double arrow
Театр Брехта

Аристотелевский театр

Вовлекает зрителя в действие, пробуждает у зрителя эмоции, возбуждает у зрителя интерес к развязке. Театр обращается к чувствам и эмоциям зрителя. Создается театральная иллюзия при которой все возможно.

Театр ставит зрителя в положение наблюдателя, заставляет умственно принимать решения. События и зритель разделены. Интрига к действию, но постоянно события обращаются к разуму зрителя. Зритель не столько сочувствующий герой, сколько содумающий. Актеру предоставляется важная роль. Универсальный эффект театра – «эффект очуждения» - нарушение театральной иллюзии, попытка вывести человека из состояния автоматического восприятия. Шкловский назвал этот прием остранением (от слова странный).


Эпический театр включал в себя элементы эпического повествования. Перед зрителями развертывалось не столько действие, сколько рассказ о действии. Настоящее время сменялось прошедшим, действие могло охватить огромный временной отрезок и сценическое действие компенсируется надписями, песнями, монологами актеров, которые обращены прямо в зрительный зал.

Эпизация проникала в самую суть драматического произведения. Таким образом, драма Брехта соединяла в себе элементы эпоса, лирики и драмы. Значит этот театр – это синтетическое искусство. Здесь Брехт очень хорошо усвоил кино. Именно в кинематографе соединяются черты драматического показа и эпического рассказа.

Гете, Шекспир, Шоу, Бюхнер – входили в репертуар театра Брехта.




В пьесах Брехта речь идет не о войне. Речь идет о поведении на войне и отношении человека к войне. Звучит тема предупреждение автора, что так делать нельзя.

В театре сцена – это всегда не реальность, условность. Драмы Брехта отражают сущность социальных, экономических, политических, идеологических процессов современности, но они всегда облекаются в такую эстетическую форму, когда они наиболее способствуют раскрытию идеи автора. Сцена не загружена вещами, всегда есть то, что является наиболее важным. Брехт строит некую модель действительности, одной из её сторон. Очень характерна притчеобразность. Притча позволяет очень кратко, сжато рассказать об основном. Возникают помимо политических философские проблемы.

«Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея», «Добрый человек из Сычуани», «Кавказский меловой».



«Мамаша Кураж» была написана 1939 году в эмиграции. Пьеса была обращена к немецкому населению, которые поддались фашистской пропаганде, демагогии и готовы были на войне заработать. Героиня пьесы – торговка с тремя сыновьями и дочерью. Постепенно она теряет всех своих детей. Пьеса имеет подзаголовок «Хроника времен тридцатилетней войны». Источником пьесы послужила повесть немецкого писателя «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж». Здесь возникает образ войны и становится философски насыщенным. Героиню зовут Анна Фирлинг, а Кураж – это прозвище. Брехт считает, что война – это не просто компромисс, на который идет героиня, но компромисс этот очень сильно вскрывает внутренний конфликт между Кураж-торговкой и Кураж-матерью. В ней соединилось 2 начала: 1)обывательница, которая стремится выжить на войне и не думает о завтрашнем дне, о расплате; 2)мать, это начало ослаблено. Она по-своему любит детей. Война раскрывается и в образах детей мамаши Кураж. Швейцарец гибнет от честности и жадности матери, Элиф совершает «2 подвига», Катрин немая. Дочь становится немым наблюдателем всего происходящего, именно она в большей степени способна размышлять. Катрин совершает действительно героический подвиг – бьет в барабан, чтобы пробудить людей. Война – это трагический образ «мира наоборот». Задача пьесы – заставить зрителя прозреть, понять что история и современность не рок, а опыт. Против рока бороться нельзя, а против хозяев жизни можно и нужно.

Одной из главных проблем пьесы является проблема вины немецкого народа.

Пьеса «Жизнь Галилея» была опубликована в штатах в 1942 году. Развитие науки в современном мире идет в соединении с отчуждением от знаний. Процесс накопления культуры, знаний – это называлось прогрессом. В конце ренессанса наука ушла с площади в тишь кабинетов. Тогда она перестала принадлежать народу, а стала отчуждаться человеку. Знания и личность сами по себе. Брехт считал, что фигура Галилея отражала поворотный пункт в истории науки. Он увидел, что церковно-тоталитарный режим разрушает в ученом живой процесс совершенствования и делает его фигуру глубокой трагической.

(ДОПИСАТЬ)

«Шум и ярость». Жизнь – это история, рассказанная идиотом, полная шума и ярости. Повествователь действительно неадекватный, идиот. Его история как будто отдалена от реального мира и носит условный характер. Поток сознания переходит в поток бессознательного, который постепенно в романе расшифровывается.

Сразу после выхода романа Фолкнера причислили к литературе модернизма. Сам Фолкнер очень любил этот роман и много писал о нем. Когда он создает трилогию «Деревушка. Город. Особняк.», ему удается создать и исторически верные и социально оправданные характеры, он достигает особого мастерства. Флем Сноупс – главный герой трилогии. Он одержим невероятной страстью к наживе, причем за счет других людей. Также он болен физически – он импотент. Роман «Деревушка» (1957), «Город» и «Особняк» (1959). Это роман реалистический и трилогия считается одним из серьезнейших достижений мировой литературы 20 века. За эту трилогию Фолкнер получил нобелевскую премию. Очень часто эту трилогию сравнивают с «Человеческой комедией» Бальзака. Роман «Деревушка» знакомит с Флемом Сноупсом, показывает начало его карьеры. Он мечтает, чтобы лавка Уоррера стала его собственностью. Он женится на дочери Уоррера и получает львиную долю богатства. Он является олицетворением жульничества и стяжательства. Особенно показательной является история Г. Армстида, фермера. Сначала он продает необъезженную лошадь, убеждает фермера искать клад. В итоге разоряя полностью фермера, тот сходит с ума. В романе Юла (жена) и Флем антитетичны. В ней много жизни, она очень красива, привлекательна. На протяжении всей жизни Флем использует Юлу как только может. Юла влюбляется в банкира и тогда Флем создает ситуацию, при которой он на своем пути всех губит. Он сообщает отцу Юлы, что она изменяет Флему. Юла кончает жизнь самоубийством. Банкир бежит из города, а Флем становится главой банка. У Флема был брат Минк, который однажды убивает человека. Дочь Юлы – Линда становится коммунисткой, она пытается с помощью адвокатов пытается отомстить Флему и освобождает Минка из тюрьмы. Минк убивает Флема за то, что он не помог ему освободиться. С Линдой связана тема фашизма, Испании, борьбы, сопротивления злу и несправедливости.






Сейчас читают про: