double arrow

Философские и исторические начала лит-ры начала 20 века

Общая характеристика исторической ситуации начала 20 века и общая хар-ка лит-ных направлений этого периода.

История зарубежной литературы 20 века 1 часть

20-е гг. – первая мировая война, мощное отражение в литературе. 30-е гг. – усиливается рабочее движение в европейских странах, голодные походы безработных, возрастает возмущение. Буржуазия дает ростки, которые в будущем взрастят фашизм. 40-е гг. – вторая мировая война, фашизм, холокост. Этот период в истории - период сплошных провалов: войны, экономические кризисы. Возникло мнение, что запад рушится, полное разложение. Второе мнение было, что запад справился со сложностями, сделал технический прорыв, справился с холодной войной.

В этот период лит-ры жива связь с реализмом. Однако лит-ра развивается уже по своему пути. В этот период лит-ра становится массовой, становится достоянием многих, а, следовательно, меняется отношение к лит-ре как к чему то привилегированному. Слово и искусство слова должно отражать потребу. На лит-ру 20 века огромное влияние оказали 3 философских течения, которые были связаны с разоблачением современности, которые обнаружили подлинные движущие силы 20 века. Это Карл Маркс, Ницше, Фрейд.

Карл Маркс утвердил, что носителем жизни субъекта является его тело. Субъективность это не сознание, это некая природная органическая сила. Он увидел в человеке нечто конкретное. Действует человек ради удовлетворения своих потребностей. Поэтому жизнь – это постоянное колебание внутри некой триады: потребность, желание и труд, усилия по удовлетворению этих потребностей, чувство удовлетворения. Маркс доказал, что история любого человеческого сообщества строится таким образом. Он отдавал огромное значение практике и труду. Весь 20 век показал поразительную живучесть капитализма. Некоторые политологи считали, что капитализму пришел конец. Но это не так. Маркс объяснил, что капиталистическое общество – общество потребления. Особо важным для литературы оказалась теория отчуждения: человек в капиталистической системе производит все необходимое для потребления, но он не распоряжается результатом своего производства, тогда труд обесцеливается. Происходит процесс отчуждения труда, эксплуатации труда. Процесс отчуждения проникает в другие сферы деятельности, возникает ощущение неудовлетворенности.

Фридрих Ницше был учеником Шопенгауэра (романтика). Он выработал свою философию – энергия отрицания и самоопределения. Ницше считал основой жизни волю к власти (жизнь=воля к власти). Воля это некая сила творческая, созидательная, освободительная, сила самоутверждения. Знание и истина это формы воли и их ценность объясняется степенью той созидательной энергии, которая в них проявилась. Воля никак не связана с божественным началом. Воля это то. что лежит вне сферы человеческого, но это не проявление божественного, христианского. Ницше считает что альтруизм, самопожертвование и вообще вся культура это некий обман. Мораль якобы заботится о человеке, а на самом деле она является орудием контроля, подавлением, самовозвышением. Ницше считает, что культура считает для возвышения одних и подавления других. Он утверждает что «бог умер». Бог проявляется в создании новых ценностей жизни, некоего образа жизни, морали, религии, философии. Как только общество перестает созидать что-то, это означает, что бог умер. Жизненная энергия отдельного человека не умирает со смертью бога, но человеку нужно самому найти применение этой энергии. Так рождается мысль о сверхчеловеке, свободному абсолютно от всего.

Зигмунд Фрейд был психоаналитиком. Он создает свою теорию – во многом причиной человеческих неврозов является то, что необъяснимо. Фрейду принадлежит открытие бессознательного. Бессознательное порождает у человека чувство вины, это арена конфликтов. Борьба м/у страстью и разумом – невроз. Он считает, что человеческое поведение связано не с моральными мотивациями, а с животным миром. Человек предопределен биологией. Часто это бессознательное проявляется в человеке помимо его воли.

Все эти три личности изменили содержание и стиль современного мышления. Они создали представление о неразрешимости некоторых противоречий, показали что может быть многое не завершено. Все находится в процессе, в динамике. В центре их внимания были динамические антиномии отдельного человека и общества. Конфликт является источником энергетики.

Альберт Эйнштейн применил классический принцип относительности. Он пришел к отказу от понятий абсолютного времени, одновременности, пространства. Таким образом, он обозначил переворот в физической картине мира. Мир стабильный, статичный вдруг разрушился. Оказалось, что все относительно. Тогда невозможно полная формализация научного знания. На исходе 20 века физики постоянно подчеркивают, что вселенная неупорядоченная, хаотичная, непостижимая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: