы композиционного и цветового контраста, для чего ритмически чередовались теплые и холодные цветовые пятна, а также крупные и мелкие сценки и свободные поля
|
|
Роспись гробницы Акробатов. Деталь. VI в. до н. э. |
Роспись гробницы Акробатов в Тарквинии. VI в. до н. э.
Этот принцип соблюдается и в т. н. гробнице Авгуров, росписи которой в соответствии с этрусской традицией имитируют жилой интерьер. В композиции росписи примечательны своей выразительностью фигуры жрецов-плакальщиков, ритуальные жесты которых исполнены величавой скорби. Статичность центральной композиции оживляют дина-
мичные сценки на боковых стенах с фигурками, исполняющими танцы, борющимися, беседующими. Лишь два персонажа в левой части росписи предаются горю, все остальные заняты повседневными делами. В изображениях тщательно выписаны детали одеяний и лиц, причем мастер использует излюбленный композиционный прием греческих ва-зописцев: лицо персонажа резко повернуто в сторону, противоположную движению тела. Рисунки обведены резким контуром, в гамму теплых красноватых тонов лишь кое-где вкраплены искры голубого и синего. Возможно, такая трактовка погребального сюжета связана с шумными торжественными церемониями, которые устраивались после погребения.
В Э. ж. VI в. до н. э. еще отсутствует светотеневая моделировка, это скорее раскраска контурных изображений. Подобная техника напоминает росписи греческих белофонных лекифов, в рисунках которых контур тела просвечивает сквозь одеяния фигурок. Эти росписи демонстрируют безупречное чувство ритма и пластическое чутье. Изысканную ритмику движений танцовщиць1 сумел передать мастер гробницы Акробатов (Жонглеров); замечательным мастерством отмечены изображения танцоров в росписях гробницы Львиц, названной так по изображенным в люнете львицам. Во фресках этой гробницы заметно внимание этрусских мастеров к пейзажу: здесь неизменно присутствуют изображения деревьев, морских волн, летающих птиц и даже выпрыгивающих из воды дельфинов. В трактовке природных мотивов, впрочем, проявляется скорее различие, чем сходство манеры греческих и этрусских мастеров росписи. Эллинскому вазописцу достаточно было, не изображая поверхности моря, показать фигурку дельфина, чтобы создать у зрителя представление о водной стихии; этрусские мастера тяготеют к более наивному и детальному изображению природы. Это качество было в дальнейшем усвоено римскими художниками.
Целую панораму природных образов можно видеть в росписях гробницы Охоты и Рыбной ловли: здесь сменяют друг друга сценки охоты на птиц, прыжков в воду, ловли рыб сетями, веселой трапезы. В этой гробнице имитация архитектуры явно отступает на второй план перед задачами чисто живописного характера, причем преобладают не сакральные, а жанровые мотивы. Одновременно становится богаче, разнообразнее и цветовая палитра: в гробнице Охоты смелее и непринужденней использованы холодные цвета (синие хитоны рыбаков, синяя корма лодочки, с которой прыгает ныряльщик, и т. п.). В этих росписях особенной выразительностью наделен и другой излюбленный прием Э. ж: некоторые контуры рисунка остаются