double arrow

Религиозно-нравственная философия

На рубеже XIX - XX вв. в России была популярна религиозно - нравственная философия права: B.C. Соловьёв, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин, С.Л. Франк и др.

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 - 1900) - доцент философского факультета Московского университета. (СМ.: «Кризис западной философии (против позитивистов)» (1874), «Критика отвлеченных начал» (1880), «Оправдание добра. Нравственная философия» (1897). «Право - это требование реализации минимальной нравственности, то есть осуществления определённого минимального добра». Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он - до времени не превратился в ад.

В целом Соловьёв был приверженцем концепции «возрожденного» естественного права. Сущность права - «исторически - подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага», где право - область внешняя, а интерес личности - область частная. «Общее благо» должно общим пределом ограничить частные интересы, но оно не может их упразднять. Поэтому Соловьёв выступал против смертной казни и пожизненного заключения, которые, по его мнению, противоречат существу права.

Он различает сущность права (идею права) и позитивное право (закон). Закон - это «определенное в данных обстоятельствах места и времени ограничение личной свободы требованиями общего блага», к признакам которого относятся: 1 - публичность, 2 - конкретность, 3 - реальная применимость.

Соловьёв выступал против принципа разделения властей как «системы сдержек и противовесов». Государство - это воплощенное право».

Трем основным моментам лично - общественной жизни - религиозному, политическому, пророческому - в ходе исторического развития соответствуют, по Соловьёву, три последовательные ступени человеческого сознания и формы общественного строя: 1 - родовая, принадлежащая прошедшему, но сохраняемая в современных условиях в видоизмененной форме в семье; 2 - национально -государственный строй, господствующий в настоящем; 3 - всемирное общение жизни как идеал будущего.

Многие философы XX в. восприняли такие идеи Соловьёва, как, ориентация государства на социальные реформы; идея права как минимум нравственности.

Евгений Николаевич Трубецкой (1863 - 1920) - философ правовед (история философии права, энциклопедия права в Ярославском Демидовском юридическом лице, Киевском и Московском университетах). Организатор психологического общества при Московском университете, член Государственного Совета (1907 - 1908 г.) См.: «История философии права» (1907); «Социальная утопия Платона» (1908), «Миросозерцание Вл. С. Соловьева» В 2-х тт. (1913), «Метафизические предложения сознания. Опыт преодоления Канта и кантианства» (1917), «Энциклопедия права» (последнее переиздание- 1998)

Трубецкой критиковал основные подходы к праву как к силе, интересу, психике человека. Он подчеркивал: «... право - это внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой», или «совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях». Право и нравственность представляют собой две тесно взаимосвязанные области, которые можно сравнить «с двумя пересекающимися окружностями: у них есть, с одной стороны, общая сфера - сфера пересечения, в которой содержание их совпадает, и вместе с тем две отдельные области, в коих их требования частью не сходятся между собой, частью даже прямо противоречат друг другу».

Трубецкой предлагал соединить идеи исторической школы права (право - продукт истории) с требованием представителей естественного права о нравственных ориентирах права. Он считал, что право есть проявление Абсолютного на несовершенной ступени человеческого развития, когда спорные вопросы, возникающие в процессе общения, люди не могут разрешить самостоятельно и обращаются за защитой своих интересов к праву и государству Евангелие ценит право и государство не как «возможную часть Царства Божия, а как ступень исторического процесса», этап восхождения к Абсолюту.

Трубецкой критиковал «черного зверя» - правительство за медлительность с реформами, «красного зверя» - за разрушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: