double arrow
Бертольт Брехт и его эпический театр

Психоанализ Фрейда и литература 20 века

Литература «потерянного поколения» в периоде 20 века

Основные направления первой половины 20 века.

Критический реализм, который видоизменяется, модернизм, авангардизм – три основных направления.

Критический реализм. В реализме остается попытка просмотреть зависимость человека от обстоятельств. По-прежнему человек становится предметом особого интереса, он обыкновенный. Но реалистический мир обращается к некоему случаю из жизни героя, где герой пытается предстать в неком единичном случае, он оказывается в ситуации выбора. Причем выбор очень часто связан исключительно с его личной позицией. В этой лит-ре показана беспомощность героя перед мощными силами истории, законов общества, и он ищет опору исключительно в себе самом. Очень часто герой терпит крах. Он всегда балансирует на грани жизни и смерти, он даже тяготеет к смерти. иногда он жаждет превратиться во что-то. Между героем и миром устанавливаются абсурдные отношения, где правила и законы не укладываются в понятие нормы. Однако писатели сохраняют надежду на то, что еще не все потеряно (Хемингуэй).

Модернизм. Это ведущее направление первой половины 20 века. Он зарождается где-то в 90-е гг. 20 века. Он появляется в Вене, Париже, Берлине, Британии. Его формирование завершается в 10 гг. Затем новый толчок дает первая мировая волна. В модернизме заложено бунтарство, взятое от романтизма. Это эстеты, неоромантики, декоданты. Их бунт против буржуазной жизни, лит-ры, скуки. С помощью слов нужно создать альтернативную реальность, другой мир. Модернисты сохранили в себе веру в возможности литературы. Модернисты очень часто использовали многие достижения реалистической лит-ры (научную обоснованность, общие закономерности), но они стремились к драматическому изображению персонажей и событий. Они никогда не формулировали свои мировоззренческие позиции, они очень спонтанно проникали в процесс чтения. Очень часто в пределах творчества одного писателя позиция менялась. Эта проза кажется простой. Но это мнимая простота (рассказы Джойса, Лоренса). Как правило, в модернистском произведении очень важное значение приобретают проблемы личности. Романы становятся центростремительными (Затонский). Такой роман протоколирует проблемы души героя, практически автор предъявляет обвинение обществу о том, что происходит с человеком. Роман у модернистов – это эксперимент с формой. Разрушается традиц-ное представление о романе. Но при этом это основной жанр в другой форме. Роман отражает мысль о распаде целостности мира и поэтому прибегает в приему – фрагментарности. Внешняя фабула перестает играть важную роль, и центр тяжести переходит на психологический сюжет. Описывается все что происходит в сознании героя. Прием – поток сознания – раньше использовался чтобы показать работу сознания в период крайнего перенапряжения, теперь он подчеркивает случайность работы сознания, ассоциативность. Поток сознания строится на переплетении некоторых фиксаций внешних действий с внутренним строем его мыслей. Поток сознания дает возможность глубоко погрузиться и понять рациональное и бессознательное одновременно. Человек раскрывается подробнее и интимнее чем в реализме. Появился новый герой – он не просто средний человек, а усредненный, заурядный, человек с улицы. Читатель может сравнить себя с этим героем. Внутренний мир может быть как у героя романтизма, уникальный. Герой перестает ловить зло вокруг, возникает тяготение к абстракции, обобщенности, исчезает смысл.






Это период, который касается Первой мировой войны и окончания первой мировой воны. В этот период появляются произведения писателей, лейтмотивом творчества которых становится разочарование, потеря надежды на будущее и расчет с прошлым. Термин «потерянное поколение» принадлежит писательнице Гертруде Стайн. Она мимоходом назвала поколение молодых людей потерянным. Это подхватил Эрнест Хемингуэй и сделал эпиграфом одного из своего знаменитого романов «И восходит солнце, или Фиеста».

В твор-ве писателей потерянного поколения главная тема – войны. Но это не просто война как противоестественное событие, но и как обнажение лживости и пошлости жизни, она решила молодых людей идеалов. Война лишь только обнажила ложь жизнь и усугубила ее. Психологически поколение ощущало абсолютную опустошенность. Ради чего воевали? Чувство болезненной надломленности. Писатели жили в некой изоляции, наедине с самим собой. Возникло явление – эскапизм – бегство от самого себя, от действительности. Смерть казалась лучшим исходом.

Век джаза – этот термин появился благодаря Фиджеральду. Он был великолепной оценкой послевоенной Америки. Он выразил ощущение неустойчивости, мимолетности жизни. Молодые люди потеряли веру, они спешили жить, но их спешка была своего рода бегством и спасением от этой потерянности. Бунт потерянных был определен национальной ситуацией. Олдингтон направил свою критику против морали викторианской Англии, он ненавидел ханжество и лицемерие. Ремарк протестует против милитаризации (военизации) прусского государства. Хемингуэй и Фиджиральд оказали мощное сопротивление войне как противоестественному событию, бессмысленной жестокости. Именно война создала ощущение потерянности.

Особенности литературы. Всех писателей отличает трагическая тональность. Интерес к теме самопознания – 2 особ-ть. Лирическое напряжение присутствует почти во всех романах. С одной стороны, произведения этого понятия очень тесно связаны с лит-ным направлением реализма. Писатели очень место уделяют критике устоев цивилизации, которая допустила войну. Все авторы не принимают политику своих гос-в. Но в тоже время, в произв-ях этих писателей очень много лирического, много эмоций, ощущение фатального, рокового, конца жизни вообще. И тогда возникает романтическая и модернистская тенденция.

Авторы потерянного поколения:

Олдингтон «Смерть героя»

Хемингуэй «Прощай оружие», частично «Фиеста»

Ремарк «На западном фронте без перемен», «Возвращение», «Три товарища»

Фиджиральд «Рассказы века джаза», «Великий Гэтсми», «Ночь нежна»

Фолкнер «Солдатская награда»

Эрнест Хемингуэй «Прощай оружие!»

Он активно принимает участие в первой мировой войне. 1918г – он с автоколонной красного креста едет в Италию санитаром. В начале лета этого же года он тяжело ранен, причем в тот момент когда он пытается спасти солдата. Лежит в госпитале и влюбляется в медсестру. Это становится основой для романа «Прощай оружие». Главный герой романа лейтенант Генри – это лишь только часть автора. он также как и автор вступает добровольцем в американскую армию и поддается пропаганде, что амер-кая армия должна воевать. Но на протяжении службы в душе Генри происходит разочарование в сущности войны. Постепенно происходит дегероизация войны – главная направленность романа. Излюбленный прием – включение в текст пейзажа, он показывает контраст м/у человеком и природой. Диссонанс происходит тогда, когда природа входит в как бы в соответствие военным действиям (пошли дожди и наступила холера). Война – это бездушная статистика. Дождь становится сквозным лейтмотивом, который несет беду, несчастье. Генри постепенно отрезвляется и это происходит когда Хемингуэй подчеркивает, что на войне вообще нет героического, что убить тебя могут в любой момент. После первой трети романа ощущается тошнота, это происходит от того что вокруг все пили, не пить было невозможно. Тошнота возникает от ощущения смерти. Смерть в 18-20 лет противоестественна.

Эпизод поражения итальянцев при Кофоретто. Итальянцев начинают расстреливать свои же. Генри решает дезертировать и бежит в Швейцарию с медсестрой, в которую был влюблен. Путь спасения Генри в любви к Кэтрин. Но его попытка найти оазис в любви оказывается трагической. При родах Кэтрин гибнет, умирает и ребенок и Генри остается ни с чем, в полной растерянности, под дождем. Быть насильником, убийцей он больше не может поэтому и название – Прощай оружие!

Что такое победа и поражение? Герои оказываются в ситуации, когда выбирают поражение, но это их личное решение, потому что очень часто поражение обнажает хоть что-то человеческое.

Ричард Олдингтон «Смерть героя»

Сам Олдингтон был призван в армию в 1916 году. Был тяжело ранен. У него появилась потребность рассказать о войне и своих впечатлениях о ней. Он написал роман «Смерть героя» в 1929 году, который вошел также в определение лит-ры потерянного поколения. сам роман – это страстное обвинение войны, тех кто ее развязал и конечно же обвинение тех. кто послал молодых людей на войну. Это не только потерянное поколение, но и поколение людей не состоявшихся в силу того, что они были убиты. Главный герой романа Джорж Уинтерборн. Джорж является молодым человеком достаточно одаренным, талантливым, образованным, много читающим Чесера, интересующимся миром живописи и мечтающим стать художником. Семья, в которой вырастает мальчик – буржуазная. Здесь дается великолепная характеристика викторианскому ханжеству – описание отца и матери. В жизни Джоржа была и жена и подруга. Любимая девушка – это существо эпохальное, связанное с понятием свободной любви, но с маской якобы викторианской морали. В Лондоне Джорж сталкивается со средой интеллигентов, где он пытается войти в этот мир. Олдингтон журналистику называет умственной проституцией, авангардное искусство называет Бопп, Шопп, Топп. Джорж ощущает неудовлетворенность везде: в семье, подруга и жена чуждые ему. В этом состоянии он уходит на войну. Когда он оказывается в армии, из личности он превращается в порядковый номер. Нельзя рассуждать, нужно лишь выполнять приказы и убивать. Джорж оказывается в трудной ситуации: не выполнять приказы он не может и в тоже время убивать он тоже не способен. Он находит опору в дружбе между солдатами. Всякий раз как он пытается осмыслить происходящее вокруг, он понимает, что силы его истощаются. Поэтому Джорж встает под град пуль и убивает себя. Но его воспринимают как героя и это ирония. Эта же ирония и в названии и в построении романа (стоится по правилам древнегреческой трагедии – пролог, 3 части, эпилог). Рассказчик выполняет роль древнегреческого хора – сообщает в начале о трагедии, о которой пойдет речь. Возникает несоответствии м/у характером трагического в античном мире и в 20 веке. Олдингтону удается показать подлинную трагедию человека 20 века и подлинную трагедию всего поколения.

Олдингтон придумывает особую форму романа – «джазовый роман». Композиция романа напоминает трехчастное произведение с прологом, каждую часть сопровождает своя тональность – от умеренно-быстрого темпа в прологе к оживленному, когда речь идет о рождении и юности героя, к медленной, когда речь идет о войне. Автор рассказывает историю героя в соответствии с душевным состоянием.

Ремарк «Нам западном фронте без перемен»

Ремарк попадает на фронт добровольцем, это Германия. 2 года он проводит в окопах западного фронта. Роман также как и «Прощай оружие» возникает в 1929 году. В этом романе он рассказывает о молодых парнях, которые пошли на фронт, обманутые пропагандой. Речь идет о 7 одноклассниках, которые друг за другом гибнут в этих боях. Главный герой –Пауль Боймер, от его лица и ведется повествование. Суровое прохождение подготовки к войне – жестокость, ненависть, подавление воли. В какой то момент, когда парни оказываются на фронте, они понимают что школа подготовки к войне помогла им выжить в бесчеловечных условиях. В романе очень много сцен боев, где идут газовые атаки, где наступает тошнота от физического страха. Бессмысленное физическое уничтожение на войне перерастает в атмосферу рока, который висит над парнями. Крик лошадей был подобен крику ребенка. Все семь героев разочаровываются в войне. На войне гибнут не те. Последним умирает главный герой романа.

Возвращение – самое приятное и главное на войне, но при реальном возвращении приходит понимание того, что все уже совсем не такое, все изменилось. Когда Пауль гибнет, создается впечатление, что это лучший исход.

Ремарк «Возвращение»

Мирная жизнь оказывается испытанием ни чуть ни меньшим, чем война. Вступает в силу логика жизни: социальное, имущественное неравенство, призрачная гармония солдатского братства. Возникает сложное психологическое состояние героев, их идеалы распались, впереди ничего нет. Уже все не то, и все не так.

Леон Фейхтвангер (1884 - )

Этот немецкий писатель вошел в лит-ру как создатель исторической драмы и истор-го романа. Он был человеком образованным, изучал лит-ру и философию. Родился он как раз перед первой мировой войной, это нашло отражение в его твор-ве. До 1928 года он заявляет себя как драматург. В пьесах возникают темы, которые в последствии перейдут в романы. Особенность Леона состоит в том, что он соединяет какие-либо исторические события с современностью. Фейхтвангера всегда волновала неординарная личность, которая противостоит всем остальным.

«Калькутта, 4 мая» драма. Обращение к истории конца 18 века, английские колонизаторы-капиталисты, находящиеся в Индии. Уорен Гастингс – главный колонизатор. Он соединяет в себе 2 начала: 1)жесточайший эксплуататор, далек от патриархальных устоев, циничен; 2)деловой, много делающий в своем бизнесе, деловит. Проблема созерцания и действия волновала Фейхтвангера, в этом смысле он руководствовался словами Гете: «Тот, кто действует, всегда лишен совести и лишь у созерцателя всегда есть совесть». Гастингс – человек действующий, поэтому он лишается совести. Леон не оправдывает главного героя, но в тоже время ставит его в такое положение, когда эта проблема оказывается неразрешимой.

«Военнопленные» (1915). Эта драма имела очень скандальный характер. Здесь речь идет о немцах и военнопленных французах. Главная героиня – Мехтильд, дочь состоятельного немецкого барона. Она влюбляется в военнопленного Гастона. Практически пьеса содержала в себе 2 темы: 1)тема любви, которая преодолевает все преграды; 2)национальная тема. Проблема национализма – немецкая девушка предпочитает любовь своего врага. Сам Леон хорошо показал, что он тоже на стороне этого лагеря военнопленных потому, что он описывает, как в сознании пленных возникают образы родных пейзажей. Это чувство патриотизма, любви к природе очень сильно возникает в лагере пленных. На стороне немцев патриотизм связан с отсутствием любви к другому человеку, с отсутствием гуманизма. Барон предстает как обыкновенный фанатик, ему важно выдать дочь за немца, не учитывая её чувств.

В 1920 г. Леон пишет драму «1918 год». Он называет драму драматическим романом. Особ-тью считается то, что главное здесь – действие. Героем является некий революционер – Томас Вендт, молодой писатель-драматург. Вначале он философ, романтик, мечтающий о преобразовании жизни, революции, счастье народа. Ему пришлось пройти суровый опыт войны, за которым стоял опыт Фейхтвангера. На войне Томас понимает многие вещи, начинает писать совсем другие песни. В этой драме вновь возникают слова Гете о созерцании и действии. когда на войне народ страдает созерцателем быть нельзя и после войны Томас возвращается в Баварию и становится членом кружка социалистов. Здесь возникают революционные события, Томас принимает в них действие, но постепенно он устает от провозглашений, пропаганд и в итоге уходит. Революция это не просто освобождение. а это некая своя политика, это хитрость, ловкость. И Томас от этого отказывается. В итоге он теряет всякую веру в мечту, он перестает понимать роль народа в революции и вообще к чему ведет эта революция. В конечном счете герой гибнет, это воспринимается как выявление среди потока самых различных героев истинной личности.

В драмах позиция самого Фейхтвангера не понятна, он сам находится в состоянии колебания.

Затем он пишет романы и одним из интереснейших романов является «Безобразная герцогиня» (1923). Это исторический роман. Действие разворачивается в тирольском государстве 14 века, находящемся в состоянии политической отсталости. Атмосфера титулованных самодуров. Панический страх немецкого народа перед чем-то новым. Появл-ся типичная тема неординарной личности. Здесь это герцогиня Маргарет (по прозванию губошлеп). Маргарет еще до получения власти была очень настороженна. Она пристально наблюдала за людьми, готовила себя для правления людьми. Так как была не красива, старалась компенсировать умом. Она давала понять, что она будет чужда герцогству, которым будет управлять. Когда она получает власть над Баварией и Тиролем, у нее появл-ся желание сделать эти 2 гос-ва процветающими, она способствует повышению экономики. Таким образом, она подрывает основы рыцарского общества. Поначалу народ любил герцогиню и приветствовал её начинания. Автор вводит в роман очень сильный драматический конфликт. параллельно возникает образ графини Агнес фон Флавон – она являет собой часть рыцарского феодального мира, она красавица, она очень сильно влияет на личную судьбу Маргарет. Истинный конфликт романа строится на столкновении гос-ных интересов. Маргарета начинает броться с рыцарским феодальным миром, который уже начинает отмирать. Она пытается притянуть на свою сторону лиц, которые помогли бы ей. Но в итоге все от нее уходят. Она теряет детей, в конечном счете остается одна в ссылке. Её заставляют отказаться от всех титулов.

В этом романе Фейхтвангер размышлял о современной Германии. Круг Баварского круглого стола, связанный с легендарным именем Короля Артура, является насмешкой в современности. Основным занятием молодых людей были разгул, разврат. Это была тревога автора за современную Германию, современники это увидели. В романе автор очень показал свой языковой стиль: лаконичность фраз, динамичность.

Франц Кафка (1883-1924)

Его биография напрямую повлияла на творчество. Его судьба сложилась очень непросто. Он оказался между разными национальностями. Родился в Праге (Чехословакия), которая была частью Австро-венгерской монархии. Еврей от рождения прекрасно знал немецкий язык. Однако он не стал гражданином австро-венгерской монархии. Это серединное положение сформировало в нем ощущение неприкаянности, ненужности. Это духовная неудовлетворенность. Кафка очень рано умирает от туберкулеза. Внешняя жизнь Кафки ничем не отличалась от обычных людей. Он был достаточно веселым, ироничным, любил путешествовать. Очень сильное влияние на Кафку оказала его семья. Отец хотел, чтобы сын продолжил торговое дело отца. Жить без литературы Кафка не мог. Поэтому в семье опоры он не находил, кругом были постоянные насмешки. Днем он работал страховщиком.

В Кафке существовало 2 человека: 1)нормальны1й, путешествующий, общающийся, 2)внутренний, скрытый, ночной. В нем сидело что-то невероятно гениальное, но ему было очень трудно это выразить. Он очень любил Толстого, Горького. Читал философию Канта, Гегеля, Ницше. Он всегда очень бережно относился к слову. Потому что он считал, что ему трудно писать. Язык для него был священен. Но при этом, чистым правильным языком он выражал абсолютно абсурдное, ирреальное содержание.

Часть исследователей считали его модернистом, некоторые к экзистенциалистам (проблема выбора). Наиболее приемлемо назвать его реалистом ирреального, реалистом абсурдного.

Когда он умирает, он просит уничтожить все свои произведения. Но его издатель Брод печатает все. «Приговор», «В исправительной колонии», «Сельский врач», «Превращение», «Голодарь» – 5 романов, которые Кафка разрешил публиковать и записал это в завещании.

Он жил в период первой мировой войны. И ощущение ненужности Кафка тоже ощутил. Его волновали мысли о вине, наказании, искуплении. практически это темы Достоевского. Не случайно он очень любил этого русского автора.

В 1916 году он пишет рассказ «Приговор». Главный герой – Биденман, человек который без всяких причин пытается предстать перед отцом виновным. За что не понятно. Он жаждет наказания. И через какое-то время главный герой рассказа оканчивает жизнь самоубийством. Основная причина заключается в том, что каждодневная жизнь для героя становится невыносимой. А надежды что-либо изменить у него тоже нет. Здесь есть идея Фрейда – тяга человека к смерти, к концу. Но желание человека покончить с жизнь земной, связано с желанием соединиться с миром вообще. Это извечное стремление к некой гармонии, которую человек не находит в земной жизни. Человек выносит себе сам приговор. Во многом состояние героя этого рассказа очень соотносимо с авторским состоянием. Главная тема – в этом мире невозможно жить по человечески. Всегда это будет отражение внутреннего мира человека.

В 1915 году он публикует рассказ «Превращение». Главный герой – Грегор Замзаг, это обыкновенный служащий. Однажды утром он не вышел из своей комнаты. Грегор проснулся и обнаружил, что он превратился в насекомое – в жука. Он никак не может появиться, ему страшно. Потом наконец дверь открывают и все приходят в ужас от увиденного. Причина изоляции героя в непохожести на всех остальных. Он сразу же почувствовал жестокость и беспощадность родных, знакомых. Он почувствовал инстинкт других презирать его, загонять в угол, заметать веником. В конечном счете, он умирает. Через некоторое время герой приспосабливается быть насекомым. Оболочка Грегора вероятно заслужена, потому что он и человеком ощущал себя ничтожеством. Здесь возникают 2 очень важные темы – 1)ситуация отторжения, одиночества; неспособность человека понять человека другого вида, 2)приспособленность.

Рассказ «В исправительной колонии» понят многими исследователями как отклик на Первую мировую войну. Кафка предчувствовал катастрофу. Здесь появляются три героя: рассказчик, исполнитель наказания и денщик. Образ садиста – покорный, тупой, уверенный в том, что вина всегда есть и что без машины наказания нельзя. Жертва абсолютно покоряется, не сопротивляется. Кафка говорит, что система жизни устроена таким образом, что она направлена на подавление личности.

За всю жизнь Кафка написал три романа и все они не закончены: «Процесс», «Замок», «Пропавший безвести». Ему казалось, что некоторые вещи должны быть не завершенными, потому что выхода из конфликта нет.

Роман «Процесс» (1925 г.). Герой – Йозеф К. Роман начинается с того, что некий Йозеф просыпается и к нему приходят 2 каких-то странных человека. Они его забирают. В начале герой пытается спросить, что он совершил. Не может выяснить. Его постоянно отсылают к какому-то закону. Через какое-то время он начинает верить, что он действительно что-то сделал. Он начинает искать адвокатов, чтобы сделать наказание менее страшным. В конечном счете, приходят 2 человека, которые ведут его на казнь. В этот момент у него уже есть чувство вины. У него возникает мысль о самоубийстве, но в итоге он покоряется и его убивают. В романе есть притча очень запутанная. В ней возникает проблема выбора самого человека. Очень часто герои Кафки попадают в проблему выбора, и они начинают понимать, что у них нет выбора и какого-либо выхода.

Роман «Замок». Землемера приглашают в замок, чтобы сделать замеры земли. Он приезжает, но его не пускают. Опять абсурдная ситуация.

Кафка пользуется своими приемами при создании произведений:

1.Материализация метафоры. Например: «Уму не постижимо», «Он потерял человеческий облик», «Это какой-то кошмарный сон». Метафора превращается в сюжет.

2.Форма сна. Но для романтиков это была возможность попасть в другую реальность и сопоставить в реальным миром. У Кафки абсурд начинается при пробуждении.

Рассказ «Голодарь». Предметом интереса становится искусство голодания. Неоднократно в рассказе упоминаются выражения «художник голодания», «мастер искусства голодания». В начале 20 века использовалось искусство голодания: человека помещали в комнату, где человек голодал, а другие люди покупали билеты, чтобы на него посмотреть. Голодарь рассказывает о своей прошлой и настоящей жизни. Он видел, как люди приходили, смотрели, но не проявляли истинного интереса, и вообще не верили. Здесь возникает проблема толпы и художника. Толпа всегда не понимала художника, поэтому проходя мимо художника, толпа оскорбляет голодаря. И он в свою очередь начинает презирать толпу. Но для голодаря искусство и творчество – единственная форма жизни. Художник нуждается в зрителе. Возникает тема вынужденности голодания художника. В итоге он умирает.

Психоанализ создан в конце 19 века Зигмундом Фрейдом. Первоначально он занимался физиологическими исследованиями, даже изобрел метод окрашивания нервных тканей. Но не смог применить этот метод на практике и отказался от подобных исследований. В ранний период работы над психоанализом Фрейд работал совместно с Брейером. Вместе они разработали метод лечения неврозов. Переломной датой, с которой связано появление психоанализа 24 июля 1895 года. В этот день Фрейду приснился сон, после которого он сделал вывод, что сон это область бессознательного. Эта область поддается рациональному анализу, истолкованию. В дальнейшем Фрейд стал использовать метод свободных ассоциаций, которые растолковывали сны. До 1910 года этот метод поддерживали другие ученые, и, в частности, Юнг. Большинством же ученых метод Фрейда игнорировался. Затем после 1910 года многие ученые отошли от Фрейда – это Юнг, Альфред Адлер и Эрих Фромм.

Основные идеи психоанализа:

1.Бессознательное– это особые психические силы, которые лежат за пределами сознания, но которые управляют поведением человека или влияют на его поведение сильно.

2.Есть область сознательного – это тоже одна из частей психики, которая осознается индивидом. Сознательное определяет выбор поведения в общественной среде, но не всегда всецело потому, что бессознательное оказывает влияние.

3. Сознательное и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе и, как правило, бессознательное одерживает победу, потому что психика автоматически регулируется принципом удовольствия.

4. Эго – это «Я», часть человеческой личности, которая осознается как «Я» и посредством восприятия находится с окружающим миром. «Я» осуществляет планирование, оценки, запоминание и таким образом реагирует на воздействие физической и социальной среды. По Фрейду «Я» осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром. «Я» может меняться на протяжении всей жизни, это связано с опытом индивида. Особенно это «Я» меняется под давлением, угрозой, условиями существования. По мере развития «Я» возникает «сверх-Я» (Супер-эго) – это моральные установки человека. Сверх-Я включает запреты, контролирует инстинкты, принимает родительские и социальные стандарты. Таким образом, по мере развития личности возникает нравственный конфликт. поэтому «Я» является посредником между Сверх-эго и бессознательным. Бессознательное – часть психики, с которым связаны все наши инстинкты. Согласно мнению Фрейда, человек – это замкнутая энергетическая система. Количество энергии у каждого человека постоянно. Бессознательное всегда подчиняется принципу удовольствия. Таким образом, получение удовольствия – это главная цель в жизни человека. Если Эго примет решение в угоду бессознательному, тогда суперэго будет испытывать укоры совести. Но суперэго черпает силы из бессознательного. Фрейд сравнивал психику человека с Айсбергом. Бессознательное – это часть айсберга, скрытая под водой, она очень большая. Сверх-Я – это наше представление о себе самих, которое формируется из усвоенных культурных норм. Человек начинает защищаться, включая неосознанные механизмы. процесс вытеснения – это процесс устранения каких-либо чувств и мыслей в область бессознательного. Либо происходит процесс сублимации – это один из механизмов, посредством которых запрещенная сексуальная энергия разрешается в форме деятельности приемлемой для человеческой личности, для индивида и общества. Сексуальная энергия реализуется в творчестве.

Фрейда обвиняли в том, что он привязал 2 вещи: сексуальное – это область удовольствия, а генитальное – область продолжения рода. Иногда Фрейд очень напрямую привязывал значения некоторых образов сновидений: дом с гладкими стенами – это мужчина, дом с выпуклостями – женщина. С Фрейдом спорили современники, последователи. Даже он сам сомневался, так ли все это. Он игнорировал некоторые особенности социальной культуры, эволюции.

Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного психика включает еще коллективное бессознательное. Это тоже рассматривается как часть психики и раскрывается в архетипах, запечатленных в мифах, обрядах, фольклоре. Центром является архетип самости. Всю жизнь мы стремимся обрести себя. Юнг считал, что объединение сознательного и бессознательного ведет к самости.

В начале 20 века психоанализ был шоком для всех. Они сильнейшим образом повлияли на литературу начала 20 века. Прямо опирался на теорию Фрейда лишь американский писатель Френк, другие опирались на теорию частично, это был Андерсен, О’Нил, Лоуренс, Уильямс, Томас Манн. В этот момент возникает особый интерес к психопатологии героя, интересуют бессознательные поступки. На задний план уходит социальный план Бальзака, наследственные причины Золя и на первый план вышла психопатология.

Человек - это искатель удовольствия, наибольшее удовольствие сексуальное. Но этому сексуальному удовольствию противостоит принцип реальности. Человек живет в обществе и он должен ограничить свою страсть к удовольствию. Ребенок до 5 лет, по Фрейду, идеальный эротик. Он тянется только к тому, что доставляет ему удовольствие: грудь матери, ласка матери, чувственная привязанность к матери и пр. Может возникнуть некая вражда к отцу. По мере взросления ребенок начинает подчиняться принципу реальности. Взрослый человек часто забывает, каким был в детстве. Но эти вещи все равно остаются очень сильными. Фрейд согласился с Шопенгауэром, что «разум это зрячий паралитик». Разум несет на себе инстинкты.

Коллективное бессознательное является основой для творчества. Юнг считал, что некоторые писатели наделены способностью оживлять или репродуцировать архетипы.

Лоуренс «Сыновья-разбойники», «Леди ...». Изображена страсть героя и героини как физическое очень сильное эротическое влечение. Герои отдаются в область бессознательного. Это является единственным спасением для героев.

Роман Фидлера, исследование «Любовь и смерть в американском романе». Он подчеркивает, что американская литература фиксирует свое внимание на темах смерти, страха, вины, и это доминирует над темой любви литературы европейской.

Часто возникает комплекс Электры или Эдипа.

Фиджеральд «Ночь нежна». Здесь описана преступная невероятная любовь отца к юной дочери. Разрешается трагически.

Комплекс Электры нашел отражение и у Шолохова в «Тихом доне».

Фрейд очень много рассуждает о бессознательном в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1921), где разрабатывается несколько иная теория – теория влечения к смерти. Это сильный эротический инстинкт, что объяснимо биологически. Клетка обуреваема двумя влечениями: 1)к деятельности, активности; 2)к покою – смерти. Новые открытия Фрейда дали новые темы литературе.

Появляется роман Ирвина Шоу «Вершина холма» (1979). Главного героя постоянно влечет к самоубийству. Внешние причины не ясны, они глубоко внутри, в бессознательном.

Джеймс Джойс (1882 - 1943)

Джеймс был человеком необычайно образованным. Родом из Дублина, Ирландия. Это ирландский писатель. Позже он уезжает в Европу. Долгое время к нему не приходит писательский успех.

(ДОПИСАТЬ)

Он был свидетелем двух войн – первой и второй мировых войн. Он вошёл в историю немецкой литературы как создатель своего эпического театра – Берлинский ансамбль. Отцу Брехта удалось стать фабрикантом. Прежде чем стать писателем Бертольт поступил в медицинский институт. Когда началась война он ушел на нее санитаром, где познал ужас войны. Он был великолепным публицистом, лириком и конечно драматургом. Первые его стихи посвящены войне. С самого начала он выбрал критическую направленность искусства.

Стихотворение «Легенда о мертвом солдате» принесло ему известность. Первая пьеса называлась «Барабаны в ночи». Брехт никогда не хотел нравиться, но всегда хотел будоражить. Он был связан со многими эпохальными событиями – стал членом коммунистической партии, увлекался Марксом. Он прекрасно понимал, что наступало новое время, и что театр должен быть другим.

Он говорил о Германии, о фашизме, но завуалировано.

Мысль о создании нового театра уже давно существовала, потому что появилось немое кино. Кино уводило зрителей из театра. Современный театр должен соединить в себе классический театр, технические средства: экран, плакаты, зонков (песен), фотографии. Таким образом он производит технизацию театра. Брехт стремился к достоверной, документальной передаче жизни. Одной из важнейших его особенностей театрального искусства было разрушить театральную иллюзию. Зритель должен не только сострадать, но думать, размышлять, оценивать поступки героев.







Сейчас читают про: