Основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и ХХ века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.)

Политико-правовые учения в Европе начала XX в. представляют собой многогранную и весьма пеструю картину. Вопрос, в целом, д.б. изучен самостоятельно по учебной литературе: Здесь рассмотрим лишь основные моменты изучения.

Итак, большое распространение имели социалистические политико-правовые учения. Одним из его направлений оставалось марксистская политико-правовая идеология (как социал-демократическая, так и большевистская).

Эдуард Бернштейн (1850 - 1932). См.: «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899). Он утверждал, что капитализм далек от своего конца. Его знаменитое суждение о социализме: «Эта цель для меня ничто, движение же - всё». Бернштейн верил в реформы, призывал к ревизии теории марксизма. Считал, что социал-демократическая партия должна принимать участие в деятельности современного ей государства, участвуя в преобразовании общества посредством реформ («Казус Мильерана»)

Карл Каутский (1854 - 1938). «Бернштейн и социал-демократическая программа. Антикритика». Выступал в своей книге за неизбежность социалистической революции, против социальных реформ (в тот период времени).

Основатели и вождигерманской социал-демократии Август Бебель (1840 - 1913) и Вильгельм Либкнехт (1826 - 1900) защищали чистоту марксизма, но признавали практическую сложность сочетания борьбы за социализм и борьбы за реформы. К. Каутского они считали центристом. К последним относился и Георгий Валентинович Плеханов (1856 - 1918). (повт. Историч. Мат- л)

Самостоятельным течением марксизма является большевизм, основателем которого был Владимир Ильич Ульянов (Ленин). «Большевизм существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 г. См. «Государство и революция»(1918) «Всё общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы». «Диктатура пролетариата невозможна иначе, как через коммунистическую партию». Позже Ленин говорил: «Коммунисты стали бюрократами. Если что нас погубит, то это».

Следующим направлением социалистического политико-правового учения был анархизм. Особо можно отметить книгу Яна - Вацлава Махайского (1867 - 1926) «Умственный рабочий», которая была опубликована в 1898 - 1899 г.г. под псевдонимом А. Вольский (переиздана в 1905г.). Он считал, что, стремясь к господству над всем обществом, интеллигенция выдвинула идеал государственного социализма, используя в своих целях движение пролетариата. Махайский и его последователи (анархистские группы в Иркутске, группа «Рабочий заговор» в Одессе и др.) составили задачи самоорганизации рабочего класса, освобождение от чуждых целей, навязанных пролетариату группами «Умственных рабочих» (т.е. буржуазной интеллигенцией) руководящих социал-демократическими партиями.

Видным теоретиком анархизма был Пётр Алексеевич Кропоткин (1842 - 1921). См.: «Хлеб и воля», «Записки революционера», «Государство, и его роль в истории», «Нравственные принципы анархизма», «Современная наука и анархия». Здесь обоснована теория анархо - коммунизма. Он отвергал марксизм, видя в нём «государственный социализм» с экономическим деспотизмом.

«Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы в тех же условиях другие поступали с тобой; это - «не что иное, как начало Равенства, т.е. основное начало анархизма». После 1917 г. П.А. Кропоткин писал: «Террористы комитета общественной безопасности оказались могильщиками революции». «Если же теперешнее положение продлится, то само слово «социализм» обратится в проклятие».

В начале XX в. возникло относительно новое направление политико-правовой идеологии - анархо-синдикализм. В 1895 г. во Франции профессиональные союзы создали «Всеобщую конфедерацию труда». Её основой были синдикаты (объединения рабочих по профессиям). Они нашли теоретическое обоснование в анархизме. Жорж Сорель (1847 -1922) - французский социальный философ в 1906 г. опубликовал книги: «Размышления о насилии», «Иллюзии прогресса». Его вывод - «Насилие спасёт мир». Он отвергал демократию, парламентскую деятельность; главным средством борьбы считал всеобщую забастовку. Будущее общество - децентрализованная конфедерация автономных синдикатов.

...Вряд ли можно отнести к социалистическим учениям доктрину солидаризма. Их теоретической основой была социологическая доктрина, взгляд Огюста Конта на общество как на единое целое. Солидаристы считали, что и буржуа, и пролетарии взаимосвязаны и равно необходимы для общественного производства. Понятие «солидарность» получило развитие в книгах Эмиля Дюркгейма «О разделении общественного труда»(1893) и Л. Буржуа «Солидарность» (1897).

Опровержение революционного синдикализма и попытку построить на основе идеи солидарности политико-правовую концепцию предпринял профессор юридического факультета в Бордо Леон Дюги (1895 - 1928). В книге «Государство, объективное право и положительный закон»(1901) и др. Дюги писал, что осознанный факт солидарности порождает социальную норму, которая формируется таким образом: «Ничего не делать, что уменьшается солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать всё, что в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах». Эта норма солидарности стоит выше государства и положительных законов, которые лишь служат её осуществлению. Свои идеи Дюги противопоставлял учению о классовой борьбе, которое называл «отвратительной доктриной», (см. уч. Лейста с.594 - 603,особенно - с. 602).

Поиск обновлённых теоретических основ правоведения привёл к возрождению идей Канта. Лозунг «Народ к Канту!» был особенно популярен в Германии:, где формировались две основные школы неокантианцев: фрейбургская и марбургская. Идеи марбургской школы нашли своё выражение в книге немецкого юриста Рудольфа Штаммлера (1856 -1938) «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории»(1896)

Критика Штаммлера была направлена против учения о базисе и надстройке. Об общественно - экономических формациях и закономерностях их смены. Целью своего груда Штаммлер считал защиту права. Его идеалом является общество, где преодолено извечное противоречие между волей и желаниями, между разумом и чувствами. Особенно пагубна для человечества классовая борьба. «Общество свободно хотящих людей... представляет собой только «регулятивную идею», к которой человечество вечно стремится.

... В целом на рубеже XIX - XX вв. возникает множество теорий и школ, выступающих с критикой юридического позитивизма. В Германии, Австро — Венгрии, Франции... получила распространение школа «свободного права». Противопоставляя «мертвой букве закона» практику, они призывали искать право в жизни, общественных отношениях, в правосознании... Особое значение придавалось деятельности судей... Главным признавалось решение «по закону», а при пробелах в законе — «кроме закона».

Видимым представителем этой теории был австралийский профессор Евгений Эрлих. (См.: «Основы социологии права» (1913 г.)). «Лишь то, что входит в жизнь, становится живой нормой, всё остальное - лишь голос учения, норма решения, догма или теория». «Право, прежде всего, есть организация». Закон - один из способов обеспечения права.

... Полемика различных направлений в юриспруденции обусловила развитие правовой науки, соответствующей потребностям гражданского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: