double arrow
Антуан де Сент Экзюпери

Он прошил всего 44 года. Он соединил в себе не только писателя, но и мыслителя-гуманиста, летчика. С самого раннего детства он обнаружил много дарований: рано начал писать стихи, рисовал, любил музыку. Он любил технику и хотел летать. Родом он был из разорившихся дворян, отец его был графом. В Экзюпери было очень много намешано. Воспитанием его особо никто не занимался, он сам много читал. После того, как он разбил самолет, он едет в Африку и работает на самолете, который доставляет почту. Здесь он знакомится с пустыней, которая его очень привлекала своими просторами, здесь можно размышлять. Здесь он пишет произведение «Южный почтовый». Героем является Жак Бернис, летчик размышляющий о смысле жизни и пытающийся увлечь в свои размышления жену Женевьеву. Она во многом Жака не понимает. Роман заканчивается очень трагически, оба героя погибают. Он оказался до конца верен профессии, его жизни все таки освещена смыслом. «Земля людей»и «Ночной полет» (1931) являются продолжением этой темы. Здесь описываются ощущения, которые испытывает летчик в полете. Когда он летит, он воспринимает мир иначе. Он уже не может размышлять о каких-то земных проблемах, он думает о вечном. «Ночной полет» повествует о почтовых самолетах. Каждый раз летчики думают, что везут очень важную информацию для людей. Один из летчиков, Фавьен, гибнет во время стихийного ветрового шквала. Экзюпери размышляет о директоре авиакомпании Ривьере, который очень жесткий, увольняет за непослушание. «Земля людей» была написана в 1939 году. В жанровом отношении это сплав документального репортажа с поэтическим осмыслением того, что видел писатель, это философские размышления и фиксация увиденного. Произведение состоит из вставных новелл, которые представляют собой вариант размышлений писателя о земной жизни, о людях.




В 1935 году Экзюпери посещает Россию в качестве корреспондента небольшой французской газеты. первое впечатление о советском союзе: восхищение перед советским человеком, готовым работать для других, однако его пугала атмосфера сталинизма и оторванность людей от своих корней – следствие большевистской России. Он очень хотел попасть на первомайскую демонстрацию, и его поразила грандиозность этого празднования. В России он написал очерк о трагедии – разбился самолет «М.Горький», среди летчиков были его знакомые.



«Удивительная вечеринка» (22 мая). Произведение посвящено воспоминаниям о России, когда он посетил французских гувернанток. Сейчас им было уже за 60. Они вели очень нищенское существование.

В поезде Экзюпери знакомится с польскими шахтерами. Он размышляет об этих людях и о том, что их ждет.

Экзюпери любил людей и тревожился за их судьбу. Когда наступила война, он добился, чтобы его пустили быть военным летчиком. Здесь у него возникают произведения «Военные летчики» и «Письмо заложнику». К нему приходят мысли, что это конец, что фашизм торжествует. Но все-таки он думает о том, что этого не может быть и что победа все равно пребудет.

Накануне смерти он создает «Маленького принца» и незаконченную «Цитадель». Это философские произведения. Они наполнены внутренними смыслами и путешествие маленького принца по различным планетам показывает нам реальную картину того, во что превратился человек. И когда маленький принц оказывается на земле и встречается с летчиком, потерпевшим крушение. Знаменательна встреча с лисом.

В конце своей жизни Экзюпери мечтал, чтобы человек одумался и посмотрел на себя со стороны и понял для чего он живет на своей планете.

«Цитадель» состоит из притч и проповедей. Это произведение – это желание привести людей к мудрости и осознанию своего счастья. Рассказчик – правитель северо-африканских кочевников. Экзюпери размышлял о том, что такое подлинная человечность. Очень часто один человек прикрывает себя другим человеком. Но тогда невозможно познание.

Контрольная работа:

1.Характеристика лит-го направления (Засовский)

2.Разъяснить термины: лит-ра потерянного поколения, лит-ра потока сознания, интертекстуальность, эпический театр Брехта

3.Имена писателей и принадлежность их к определенной стране

4.дать полную характеристику творчества одного из писателей: краткие биографические сведения, перечень его произведений, знаменательные даты, своеобразие художественного метода, анализ одного произведения.

Анна Зегерс (1900-1973)

Это представительница немецкого реализма 20 века. Родилась она в Майнце. Училась в старинном университетском городе. Она очень активно принимала участие в общественной жизни Германии. Зрелые её годы пали на вторую мировую войну. Именно в этот период Анна будучи немецкой коммунисткой стала опасной для правительства. Начинается истребление нормальных здравомыслящих немцев. Начиная с 1933 года Анна видела как немцы начали истреблять немцев антифашистов. Во время войны фашисты уничтожали классическую немецкую литературу, включив туда и первый роман Анны Зегерс. Она вынуждена была эмигрировать, сначала во Францию, затем в Мексику и т.д. Она понимала, что бороться с фашизмом можно и за границей. Она писала, выступала на международных конгрессах писателей в защиту культуры, и это имело большую силу. Она написала ряд новелл, рассказов, повестей, например: «Спутники», «Спасение». В этих произведениях она начала исследование того, как фашистам удалось создать атмосферу, при которой массы пошли за ними.

Её главный роман «Седьмой крест». Крест – древний христианский символ. Но в романе крест приобретает несколько иной смысл. Он становится символом непобедимой мощной силы. Роман создавался 1937-39 гг. в эмиграции. В 1942 году этот роман впервые выходит в Нью-Йорке на английском языке. Это роман о лагерях на территории Германии, об истории побега семерых антифашистов. Бежавший из концлагеря Вестгофен Георг Гейслер испытывается на прочность на протяжении всего романа, это экзамен на человечность. Этот побег очень сильный удар по фашизму. антифашисты считали, что любой беглец – это надежда, это вызывает сомнение во всемогуществе фашизма, это надежда на изменения. Это роман о жесточайшей повседневности Германии. Очень много документов свидетельствует, что многие немцы были против программы Третьего рейха. Эти люди были уничтожены. Лагерь – это мощный рычаг политики Третьего Рейха. Роман показывает нам атмосферу этого лагеря. В нем был особый лексикон: особое обращение с военнопленными означало массовое истребление. Повествование ведется от безымянного узника, который комментирует все события. Сообщение о развязке в прологе, говорит о том, что главным в романе является поведение героев. Конфликт в романе: фашисты и антифашисты. Зегерс показывает почему удается побег, и почему выживает один из героев. на протяжении всего романа идет очень четкая характеристика фашистов. Гитлер берет за основу философию Ницше, подвергая её переработке в своих интересах. Он говорил, что совесть и мораль – это химеры. Солдатов обучали способам уничтожения по мимо совести и морали.

Один из героев романа – Фаренберг. Он хотел стать юристом, но для этого ему не хватило ни способностей, ни ума. Он берется за взятие городов. Он презирает любой физический труд. Он предпочитает роль палача и карателя. Он уверен, что принадлежит к высшей расе, к некой элите. Гитлер говорил, что он хочет произвести отбор слоя новых господ, в которых не будет жалости, морали и сострадания, а будет власть над другими. Фашистами становились люди слабые, которые не хотят ничего добиваться в жизни сами, они примитивны.

Герой романа Бунзен тоже эсесовец. Анна Зегерс дает его портрет: очень красивого мужчины, пользующегося успехом у женщин. Но он красив только внешне, он необычайно жесток, беспощаден и беспринципен. Когда он начинает действовать, его внешность преображается.

В романе показана характерная особенность представителей власти – они не говорят спокойно, таким образом придавая себе уверенность. Даже обладая реальной властью, они не чувствуют себя хозяевами положения.

Георг Гейслер на своем пути побега сталкивается с представителями разных социальных сословий. Немецкие школьники проходят тренировки к войне, их учат воевать. Гейслер начинает испытывать страх за будущее поколение. Эти юноши и девушки будут обмануты, отправлены в лагерь на повинность, в армию и станут солдатами Третьего Рейха.

(ДОПИСАТЬ)

Рассказ «Прогулка мертвых девушек». Это своебразный путь к роману «Мертвые остаются молодыми». Действие рассказа разворачивается в нескольких временных планах. Переходы от настоящего времени к прошлому почти не заметны. Происходит взаимопроникновение реального и воображаемого миров. Порой очень сложно отделить одно время от другого. Здесь присутствует автобиографический мотив- тяжелая травма Зегерс, о которой говорится в начале рассказа. Эта душевная травма делает все воспоминания очень острыми, эмоциональными. Форма быстрого скачка из одного времени в другой дала Зегерс представить в небольшом рассказе судьбу Германии. Одноклассники героини поделились на 2 лагеря: примкнувшие к фашистской идеологии и на тех, кто был против этого режима. Были те, кто оказал сопротивление идеологии – это была учительница, Ленни, сама героиня Ленти. Зегерс показывает, что в любой ситуации есть выбор. Возможность противостояния заложена в личностях. Противостояние оказали те, кто был внешне абсолютно неприметными. Зегерс тревожит, насколько способна личность противостоять злу.

Ярослав Гашек (1883 - 1923)

Его судьба - это отдельный роман. Это не кабинетный писатель, он очень много ездил по Чехословакии, принимал участие в первой мировой войне. Он родился в семье учителя. Жил бедно и скромно. Он окончил коммерческое училище и получил должность банковского чиновника. Однако его привлекала журналистика и литература. Одно время он увлекся монархистским движением. У него было блестящее чувство юмора, поэтому он видел все недостатки этого мира. Он служил в 3 совершенно разных армиях: в российской на Поволжье, в австрийской и др. В основном он писал небольшие по объему произведения.

«Похождения бравого солдата Швейка». Это глубоко сатирическое произведение. События разворачиваются в хронологическом порядке, обозначено конкретное время – первая мировая война, конкретное место – австро-венгерская империя. Это позволяет некоторым исследователям определять роман как исторический. Но он, безусловно, еще и сатирический роман. Здесь нет объективности, которая всегда является характеристикой исторического романа. С помощью гротеска и иронии автор разоблачает австро-венгерскую монархию. Сила и слабость Швейка исторические. Это необычайный герой, имеющий чувство юмора. Он бывает ловок и хитер, проявляет мужество на службе. Швейк действительно умен и ловок, или лишь притворяется. Скорее всего, это не маска. Перед нами искренний герой, который оказывается в реальности, которая оказывается абсурдной сама по себе. Швейк – не простой образ. Гашек для создания этого героя в предыдущих произведениях применил элементы фантастики: он летчик, он совершает невероятные полеты, приказы доводит до абсурда. В романе он становится более реалистичным, приобретает острый политический и народный характер. Швейк произносит много пословиц и поговорок. За образом Швейка вырисовывается чехословатский характер: добродушие, плутовство, здравый смысл.

Модернизм– это название ряда течений в искусстве, которые развивались в 20-40 гг. 20 века. Модернизм характеризуется неверием в возможность искусства повлиять на жизнь человека. Писатели модернисты искали самодостаточные формы и тем самым оказались причастными к искусству декоданса. Характерные черты: 1)неверие модернистов в тоталитарную власть, неверие в догматические системы: религиозные, социальные, политические, где происходит подавление человека; 2)гуманистические ценности признаются устаревшими, потерявшими свою силу; 3)у некоторых писателей-модернистов навязчивый характер приобретает поиск в человеке низменных побуждений, интерес к натуралистическим подробностям в жизни героя; 4)природа человека не совершенна, поэтому надежды на какое-то счастье нет; 5)настойчивый поиск противовеса безднам человеческой души, но постичь сущность этого противовеса не просто, этот противовес зашифрован в романе, поэтому возникает элитарность в произведениях.

Литература потока сознания – эта литература появляется в 20 веке, она вызвана к жизни психологической теорией Уильяма Джеймса. Он сделал психологию наукой, утвердив, что сознание это непрерывный, текущий поток. При этом в сознании заложен логический смысл, и, в то же время, сенсорные впечатления (чувства), которые обретают некую прерывистость, неясность. Поэтому «поток сознания», где сочетаются логика и алогичность, неразрывно связны. Поток сознания течет по большей части на подсознательном уровне. Поэтому используются 2 момента: внутренний монолог (логика и последовательность) и поток сознания (логика и нелогичность). Джойс как представитель этого направления показывает сознание героя как непрерывное течение, но логика перехода от одной мысли к другой прерывается, связь не ясна. Фолкнер полностью сосредоточивает внимание на сенсорных впечатлениях. Поток сознания помогает фиксировать то, что осознано в слове, с другой стороны, есть перебивы в работе человеческой мысли. Перебив этот – разрыв причинно-следственной связи, включение внешних впечатлений.






Сейчас читают про: